Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема I. Философия Древнего мира




Для самостоятельной работы по философии

Методические материалы

 

Вопросы для самостоятельного изучения в первой теме историко-философской части включают в себя историю философской мысли Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Рима. Являясь генетическими частями философии Древнего мира, данные философские традиции, несомненно, несут на себе печать специфических особенностей всей древней философии. Однако философия Древнего Китая и Индии традиционно выделяются в особый блок Древневосточной философии, обладающий своими характерными чертами.

Необходимо четко представлять себе специфику Древневосточной философии, заключающуюся, прежде всего, в тесном взаимодействии с религией, в выделении и рассмотрении множества частных проблем, связанных с человеком, в органическом восприятии категорий из мифологии, в стремлении решать социальные проблемы путем ухода от мира. При этом, следует учитывать, что между Античной философией и мыслью Древнего Востока существуют и общие черты.

Древнеиндийская философия берет свое начало в древнейших святых текстах - ведах (до 1500г. до Р.Х.) Веды и брахманистские тексты формируют мировоззрение, т.н. ведийского периода. Оно характеризуется крайним плюрализмом, все явления мира представляются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом и взаимопроникают друг в друга, претерпевая взаимные превращения. Со времени упанишад (фил. тексты с 800г. до Р.Х.) и для позднейшего периода характерно представление, что в основе космоса лежит вечно сердце - Брахман, из которого развилось все сущее, и которое тождественно внутреннему ядру индивида - Атману. Существует учение о переселении души, а также - карме (жизненный путь, как совокупность хороших и плохих поступков), влияющей на качество переселений. Высшей целью выступает возможность вырваться из кругооборота повторяющихся рождений - сансары - благодаря аскетизму и приобретению высшего познания.

Следует иметь ввиду, что в основных проблемах развитие индийской философии шло параллельно с европейской традицией, но в других формах. В классический или в брахмано-буддийский период развития древнеиндийской философии (с 500г. до Р.Х.) сложились основные школы - даршаны (способы воззрения), считающиеся равноправной формой толкования истины.

1. Миманса (“разъяснение” выделенного текста о жертвоприношениях) может быть отнесена, по своим методам, к моралистическим моделям понимания мира;

2. Веданта (завершение “Вед”) учит о возникновении мира из Брахмы, о возможности единения с богом, не сливаясь с ним, в результате праведной жизни и направленности души на познание. Известный представитель данного направления - Шанкара (род. ок. 788 – ум. 820), находясь под влиянием позднебуддийской философии, дает новую интерпретацию учения веданты о всеединстве. Абсолют (брахман) вечно остается одним и тем же, его развертывания в мир, порождающие многообразие, лишь иллюзия (майя), все формы культов - ступени, предшествующие истине;

3. Санкхья (Разумное “взвешивание” или “перечисление”) проповедует сетеистический плюрализм, первовещество только по видимости связанного, своего рода, душой – духом, преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение;

4. Йога (напряжение, тренировка - есть практика созерцания, ее теоретической базой служит санхья, однако ею признаётся и личный Бог;

5. Ньяя (правило, логика) учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм;

6. Вайшешика, сливающаяся в одну систему с йогой, стремится установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. В рамках этого теистического учения развивалась идея категорий и атомизма. Вайшешика представляет мир как набор субстанций: стихии (вода, земля, огонь, воздух), пространство и время, тонкая материя (эфир или ум, душа). Мир – совокупность данных элементов. Внутренние невидимые, неизменные частицы стихий – ану (атомы) являются причинами всех вещей и явлений.

Познать ану можно только логическим путем. В силу этого вайшешика – ньяя, заявляя, что познание начинается с ощущений, в качестве главного средства познания утверждала умозаключение.

Следует подробнее остановиться на школе Санкхья. Ее основателем является некто Капила (VII в. до н. э.). Развивая линию вед, школа провозглашала всеобщую одушевленность бытия. Сущностью бытия является Пуруша – вечное космическое “Я”. Оно характеризуется: неизменностью, пассивностью и не принадлежит окружающей нас реальности (трансцендентально). Данное трансцендентальное познание не познается средствами этого мира.

Кроме указанного нематериального начала школа Санкхья признавала вещественное начало – “пракрити” – первоматерю. Она вечна, однокачественна и бессознательно активна. Предметы реального мира образуются из пракрити независимой от Пурушу. В этом, как мы видим, проявляется дуализм данной школы.

Первоматерия содержит субстанциональные силы (гуны), служащие для возникновения вещей. Они не воспринимаемы физически, но наличие их определяется по следствиям. Пракрити состоит из трех сил: проявление, активность, пассивность (инертность). Данные силы характеризуют все явления мира.

Пуруша и первоматерия состоится как душа и тело. Космос воспринимается как действующее одушевленное единство. Однако данное восприятие приводит человека к ошибочному смешению. Пурушу с миром и, как следствие к страданиям, противоречащим истинному пути. Он предполагает бесстрашность по отношению к внешнему миру. Благодаря неучастию во внешнем процессе человек приобретает свободу.

Кроме того, индивид выходит из постоянного кругооборота рождений и смертей (сансары). Такое состояние свободы называется Мокшей. Как отмечалось выше, йога служит учением о воспитании необходимых качеств для достижения мокши.

Большое внимание на философию и культуру Индии оказал буддизм. Основатель его – принц Сиддхартхи из рода Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), получивший имя Будда (“просветленный”). Буддизм одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души. Буддизм учит, что мир это поток “частиц бытия” – дхарм. Дхармы можно определить как стихийные психофизические носители собственной жизненной энергии. Из них состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх и т. д. Мир есть совокупность дхарм, но данная совокупность постоянно изменяется, изменения носят причинно-следственный характер. Между дхармами существует преемственность. Мир, таким образом, развивается в определенную сторону.

В отношении к человеку эта пульсация бытия проявляется через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а будущее – его настоящего. Жизнь как целостность образует лишь поток последовательных состояний сознания.

В центре буддийского учения – четыре истины. Первая гласит, что жизнь человека есть страдание; вторая свидетельствует о двух причинах страдания: первая – движение дхарм, приводящее к постоянным перерождениям (сансара) и влияние прошлых рождений на человека в форме нравственного закона (карма); вторая – жажда жизни, т. е. стремление человека к удовлетворению чувственных страстей; третья истина говорит об освобождении человека от страданий через ликвидацию жажды жизни; четвертая истина – путь к идеалу, заключающийся в нирване (“угасание”). Суть нирваны в бестрастности и освобождении от телесной зависимости. Путь к нирване имеет восемь ступеней, совпадающих с идеалами высоконравственного поведения.

Буддизм получил распространение во многих странах Востока, в том числе и в Китае.

Кроме указанных выше традиционных школ, в древнеиндийской философии следует выделить нетрадиционное учение локаята (идущее от мира). Основатель его – Брихаспати (сер. I тыс. до н. э.). Позднейшая школа – чарваков (материаоистов) в лице ее выдающегося представителя Каутилья, автора трактата “Архашастра” (IV-III вв до н. э.) показывает нам учение весьма схожее с предсавлениями античных авторов.

Согласно чарваке нет никакого иного мира кроме окружающей нас реальности. Мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Дух или сознание, с их точки зрения, является свойством материи. Нематериальной души нет, таким образом, со смертью человека от него ничего не остается. Мы видим, что бессмертие отрицается.

Этическое учение Каутильи исходит из материалистических предпосылок. Смысл жизни состоит в том, чтобы получить как можно больше наслаждений и избежать страданий. Идеал праведной жизни предполагал производительный труд, накопление богатств, добродетельное поведение.

В теории познания чарвака отдавал приоритет эмпирическому познанию, полагая, что логическое мышление может принести пользу лишь при опытном подтверждении выводов.

В древней Индии большое влияние имели религиозные мистические учения джайнизма и буддизм, сближающиеся с ведантой (особенно буддизм) в поздний период (начало нашей эры). Целью совершенствования выступает нирвана, в рамках которой внешний мир воскрешается как проекция сознания.

При подготовке к семинарам и экзаменам следует обратить внимание на имеющиеся в библиотеке НА МВД России книги, посвящённые древнеиндийской философии. Эти книги отмечены специальным знаком в УММ для семинарских занятий. На кафедре философии имеется фондовая лекция доцента Дегтярёва Н.П., посвящённая данной теме.

Древнекитайская философия отражена как в материалах фондовой лекции того же автора, так и имеющихся в библиотеке академии специальных работах.

При изучении философии древнего Китая следует иметь ввиду, что данную традицию можно поделить на два периода:1 предыстория китайской философии (до 6 в. д. Р. Х.) в рамках которой господствуют космогонические воззрения, культ неба и диалектика вселенских основных начал Ян и Инь; 2. древняя китайская философия (600 - 200 до Р.Х.) включающая в себя прежде всего, воззрения Конфуция и Лао-цзы.

Конфуций (Кун-Фу-цзы) родился в 552 - умер в 479 до Р.Х. собрал и прокомментировал классические произведения Древнего Китая, сформулировав учение о великих добродетелях 1) мудрость, 2) гуманность, 3) верность, 4) почитание старших, 5) мужество - которые должны быть признаны в определённых мерах. Понятные как задачи, данные добродетели позволяют требовать от индивида самосовершенствования при выполнении общественного долга. Эти понятия добродетели Мо-Ди развивает в учение о всеобщей любви, позволяющее ему требовать социальных реформ.

Лао-цзы (с китайского - старый учитель) родился в 604 до Р.Х. - умер за пределами Китая, вероятно в глубокой старости, является основателем даосизма. Дао - понимается как первоначало бытия, к которому всё возвращается. В доступном земному пониманию дао, содержатся "сянь" (прообразы, идеи) и "дэ" (действующая сила). Человек должен действовать в соответствии с ними - "увэн" (невозмутимое согласие), т.е. соблюдать баланс между думающим созерцанием и активным действием.

Последователем Лао-цзы является Ян Чжу, давший материалистическое толкование дао. В рамках древнекитайской мысли известны философы права и государства Шан-Ян и Хань-Фэй-цзы, частично использовавшие идеи вышеуказанных авторов и выступающие представителями школы Фа-цзя (“легистов” или “законников”). Их идеи знакомы вам из курса истории политических и правовых учений.

Мы можем видеть, что центральные идеи древневосточной философской мысли направляются на решение вопросов характерных для античной философии.

Философия Древнего Рима является генетической частью Античной философии. Римские авторы, в основном, выступали продолжателями традиций греческих философских школ и направлений. Следует обратить внимание на то, что именно стоицизм оказался наиболее распространённым философским течением в Древнем Риме. Стоическая философия с её установками на выполнение долга, жизнь не столько приятную сколько праведную, ориентируещаяся на такие добродетели как разумность, умеренность, справедливость, доблесть, оказалась наиболее приближенной к реалиям жизни римского гражданина.

Наиболее известными адептами стоицизма являлись Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий.

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до Р.Х. - 65г. после Р.Х.) римский философ, поэт и воспитатель императора Нерона. Философия, согласно Сенеке, является нравственно религиозным руководством в жизни. Мыслитель требовал нравственной строгости по отношению к самому себе, и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему. Высшая добродетель - верность самому себе. Следует запомнить характерные названия произведений Сенеки "О милосердии", "О благодеяниях", "О духовном покое", "О счастливой жизни", "Нравственные письма к Луцилию". Надо знать, что своими усилиями философ приближал идеал стойкой и практической жизни. В библиотеке НА МВД РФ имеется последняя указанная нами работа мыслителя наиболее показательная в этом отношении.

Эпиктет (ок. 50-138 гг. после Р.Х.), грек по происхождению, раб и вольноотпущенник в Риме, известен учением об основной задаче философии. Она заключается в обязанности научить различать то, что сделать в силах и что нет. "Беседы", выдержки из учения Эпиктета, содержат идеи о том, что не сам окружающий мир, а наше отношение к нему делают нас счастливыми или несчастными, наши мысли, стремления, а следовательно и наше счастье подвластно нам.

Марк Аврелий Антонин (121-180 гг. после Р.Х.) римский император из рода Антонинов, последователь Эпиктета. Оставил 12 томов сочинений под общим названием "Рассуждения о самом себе". Философ четко формулирует идею подчиненности Судьбе. По его мнению, люди, посредством духа, люди создают идейную общность, принимая участие в божественном.

Рассматривая Римскую законодательную традицию, следует обратить внимание на наличие в её рамках почти всех основных направлений. Представителем материализма является Тит Лукреций Кар - автор поэмы "О природе вещей". Цицерон выступает основателем эклектизма, стремящегося объединить в одну все философские школы в учении о добродетели. Он известен вам как крупнейший философ права древнего мира.

При подготовке к экзамену следует обратиться к лекции доцента Дегтярева. Н.П. "Античная философия" и другой рекомендованной литературе. Для освоения материала по теме 1 "Философия Древнего мира" актуально обратиться к оригинальным произведениям древних авторов, сборникам и хрестоматиям.

 

Литература

*[1]Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала // Вопросы философии.- 2001.- № 1.

*Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии.- 2000.- № 2.

*Бонгард-Левин Г.М. Мудрецы и философы древней Индии…- М., 1975.

Дао и даосизм в Китае.- М., 1982.

Древнекитайская философия. В 2 т.- М., 1972-73.

*История китайской философии / Шень Чжен, Чжу Итин, У. Сюнгу и др.- М., 1989.

*Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм.- М., 1983.

Курбатов В.И. История философии. Конспект.- Ростов-на-Дону, 1997.

*Лукоянов А.Е. Начало древнекитайской философии…- М., 1994.

*Лукреций О природе вещей. Ч.II. / Сост. Ф.А. Петровский.- М., 1991.

*Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия.- М., 1994.

*Малявин В.В. Конфуций.- М., 1992.

*Проблема человека в традиционных китайских учениях.- М., 1983.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т.- М., 1956-57.

*Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию.- М., 1977.

*Цицерон Философские трактаты / Отв ред. Г.Г. Майоров.- М., 1985.

Чаттерджи С., Датта Д., Древняя индийская философия.- М., 1954.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки по теме I

 

1. Определите социальные основания становления философского сознания в Древней Индии.

2. Что составляет сущность философского сознания основных направлений и школ Древней Индии?

3. Укажите на принципиальное различие в подходах сторонников школы легизма (законников).

4. Раскройте содержание понятия “Дао” как единства противоположностей.

5. Почему стоицизм рассматривается как наиболее подходящая для Древних римлян философская традиция?

6. Проведите параллели между древневосточной философской традицией и римским стоицизмом.

7. Сравните политические и правовые идеалы мыслителей Древнего Востока и Древнего Рима.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.