Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды схем ЭО автомобиля и условные обозначения устройств ЭО




Состав и классификация систем ЭО

Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и уст­ройств, предназначенный для обеспечения надежного функционирования двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасности движения, автоматизации рабочих процессов автомобиля и комфортных условий для водителя и пассажиров.

Автомобильное электрооборудование включает в себя следующие системы и устройства:

электроснабжения;

электростартерного пуска двигателя внутреннего сгорания;

освещения, световой и звуковой сигнализации;

электронные системы управления агрегатами автомобиля;

измерительно-информационные;

электропривода;

подавления радиопомех;

коммутационные, защитные устройства и электропроводку.

Система электроснабжения состоит из системы генерирования (или преобразования) и системы распределения элек­троэнергии.

Системой генерирования называется совокупность источников или преоб­разователей электроэнергии (генераторов, преобразовательных установок рода тока и величины напряжения, аккумуляторов), устройств стабилизации их на­пряжений и частот, устройств защиты, управления и контроля, которые обеспечивают производство электроэнергии и поддержание ее характеристик в заданных пределах в точке регулирования при всех режимах работы системы.

Система распределения электроэнергии это совокупность устройств, пере­дающих электроэнергию от системы генерирования к распределительным уст­ройствам (РУ) и от них к приемникам. Система распределения электроэнергии обеспечивает поддержание на клеммах приемников характеристик электро­энергии в заданных пределах (если в точках регулирования они находятся в пределах, заданных для системы генерирования), производство необходимых коммутаций, резервирование электропитания приемников и защиту от повреж­дений системы распределения

К системе электростартерного пуска относят аккумуляторную батарею, электростартер, реле управления (дополнительные реле и реле блокировки) и электротехнические устройства для облегчения пуска двигателя.

Система зажи­гания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового дви­гателя искрой высокого напряжения, возникающей между электродами свечи за­жигания. Кроме свечей, к системе зажигания относятся катушка зажигания, прерыватель-распределитель, датчик-распределитель, транзисторный комму­татор, добавочный резистор, высоковольтные провода, наконечники и т.д.

Сис­тема освещения и световой сигнализации объединяет осветительные приборы (фары головного освещения), светосигнальные фонари (габаритные огни, указа­тели поворота, стоп-сигналы, фонари заднего хода и др.) и различные реле уп­равления ими.

Измерительно-информационная система включает в себя измерительные преобразователи (датчики) и ука­затели давления, температуры, уровня топлива в баке, спидометр, тахометр, сигнальные (контрольные) лампы и пр. Электропривод (электродвигатели, мото­редукторы, мотонасосы) находит все большее применение в системах стеклоочистки, отопления, вентиляции, предпускового подогрева двигателя, подъема и опускания антенны, блокировки дверей и в стеклоподъемниках. Используется разнообразная коммутационная и защитная аппаратура: выключатели, пере­ключатели, реле различного назначения, контакторы, предохранители и блоки предохранителей, соединительные панели и разъемные соединения. Развитие электрооборудования автомобилей тесно связано с широким применением элек­троники и микропроцессоров, обеспечивающих автоматизацию и оптимизацию рабочих процессов, большую безопасность движения, снижение токсичности от­работавших газов и улучшение условий работы водителей.

Количество и мощность потребителей электроэнергии на автомобилях постоянно увеличиваются. Соответственно, возрастает мощность источников электриче­ской энергии. На смену прежнему электрооборудованию приходят новые, более сложные по конструкции и схемным решениям электрические и электронные из­делия и системы. От технического состояния электрооборудования во многом за­висит эксплуатационная надежность и производительность автомобиля.

 

На автомобилях применяется однопроводная система передачи электроэнер­гии с общим соединением на «массу» (кузов) автомобиля, двухпроводным вклю­чением обеспечены лишь отдельные потребители, например, стояночные огни, звуковые сигналы.

Схема электрооборудования объединяет в единый комплекс источники элек­троэнергии и потребителей, аппараты защиты и коммутации электрических це­пей. При эксплуатации автомобильного транспорта как правило используются два вида схем – принципиаль­ная схема и схема соединений.

Принципиальная схема облегчает понимание принципа действия электрообо­рудования, поиск неисправностей, и дает полное представление о взаимодей­ствии всех изделий электрооборудования. На ней главные питающие цепи рас­полагаются горизонтально, а потребители электроэнергии включаются между ними и «массой» автомобиля.

Схема соединения показывает действительное расположение изделий элек­трооборудования на автомобиле, а также фактическое подключение их в бор­товую сеть автомобиля с указанием выхода из пучка каждого провода, распо­ложения переходных колодок, элементов защиты цепи и т.д.

Общая электрическая схема автомобиля состоит из отдельных функциональ­ных систем – источников электроснабжения, аппаратов зажигания, приборов внешнего освещения и сигнализации и т.д.

При подключении электропотребителей в сеть изготовители следуют требованиям стандартов.

Кратковременно работающие мощные потребители (стартер, прикуриватель), а также приборы, работа которых необходима в аварийных случаях (звуковой сигнал, аварийная сигнализация, розетка переносной лампы, подкапотная лам­па), подключаются к линии аккумулятор-генератор.

Потребители, включаемые при работающем двигателе, подсоединяются в цепь питания через выводы выключателя зажигания. Сюда относятся стекло­очиститель, отопитель, контрольно-измерительные приборы, указатели пово­ротов, фонарь заднего хода. На автомобилях с дизельным двигателем они включаются через выключатель приборов и стартера. Все приборы наружного освещения подключаются через выключатель наружного освещения. Аварий­ная сигнализация указателей поворота управляется своим выключателем.

Все электрические цепи, кроме цепей зажигания и пуска, должны быть за­щищены от коротких замыканий и перегрузок. Защита от коротких замыка­ний в цепях зажигания и пуска не вводится, чтобы не снижать их надежность.

Однако современные электронные системы зажигания имеют схемную за­щиту от перегрузок. Введение предохранителей в цепь заряда аккумулятор­ной батареи не является обязательным, но многие зарубежные фирмы уста­навливают предохранитель и в эту цепь. Возможна защита одним предохра­нителем нескольких электрических цепей, однако такая групповая защита не допускается для взаимозаменяемых устройств и аварийных цепей.

Маркировка выводов изделий электрооборудования и соответствующее обозначение их на схемах отечественных автомобилей все более приближается к принятой на зарубежных автомобилях и, в частности, допускаемой германским стандартом DIN 72 552. Стандарт, к примеру, определяет следующие обозначе­ния некоторых выводов:

1 – низковольтная цепь катушки зажигания и распределителя; 4 – высоковольтная цепь этих же устройств; 15 – вывод через выключатель зажигания "+"аккумуляторной батареи на систему зажигания; 30 – "+"бортовой сети; 31 – "масса"; 49 – указатель поворота; 50 – стартер; 53 – стеклоочиститель; 56 – головной свет (56а – дальний, 56в – ближний свет); 58 – габаритные огни; 85, 86 – выводы об­мотки электромагнитного реле: 87, 88 – контакты реле.

Буквенные индексы конкретизируют номерные обозначения выводов. Обо­значения выводов генераторных установок будут рассмотрены позднее.

Маркировка проводов по цвету изоляции создает удобство при их монтаже и ремонте. Сплошная расцветка выполняется в 10 цветов, комбинированная – до­полнительно на цветную расцветку наносятся полосы или кольца белого, чер­ного, красного или голубого цвета [2]. Применение цветных проводов на автомоби­ле подчиняется определенным правилам. Все соединения изделий с корпусом автомобиля ("массой") должны выполняться проводами одного цвета. Провод, соединяющий коммутирующий прибор (выключатель, переключатель) или пре­дохранитель с линией электроснабжения, должен иметь тот же цвет, что и про­вод сети, к которой происходит подключение.

Участки цепи, проходящие через разборные или неразборные контактные со­единения, должны выполняться проводом одинаковой расцветки. Участки цепи, разделенные контактами реле, предохранителями, резисторами и т. п.,

должны иметь различную расцветку. Расцветка проводов, проложенных в разных жгу­тах, может повторяться.

 

Таблица 1.1

Цифровой код обозначения Исполнение
0001.0000 Для холодного климата
0002.0000 Общеклиматическое исполнение
0003.0000 Для умеренной климатической зоны
0006.0000 Экспортное исполнение
0007.0000 Тропическое исполнение
0008.0000 Для изделий, предназначенных на экспорт в страны с холодным климатом
0009.0000 Для изделий общеклиматического исполнения, предназначенных на экспорт

 

 

Таблица 1.2

Номер подгруппы Изделие
  Генератор
  Реле-регулятор (регулятор напряжения)
  Аккумуляторная батарея
  Провода и свечи зажигания
  Стартер и выключатель стартера
  Переключатели
  Выключатели
  Фары
  Подфарники и передние указатели поворотов
  Патроны ламп
  Плафоны внутреннего освещения
  Лампы (переносная и подкапотная)
  Задние фонари (сигнальные и осветительные)
  Фонари освещения номерного знака
  Выключатели сигнала торможения
  Звуковые сигналы
  Предохранители электрических цепей
  Соединители электропроводов (панели, штепсельные розетки и пр.)
  Электропровода
  Указатели поворотов
  Магнето
  Электродвигатели
  Реле различного назначения
  Электрооборудование пусковых подогревательных и отопительных устройств
  Преобразователи напряжения
  Спидометры
  Фонари контрольных ламп
     



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.