Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I




Тема VI. Зарубежная философия

Д. А.М. Деборин

Г. И.В. Сталин

В. В.И. Ленин

Б. Л.Д. Троцкий

А. Э.В. Ильенков

 

 

второй половины ХIХ – ХХ века

В рамках данной темы для самостоятельного изучения определены вопросы, посвященные зарубежной религиозной философии XX столетия. В их число входит неотомизм и его направления: христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена и философия П. Тиллиха. Эти вопросы не сложны для понимания, т. к. философская концепция Фомы Аквинского изучается весьма обстоятельно, а неотомизм является логическим развитием этой концепции. По данным вопросам в библиотеке НА МВД России имеются учебные пособия: Дегтярев Н.П. Религиозная философия XX века. – Н. Новгород, 1994.; Алексеев А.П. Зарубежная философия XX века. – М., 1994.

Изучая самостоятельно данный вопрос следует иметь в виду, что русская религиозная философия за рубежом изучается отдельно, как генетическая линия развития отечественной мысли. Основным направлением в зарубежной религиозной философии является неотомизм, признанный официальной доктриной католической церкви энцикликой папы Льва XIII в 1879 году. Неотомизм выступает модернизированной версией томизма и обладает значительным количеством, поддерживаемых Ватиканом издательств и учебных центров. Видные представители неотомизма – Ж. Маритен (1882-1973), Э. Жильсон (1884-1978), Г. Веттер (род. 1911), И. Бохеньский (род. 1902), Г. Мазер (1866-1949), И. Де Фрид (1874-1959) и др.

Неотомизм не отрицает значения частных наук, признает в определенных границах роль эмпирического знания, использует некоторые постулаты рационализма, ставя их на службу теологии. Неотомисты сохраняют идею гармонии разума и веры, заявляя, что положительная наука, философия и теология представляют последовательные стадии в иерархической системе познавательных на познание истины.

Ныне католическая философско-теологическая мысль обновляет традиционную схему соотношения веры и знания за счет избирательного использования теоретических достижений наук о природе и идеалистической философии. Основными элементами этого обновления являются обоснование положения о “новом” лице естествознания, признавшего в настоящее время ограниченность своих методов познания природы, и наличие “пограничных вопросов” между теологией, философия и естествознанием. Усилия направлены на обоснование возможности интеграции теоретических достижений науки в целостное религиозное мировоззрение.

В учении о бытии неотомисты исходят из понятия бытия как “абсолютно первого понятия”, о котором можно только сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие в данной интерпретации, предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. Поэтому онтология неотомизма выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога.

Основным вопросом выступает проблема соотношения бытия Бога с сотворенным им бытием. Этот вопрос неотомисты решают посредствам признания аналогии Бога и мира. Они исходят из того, что Бог и созданный им мир обладают не единой и не противоположной природой, они суть аналогии. В силу этого по свойствам всякого бытия можно составить определенное представление о свойствах Бога.

Процесс познания неотомисты определяют как взаимоотношение субъекта и объекта. Субъектом выступает бессмертная душа человека, а объектом – сущность вещи: форма, идея. Таким образом, человек познает не сами материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности.

После II Ватиканского собора (1962-1965) неотомизм становится более восприимчивым к ассимиляции других философских концепций особенно в области социальной философии, воспринимая и приспосабливая к нуждам католицизма идеи экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и даже отдельные элементы марксизма.

Кроме данного направления в западной религиозной философии влиятельны позиции неоавгустинизма (М. Блондель (1861-1949), Ж. Лакруа (1900-1986) и др.), однако эту философскую традицию можно рассмотреть при специальном интересе. Идеи Г. Марселя как католического экзистенциалиста рассматриваются в ходе аудиторных занятий.

Существенный интерес представляют философские взгляды Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955) – устного и члена ордена иедуитов. Особое внимание следует обратить на противостояние его взглядов ортодоксальному католическому богословию. За религиозное инакомыслие Тейяр был лишен церковными властями права преподавания и публикации философско-теологических сочинений. Начиная с 60-х годов его взгляды все активнее используются в модернистских концепциях различной ориентации.

Философско-теологическая интерпретация природы Тейяром ориентирована на использование идеи диалектического развития. Эволюция начинается в определенной точке (“точка Альфа”). Основные этапы этого развития (космогенеза): неорганическая природа (“преджизнь”), органическая материя (“жизнь”), духовный мир (“мысль”, “ноосфера”) и Бог (“точка Омега”). Следует обратить особое внимание на роль человека в ходе этой эволюции, связанную с синтезирующей функцией. В связи с этим имеет смысл обратить внимание на аналогичные идеи русских религиозных мыслителей, сформулированные даже ранее нежели идеи Тейяра.

Социальный идеал мыслителя связан с идеей масштабной конвергенции и снятия возможных (национальных, языковых, католических, интеллектуальных) барьеров. Двигателем эволюции выступает любовь. В конечной фазе любовь стремится к своему идеальному измерению – точке Омеге.

Представителем протестантской философии и теологии рассматривается Пауль Тиллих (1886-1965). При подготовке к экзамену надо обратить внимание на стремление Тиллиха обновить теологию с помощью экзистенциальной философии. В своем трехтомном труде “Систематическая теология” он трактует богословские понятия как символы экзистенциального понимания человека в его соотношении с Богом. Тиллих выдвигает метод “корреляции”, призванный “перебросить мост” от философии, формулирующей вопросы, к теологии, дающей советы. Бога мыслитель понимает как единство имманентного и трансцендентного, “основу” бытия. Человеком овладевает “крайний интерес” (“последняя озабоченность”) – то, что определяет бытие и небытие человека. Эта проблема выступает как проблема Бога.

Следует иметь в виду, что Тиллих стремится бежать в своей теологии как от старого теоцентризма, так и от чрезмерного антропоцентризма. Для этого развивается концепция культуры и ее отношения к религии. Культура есть самореализация Бога в мире через человеческую деятельность, а религия как субстанция культуры.

В доктрине П. Тиллиха обнаруживается противоречие между верой и ее повседневно-секулярным пониманием, предполагающим сомнение и приходящим к грани неверия.

Именно этот подход своим пониманием Бога как “глубины” бытия и человеческого существования повлиял на радикальные формы модернизации христианства.

 

Литература:

*Алексеев А.П. Зарубежная философия ХХ в: Лекция.- М., 1994.

Девятова С.В. Современное христианство и наука: Учеб. пособие.- М., 1994.

*Дегтярев Н.П. Религиозная философия XX века: Лекция.- Н. Новгород, 1994.

*Лобковиц Н. Что случилось с томизмом? // Вопросы философии.- 1997.- № 1.

*Мень А. О Тейяре де Шардене // Вопросы философии.- 1990.- № 12.

*Шарден Т. Феномен человека.- М., 1987.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.