КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема V. Марксистская философия
В. Ф.В. Шеллинг Б. И.Г. Фихте А. И. Кант Тест к теме IV I. Выберите правильный ответ на вопрос: 1. К какому направлению принадлежит философия Фихте? а. Материализм б. Объективный идеализм в. субъективный идеализм г. Дуализм 2. Что является основанием философии тождества? а. убеждение в сотворенности мира Богом б. убеждение в противостоянии субъекта и объекта познания в. убеждение в непознаваемости мира г. убеждение в совпадении объекта и субъекта в акте самопознания 3. Что выступает основанием мира у Фихте? а. Бог б. материя в. абсолютное “Я” г. природа
4. Что выступает основанием мира у Шеллинга? а. абсолютный разум б. беспредельное в. материя г. природа
5. Как показывается основная часть философии Фихте? а. “философия тождества” б. “наукоучение” в. “самопознание” г. “феноменология духа”
II. Определите авторов указанных отрывков: 6. Если это высшее – не что иное, как основание тождества между абсолютно субъективным и абсолютно объективным, между сознательным и бессознательным, которое в свободном действии разделяются только для являемости, то само это высшее не может быть ни субъектом, ни объектом, ни тем, ни другим одновременно, но лишь абсолютным тождеством, в котором нет никакой двойственности и которое именно потому, что условие всякого сознания есть двойственность, никогда не может быть осознано.
7. Истинно, или есть само по себе, только единство, которое лежит в основе противоположности всеобщего и особенного в вещах и той же противоположности в познании, а не бытие или познание, мыслимые в противоположности друг другу. Но где в каждом для себя, будь то в реальном или в идеальном, достигнуто абсолютное тождество противоположных сторон, там непосредственно выражена в самом реальном или идеальном неразличенность познания и бытия, формы и сущности.
8. Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли; во всех своих поступках, направленных как на самого себя, так и на другие разумные существа, он всегда должен рассматриваться так же как цель. …Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Возможные авторы: Марксистская философская традиция сложилась как относительно единое направление, характеризующееся едиными принципами решения онтологических, гносеологических, социально-философских и др. проблем. Данные принципы формировались в 30-е - 40-е гг. Х1Х века благодаря работам К. Г. Маркса и Ф. Ф. Энгельса. Марксизм как философское направление является одной из самых распространённых и влиятельных доктрин Х1Х - ХХ веков. Революционное учение Маркса уже в конце Х1Х века подверглось ревизионистским и реформистским атакам, но, несмотря на это, марксистская философия сохранилась. После Второй мировой войны можно говорить о неомарксизме. В рамках данной темы рассматривается и развитие марксистских идей в России и СССР. Данную философскую традицию мы склонны относить не к русской философии, а к трансформации западноевропейской модели философствования на отечественной интеллектуальной почве. (Аналогичный подход мы можем встретить у авторитетных отечественных и западных исследователей, см. напр.: Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. -СПб., 1997.). На самостоятельное изучение в рамках данной темы выносится история марксистской философии в Советской России и СССР. Общую характеристику развития марксистской философии в нашей стране в указанный период можно усвоить, обратившись к учебному пособию Дегтярёва Н. П. "Русская философия Х1Х - ХХ веков". - Часть 2. - Н. Новгород, 2000. - (с.27-29), имеющемуся в библиотеке НА МВД России в достаточном количестве. Определённый материал можно почерпнуть в философских словарях, в частности в философском энциклопедическом словаре. Кроме того, следует обратиться к оригинальным работам представителей марксистской философии в нашей стране. Следует иметь в виду, что развитие данной традиции в нашей стране можно подразделить на ряд этапов. Непосредственно после октябрьского переворота, в годы гражданской войны и в 20-е годы сохранялась относительная свобода для дискуссий и плодотворного творческого развития философских взглядов даже в пределах марксистской традиции. Наиболее значительным событием данного этапа является знаменитая дискуссия "механистов" и "диалектиков", проходившая во второй половине 20-х годов. Об этой дискуссии и других философских проблемах, поднимаемых на данном этапе, можно получить представление, обратившись к сборнику "На переломе Философские дискуссии 20-х годов: “Философия и мировоззрение”/сост.П.В. Алексеев. М., 1990г, имеющемуся в библиотеке НА МВД России. Работа содержит большую вступительную статью с обзором основных проблем. Следующий этап развития философии в СССР связан с установлением тоталитаризма и режима личной власти Сталина. В 30-е гг. и до смерти И.В. Сталина в 1953г философская мысль в нашей стране оказалась втиснутой в узкие рамки положений философского параграфа "Краткого курса истории ВКП (б)". Марксизм был схематизирован, догматизирован и существенно упрощен. Это привело к игнорированию ряда перспективных научных направлений. В период оттепели и после ХХ съезда КПСС философская проблематика существенно расширяется, оставаясь, однако, в пределах идеологически определенных рамок. Связи советских философов с их зарубежными коллегами активизировались. Происходит "отпочкование" от философии ряда наук (психология, этика, эстетика, аксиология, социология). В данный период усиливается роль гносеологической проблематики в марксистской философской мысли. Большую роль в этом сыграли Б.М. Кедров, П.В. Копнин, Э.В. Ильенков и их сторонники. Ильенков наметил контуры диалектической логики как пути достижения объективной истины. С. Л. Рубинштейн проводил исследования социальной природы познания, приходя к выводу о единстве человеческого сознания и деятельности. Следует обратить внимания на дискуссию о соотношении диалектики, логики и теории познания, о предмете и структуре диалектической логики. Она вспыхнула в 50-х - 60-х годах и продолжалась длительное время. Осуждение "гносеологизма" во многих публикациях не привело к ослаблению актуальности данной проблематики и, что объясняется объективной логикой развития как философии, так и частных наук. В связи с распространением кибернетического понятия "информация" возникла потребность в его истолковании с точки зрения теории отражения (А.Д.Урманцев, Б.С.Украинцев, В.С.Тюхтин и др.). Возникают и развиваются междисциплинарные направления. Особенно характерно обращение многих исследователей к проблемам деятельности и творчества человека (А.Н.Леонтьев, В.С.Библер, Г.А.Давыдова, Г.С.Братищева, К.А. Альбуханова и др.). Широкий резонанс вызвала дискуссия о категории идеального и ее соотношении с категориями индивидуального и общественного сознания. Идеальное истолковывалось Ильенковым и его сторонниками как разумная форма мыслящей активности индивида, как его способность осваивать всеобщую меру бытия вещей. Идеальное воспринималось как факт общественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Этому деятельностному подходу противопоставляется информационный подход. С данной позиции, идеальное - актуализированная для личности информация в чистом виде и способность свободно оперировать ею, иными словами - субъективная реальность (Д.И. Дубровский, Е.В. Черносвитов и др.) Не следует обходить вниманием появление в 60-х - 80-х гг. философии науки - фактически новой дисциплины в СССР. Рассматривались проблемы логического строения, типологии научных теорий, взаимоотношения теоретического и эмпирического уровней научного исследования, объяснения и понимания, предпосылок и механизмов формирование нового знания в науки. Наибольший интерес среди общих ученых методов познания вызывает системный подход. В данное время большое место занимает проблема человека. Складывается школа (направление) в рамках которого проводится концептуальная разработка философских проблем человека (Б.Т. Григорьян, А.Г. Мысливченко, И.Т. Фролов, Л.П. Буева, В.Е. Давидович, В.В. Орлов, П.С. Гуревич и др.). "Антропологисты" подвергли критике попытки растворить индивида в обществе и тем самым снять проблему изучения человека как личности и индивидуальности. Признавались неправомерными попытки сведения человека к его сущности и предпринимались шаги по исследованию проблемы существования. Логика развития науки вызвала к жизни ряд многотомных трудов по материалистической диалектике, вышедшие в первой половине 80-х гг. Эти обобщающие труды создавались крупными авторскими коллективами под руководством П.Н. Федосеева, Л.Ф. Ильичева, М.Б. Митина, Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. При подготовке к экзаменам следует обратить внимание, что с середины 50-х гг. расширяется спектр историко-филосовских исследований. Выходят многотомные исследования по истории философии. Идет постепенное преодоление схематизма, раздробленности материала и выработки методологии этих исследований. В условиях приближения 1000-летия крещения Руси активизировались исследования по истории отечественной философии, особенно религиозно-идеалистического правления. В период перестройки в СССР анализ предшествующего философского развития показал, что под общей "крышей" марксисткой философии сложились различные философские школы, онтологистско-метафизическая, гносеологическая, логическая, философия науки, философская антропология и др. Историческое развитие толкало многих отечественных философов на диалог с их зарубежными коллегами. Марксизм терял свою монополию. После распада СССР начался драматический процесс пересмотра и отказа от канонов "советского марксизма". Особенно интенсивно издаются работы по истории религиозно-философской мысли России конца Х1Х - первой половины ХХ века. Появляются ранее не издававшиеся труды отечественных мыслителей. При подготовке к экзамену можно обратиться к соответствующим статьям специального издания - Русская философия. Словарь /Под общей редакцией М. А. Маслина. - М., 1995 г.
Литература: *Бутенко А.П. Виновен ли Карл Маркс в “казарменном социализме”? // Философские науки.- 1989.- № 4. *Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии.- 1998.- № 8. *Дегтярев Н.П. Русская философия XIX-XX веков: Учеб. пособие. Часть II.- Н. Новгород, 2000. Маркс: за и против.- М., 1991. Марксизм: pro et contra.- М., 1992. *На переломе. Философские дискуссии 20-х годов.- М., 1990. *Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки по теме V 1. Какова роль Г.В. Плеханова в распространении марксизма в России? 2. Развитие В.И. Ульяновым (Лениным) марксизма. 3. Дайте характеристику дискуссии 20-х – 30-х годов в советской философии. 4. Каковы особенности марксистской философии периода диктатуры И.В. Сталина? 5. Охарактеризуйте процесс расширения проблематики в советской философии после 1953 года. 7. Определите особенности развития марксистской философии в период перестройки и демократических реформ. 8. Определите плюсы и минусы классовой теории происхождения государства. 9. Сравните марксистскую политико-правовую доктрину и концепцию естественного права.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |