Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Элементы теории статистических игр




ИГРЫ С «ПРИРОДОЙ»

 

В рассмотренных случаях оба игрока действовали наилучшим для себя способом. Однако встречаются конфликтные ситуации, в которых одна из сторон действует неопределенно, она безразлична к выигрышу и не стремится воспользоваться промахами другой стороны. Такая игра возникает, когда у нас нет достаточной осведомленности об условиях данной операции (например, условия погоды, покупательский спрос на продукцию и т.д.). Игры такого типа, когда человек вынужден выбирать стратегию (принять решение) в условиях неопределенности, называют играми с «природой», состояние которой ему полностью не известно.

Под термином «природа» будем понимать комплекс внешних обстоятельств, при которых приходится принимать решения. Игры с «природой», т.е. когда одним из участников является человек (игрок С), а другим - «природа» (игрок П), называют также статистическими играми.

В общем виде постановка задачи теории статистических игр производится следующим образом. Пусть имеется m возможных стратегий (линий поведения) - С1, С2, …, Сi,…, Сm; условия обстановки – состояние «природы» нам точно не известно, однако о них можно сделать n предположений П1, П2, …, Пj,…Пn, которые являются как бы стратегиями «природы», результат игры – «выигрыш» аij - при каждом сочетании стратегий задан матрицей игры

(8.1)

  П1 П2 Пj Пn
С1 а11 а12 а 1j а 1n
С2 а21 а 22 а 2j а 2n
Сi аi1 а i2 а ij а in
Сm аm1 а m2 а mj а mn

 

Необходимо выбрать наилучшую стратегию поведения, которая по сравнению с другими наиболее выгодна.

Допустим, фирма должна определить уровень выпуска продукции и предоставления услуг на некоторый период времени, так, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Точная величина спроса на продукцию и услуги неизвестна, но ожидается, что в зависимости от соотношения сил на рынке товаров, действий конкурентов и погодных условий спрос может принять одно из четырех возможных значений: 300, 400, 500 или 600 изделий. Маркетинговые исследования позволили определить возможные вероятности возникновения этих ситуаций, которые соответственно составили 0,2; 0,4; 0,3 и 0,1. Для каждого из возможных значений спроса существует наилучший уровень предложения с точки зрения возможных затрат и прибыли. Отклонение от этих уровней связано с риском и может привести к дополнительным затратам либо из-за превышения предложения над спросом, либо из-за неполного удовлетворения спроса. В первом случае это связано с необходимостью хранения нереализованной продукции и потерями при реализации ее по сниженным ценам, а также с транспортными расходами по доставке ее в другие регионы, где она будет пользоваться спросом. Во втором случае это связано с дополнительными затратами по оперативному выпуску недостающей продукции, поскольку иначе это будет связано с риском потери клиентов. Допустим, затраты, связанные с производством продукции равны 400 ден. ед., цена реализации – 500 ден.ед. Уценка при отсутствии спроса уменьшает прибыль на 20%, а затраты на хранение – на 4%. Дополнительные затраты на организацию сверхурочных работ сократит прибыль на 8%. Данную ситуацию можно представить в виде матрицы игры

 

 

Объем предложения (стратегия выпуска продукции), шт Возможные колебания спроса на продукцию, шт
П1 = 300 П2 = 400 П3 = 500 П4 = 600
Вероятности состояния спроса
q1 = 0,2 q2 = 0,4 q3 = 0,3 q4 = 0,1
Размер прибыли (убытков) в зависимости от колебаний спроса аij, тыс. ден.ед.
С1 = 300        
С2 = 400        
С3 = 500 –18      
С4 = 600 – 42 –8    

 

Из этой таблицы видно, что при обстановке П1 решение С1 в 5 раз лучше, чем С2. Необходимо выбрать наиболее выгодную стратегию. Наибольший выигрыш в 60 тыс. ден.ед. дает стратегия С4 при возникновении обстановки П4.

В теории статистических игр вводится специальный показатель, который называется риском. Риск показывает, насколько выгодна применяемая стратегия в данной конкретной обстановке с учетом ее неопределенности. Риск рассчитывается как разность между ожидаемым результатом действий при наличии точных данных об обстановке и результатом, который может быть достигнут, если эти данные точно не известны. Например, если точно известно, что будет иметь место обстановка П4, то лучшее решение – С4, обеспечивающее выигрыш в 60 тыс. ден.ед. Поскольку точно не известно, какую обстановку ожидать, то могла быть выбрана стратегия С1, дающая выигрыш в обстановке П4 всего 6 тыс. ден.ед. При этом потеря в величине выигрыша составит 60 – 6 = 54 тыс. ден.ед. Величины риска определяются из следующего выражения:

rij = аij – аij = bj – aij,

где аij – размер «выигрыша» при выборе i–й стратегии при j–м состоянии «природы»; bj - максимальный «выигрыш» для j–й обстановки; rij - величина риска при выборе i–й стратегии при j–й обстановке. Составим матрицу рисков

 

  П1 П2 П3 П4
С1        
С2        
С3        
С4        

 

Матрица рисков дает возможность непосредственно оценить качество различных решений и установить, насколько полно реализуются в них существующие возможности достижения успеха при наличии риска. Например, основываясь на матрице игры, можно прийти к выводу, что решение С1 при обстановке П3 равноценно решению С3 при обстановке П2, поскольку выигрыш в обоих случаях равен 16 тыс. ден.ед. Однако риск при этом неодинаков и составляет соответственно 34 и 24 тыс. ден.ед.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.