Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Тема VI. Зарубежная философия




Тема VI. Зарубежная философия

По теме VI часть I

1. Каким образом модернизируется религиозная философия в XX столетии?

2. Охарактеризуйте религиозный эволюционазм П. Тейяре де Шардена.

3. Насколько современен социальный идеал П. Тейяра де Шардена?

4. Какова роль экзистенциальной философии в доктрине П. Тиллиха?

5. Проведите параллели между воззрениями Тиллиха и Тейяра де Шардена, с одной стороны, и Булгакова и Флоренского, с другой.

6. Объясните причины популярности религиозной философии в XX столетии.

7. Покажите особенности понимания права в религиозной философии ХХ века.

второй половины ХIХ – ХХ века

 

Для самостоятельного изучения в рамках данной темы выделены вопросы связанные с анализом языковой деятельности “поздним” Витгенштейном и представителями лингвистического позитивизма, а так же общей семантики. Следует обратиться к учебным пособиям, имеющимся в библиотеке НА МВД России: С.овременная философия: Словарь и хрестоматия /Жаров Л.В., Золотухина Е.В., Кохановский В.П. и др. - Ростов-на-Дону, 1995; Алексеев А.П. Зарубежная философия ХХв.: Лекция.- М., 1994.- С. 9-21.

Лингвистическая философия - разновидность позитивизма (аналитической философии), получившая распространение в 30-х – 60-х годах ХХ века в Великобритании, США и некоторых других странах Запада. Идейными источниками для него служат работы Д. Мура и позднее учение Л. Витгенштейна.

Д. Мур усматривал свою задачу в том, чтобы добиться терминологической ясности. Он занимался анализом предметного языка, т. е. языка на котором говорят о “предметах, их свойствах и отношениях”. По его мнению и мнению его последователей причина философских заблуждений находится в самой “логике” языка, его “глубинной грамматике”, порождающей парадоксальные выражения и всевозможные лингвистические “ловушки”.

Следует обратить внимание на теорию “языковых игр”, разработанную Л. Витгенштейном. Она служит для объяснения и обозначения целостных систем коммуникации, развивающихся по своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых обозначает выход за пределы конкретной “игры”. В текстах Витгенштейна встречаются три основные варианта понимания “языковых игр”: 1. Это исходные лингвистические формы, с которых начинается обучение языку путем включения обучаемого в определенные виды деятельности; 2. “игры” – упрощенные, идеализированные модели употребления слов, последовательное усложнение которых демонстрирует динамику языка; 3. Социокультурный аспект “игр” отражается в понятии формы жизни. Она обозначает факт взаимопереплетения лингвистической и нелингвистической активности людей. Формы жизни – “протофеномены” любой культуры. Большую роль “языковые игры” играют в профилактике философских заблуждений, вызванных смешением правил различных “игр”.

Следует ориентироваться в основных школах лингвистической философии. Одна из школ (Уиздом, Лазеровиц, Эмброуд) разработала сугубо “терапевтическую” интерпретацию целей и задач философии. Джон Уиздом много внимания уделял логико-лингвистической стороне парадоксов, связанных с познанием “чужих сознаний”, и с фразами, обозначающими прошлые и будущие события. Рассматривая источник философских проблем в бессознательном, а саму философию – как интеллектуальное заболевание, нуждающееся в “лечении”, Уиздом осуществил сближение лингвистической философии с психоанализом.

Другая группа лингвистических философов (оксфордская школа “обыденного языка”) стремилась создать позитивную концепцию языковой деятельности. Они разработали оригинальные идеи, ввели в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации. Надо обратить внимание, что концепция Джона Остина не носит систематического характера. Наиболее известна его теория “речевых актов”. Он выделяет локутивные акты (т. е. акты говорения сами по себе), иллокутивные акты (т. е. осуществляющие одну из языковых функций – вопроса, оценки, приказа и т. д.), перлокутивные акты (вызывающие целенаправленный эффект воздействия на чувства и мысли воспринимающих речь людей). Эта теория оказала большое влияние на современную лингвистику.

Гилберт Райл (1900-1976) – британский философ-аналитик свою основную задачу видел в устранении заблуждений, возникающих в результате “категориальных ошибок”. Понятие “категории” обозначает конкретные, допустимые в определенном контексте способы словоупотребления. Ошибки возникают вследствие неоправданного отнесения одних фактов, соответствующих определенной категории, к другой категории. Ликвидация ошибок может быть достигнута на пути лингвистического анализа и уточнения значений слов. Особое внимание автор уделял анализу психического, объясняемого им с позиций поведения и различных реакций что, в этом вопросе, приближает его к бихевиоризму.

Питер Стросон (р. 1919) – также британский философ – аналитик, критиковавший в ранних работах теорию дескрипций Б. Рассела, является инициатором “реабилитации” традиционной метафизической проблематики в английской аналитической философии. Он разрабатывает теорию “деспритивной метафизики”. Базисные понятия – материальный объект и личность. “Без первого понятия, по его мнению, была бы невозможна идентификация всех единичных объектов (партикулярностей), без второго – идентификация различных состояний сознания человека.

Лингвистическая философия оказала большое влияние на современную лингвистику.

Общая семантика может быть рассмотрена на основании, указанного выше, пособия Алексеева А.П. (стр. 15-21). Следует обратить внимание на сближение общей семантики со средневековым номинализмом (в сущности различия конечно имеются, особенно онтологического плана) и конвенционалистской концепцией истины. Интересна идея Кожибского и Уорфа о том, что мышление людей определяется характером того языка, на котором они выражают свои мысли, а система языка лежит в основании понятийной системы.

 

Литература:

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (структура развития науки).- М., 1978.

*Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии.- 1995.- № 4.

*Поппер К. Логика и рост научного знания // Избранные работы.- М., 1983.

*Овчинников Н.Ф. Знание – боевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии.- 2001.- №1.

Современная буржуазная философия.- М., 1978.

Современная философия науки: Хрестоматия.- М., 1984.

*Современная философия: Словарь и хрестоматия / Жаров Л.В., Золотухина Е.В., Кохановский В.П. и др.- Ростов-на-Дону, 1995.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.