КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы развития электрооборудования автомобилей
Слово «автомобиль» – это перевод с двух языков: греческого – autos – «сам», «самостоятельный»; и mobilis – с латыни – «подвижной, движущийся». Повозки, которые двигались без помощи лошадей, в конце XIX в. называли безлошадными экипажами, самобеглыми колясками и самоходами. Каждая страна, каждый народ называли автомобиль на своем языке. В большинстве случаев за основу брали хорошо известные слова: телега, коляска, вагон. В Америке и Англии автомобиль называют словом «кар» (тележка, вагончик), в Швеции – «биль», в Германии – «крафтфарцойг» (моторная коляска), в Италии – «веттура» (коляска), во Франции – «вуатюр» (коляска). Считается, что первые автомобили создали немецкие инженеры, но их производство они развернули позже французов. Отцами автомобиля считаются немцы Готлиб Даймлер и Карл Бенц. Несколько сотен изобретателей, до них и даже после них, утверждали, что именно они придумали «безлошадный экипаж». Но совершить все четыре первых шага смогли только Г. Даймлер и К. Бенц. Они выдвинули идею автомобиля, оформили патент, построили действующий образец и наконец освоили выпуск автомобилей. К. Бенц построил свой первый, еще трехколесный, автомобиль в 1886 г.(объем двигателя – 954 см3, мощность – 0,8 л.с., число оборотов – 250…300 об/мин) Первый выезд на нем он сделал 3 июля того же года. Машина развивала скорость 16 км/ч. У Карла Бенца (1844 – 1929) была небольшая фабрика по выпуску двигателей внутреннего сгорания. Но в конце XIX в. он переключился на выпуск автомобилей. Готлиб Даймлер (1834 – 1900), как и Карл Бенц, быстро организовал производство автомобилей своей конструкции. Сначала, в 1885 г., Г. Даймлер построил мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания. Но на следующий год был готов и его четырехколесный автомобиль. Первый «Даймлер» развивал скорость тоже 16 км/ч. Он считается одним из отцов автомобиля как такового. В 1926 г. заводы «Даймлер» и «Бенц» объединились. Новая фирма с тех пор стала называться «Даймлер-Бенц». Ее автомобили несут марку «Мерседес-Бенц». С 1902 г. все легковые машины завода «Даймлер» стали называться «Мерседес». В марте 1899 г. Эмиль Елинек выиграл одну из ранних гонок на автомобиле Даймлера. Позже он заказал 36 таких же машин и успешно их продал. Свой успех он увековечил тем, что настоял впредь давать автомобилям завода «Даймлер» имя своей дочери Мерседес (1889 – 1929). Правой рукой Готлиба Даймлера стал инженер Вильгельм Майбах (1846 – 1929), которому машины марки «Даймлер» обязаны многими техническими новшествами. В дальнейшем Майбах расстался с Даймлером и основал собственную автомобильную и моторную фирму, которая до 1943 года изготавливала машины марки «Майбах», а также танковые двигатели. Почетное место среди изобретателей автомобиля принадлежит и нашим соотечественникам Евгению Александровичу Яковлеву (1857 – 1898) и Петру Александровичу Фрезе (1844 – 1918). Е.А. Яковлев (в прошлом лейтенант военно – морского флота) начал проводить эксперименты с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в 1884 г., а в 1889 г. организовал их серийное производство на основанном им в Петербурге «Первом русском заводе керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева». Двигатели этого предприятия имели по тем временам немало технических новшеств: электрическое зажигание; съемную головку цилиндра; смазку под давлением. В 1893 г. они экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго и были отмечены премией. На этой выставке демонстрировался один из первых немецких серийных автомобилей «Бенц» модели «Вело». Этим экспонатом заинтересовались Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе и решили построить свой автомобиль. Эту идею они осуществили в 1896 г. Автомобиль имел одноцилиндровый ДВС объемом 1000 см3 мощность 2 л.с. Зажигание рабочей смеси было электрическим. Карбюратор был простейшим испарительного типа. Автомобиль имел массу около 300 кг, мог развивать скорость около 20 верст в час (21,3 км/ч) и имел запас хода по топливу 200 верст. Для сравнения можно привести данные автомобиля «Руссо-Балт С24/30» 1909 – 1910 гг. выпуска. Автомобиль имел четырехцилиндровый двигатель объемом 4501 см3 мощностью 30 л.с. при 1500 об/мин, снаряженную массу 1800 кг и развивал скорость 70 км/ч. В своем развитии электрооборудование (ЭО) автомобилей прошло несколько этапов вместе с совершенствованием конструкции автомобиля и его узлов. На начальном этапе (вторая половина 19 в. – начало 20 в.) на первых автомобилях источником электроэнергии служил аккумулятор (как правило напряжением 6 (8) В). Он использовался для зажигания горючей смеси в двигателях и для освещения. Затем на автомобилях с бензиновым двигателем появляется система зажигания от магнето. Магнето представляет собой магнитоэлектрический агрегат, объединяющий генератор переменного тока низкого напряжения, индукционную катушку зажигания, прерыватель тока низкого напряжения и распределитель тока высокого напряжения. Схема магнето показана на рис. 1.1. На следующем этапе (начало 20 в. – середина 20 в.) формируется классическая схема ЭО автомобилей. Появляются в составе ЭО более мощные аккумуляторы напряжением 12 В и 24 В, генератор (как правило постоянного тока), электростартер (электродвигатель постоянного тока), релейные регуляторы напряжения, электроприводы различного назначения. В 50-х годах развитие ЭО автомобиля идет по пути стандартизации, унификации, применения более качественных электротехнических материалов, что позволяет уменьшить габариты, вес элементов ЭО, повысить их надежность и долговечность.
Рис. 1.1. Схема магнето: 1 – сердечник индукционной катушки; 2 – первичная обмотка; 3 – вторичная обмотка; 4 – полюсный башмак; 5 – предохранительный разрядник; 6 – электроды распределителя; 7 – бегунок; 8 – шестерни; 9 – свечи зажигания; 10 – ротор; 11 – выключатель зажигания; 12 – кулачок; 13 – контакты; 14 – рычажок прерывателя; 15 – конденсатор
Качественным скачком в развитии ЭО автомобиля (60 – 70-е годы) явилось широкое внедрение полупроводниковых приборов, что привело к изменению элементной базы ЭО. На смену генераторам постоянного тока пришли генераторы переменного тока с встроенными выпрямителями. Появились полупроводниковые регуляторы напряжения, что позволило повысить качество подводимой к потребителям электроэнергии. Создаются электронные системы зажигания. С начала 80-х годов в ЭО автомобиля начинают применяться микроэлектронные устройства (интегральные микросхемы) в том числе микропроцессоры и бортовые компьютеры для управления работой двигателя и других систем автомобиля. За последние годы в России парк находящихся в эксплуатации автомобилей сильно изменился и расширился. Появилось большое количество зарубежных автомобилей различных марок, имеющих определенную специфику системы электрооборудования, отличающуюся по устройству, принципу действия и особенностям обслуживания ее элементов. Отечественные производители в борьбе за конкурентоспособность своих изделий существенно модернизировали и расширили состав электрооборудования, особенно в части применения средств повышения комфорта в салоне автомобиля, а также изделий электроники. Электронные устройства управляют подачей (впрыском) топлива, системой зажигания, тормозной системой, системой подвески, осуществляют контроль за работоспособностью узлов и агрегатов автомобиля. На электромеханические устройства возложены функции блокировки дверей, стеклоподъема, поворота зеркал заднего вида и т. п. Практически сейчас нет ни одной системы автомобильного электрооборудования, где бы не использовалась электроника и микроэлектроника. Рост количества потребителей потребовал увеличения мощности электрогенераторов без существенного увеличения их массы и габаритов, что вызвало появление на автомобилях генераторов компактной конструкции. Напряжение генераторов стабилизируется регуляторами напряжения, построенными по новому схемному решению с использованием так называемой широтно-импульсной модуляции. Стартеры со встроенным редуктором и возбуждением от постоянных магнитов постепенно вытесняют стартеры традиционной конструкции. В светотехнике широко стали использоваться фары, в которых функции рассеивателя полностью или частично выполняет отражатель, фары с газоразрядными лампами, а также светодиоды в светосигнальных фонарях и т. п. Применение электроники и микроэлектроники в системах ЭО позволило объединить системы топливоподачи и зажигания, обеспечить экономию топлива, снизить токсичность отработавших газов, оптимизировать работу систем автомобиля, осуществить текущее диагностирование автомобиля. Своевременное проведение технического обслуживания (ТО) наряду с совершенствованием конструкции и качества изготовления систем, приборов и устройств автомобильного ЭО ведет к снижению доли их отказов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |