КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы привлекательности рынка и стратегического положения фирмы
Численные значения факторов устанавливаются методом экспертных оценок. При этом может использоваться, например, шкала от 1 до 5,которая позволяет выделить три возможных уровня (1–2 – низкий, 3 – средний, 4–5 – высокий). Таким образом, хотя матрица «МакКинзи», как и матрица БКГ двухмерна, она состоит уже из девяти составляющих элементов в противовес четырем в матрице БКГ (рис. 3.4.2). Верхний левый (северо-западный) угол означает, что предприятия, попавшие туда, имеют благоприятные перспективы для роста, диагональ, которая разделяет верхний левый угол и нижний правый угол, – двойственное положение и ограниченный рост, нижний правый угол – отсутствие реальных возможностей будущего развития. Преимуществом матрицы «МакКинзи» по сравнению с матрицей БКГ является учет наибольшего количества значимых факторов.
Рис. 3.4.2. Матрица «МакКинзи»
В применении модели «МакКинзи» имеются серьезные ограничения, к которым относятся: – отсутствие конкретных рекомендаций по поведению на том или ином рынке; – возможность субъективной, искаженной оценки фирмой своей позиции; – сложности подбора и систематизации информации по значимым факторам; – конкурентный статус конкретного бизнеса устанавливается на текущий период времени и без существенных изменений экстраполируется на перспективу, что отличается от реальной действительности; – процесс стратегического выбора по данной матрице – это пассивный упреждающий процесс, хотя современные предприятия-лидеры активно участвуют в создании будущего решительными предпринимательскими действиями: предлагают рынку новые услуги, осуществляют рекламу и системный маркетинг по формированию нужного спроса и т. д.; – данная матрица позволяет структурировать портфель организации, но не дает системного ответа по оптимизации портфеля с точки зрения ограниченных ресурсов предприятия. В настоящее время существуют модификации данной матрицы, которые призваны сократить недостатки и ограничения классической формы матрицы McKinsey/GE; примером такой модификации может быть построение динамической матрицы «7S» McKinsey.
3.4.5. Модель «7S» McKinsey. Представление целостного взгляда на предприятие и возможности его развития может быть осуществлено на основе модели «7S» McKinsey (рис. 3.4.3).
Рис. 3.4.3. Схема модели «7S» McKinsey
Данная модель состоит из трех «жестких» элементов: стратегии, структуры, системы и четырех «мягких» элементов: совместные ценности, способности, стиль и состав персонала. Стратегия – стратегическое направление развития бизнеса, определяющее пути достижения устойчивых преимуществ перед конкурентами и реализации поставленных целей и задач предприятия. Структура – взаимосвязи между отдельными областями бизнeca, подразделениями предприятия. Система – элемент внутренней среды, реализующий установленные на предприятии процессы и порядок, определяющие производственно-сбытовой и управленческий циклы. Способности – ключевые компетенции, составляющие основу для формирования конкурентных преимуществ и успеха деятельности предприятия. Совместные ценности – традиции, принципы и подходы, разделяемые менеджерами, сотрудниками и рабочими, в соответствии с которыми строится система мотивации деятельности работников и осуществляется функционирование предприятия. Состав персонала – кадровый потенциал предприятия, уровень квалификации, знаний, способностей и т. д. Стиль – установленные на предприятии стиль управления, корпоративная культура, образцы мышления и поведения менеджеров и работников предприятия. Для успешного функционирования предприятия все указанные элементы должны быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, а также наилучшим образом соответствовать друг другу. Модель не предлагает готовых вариантов выбора стратегии. Эта модель – способ осмысления основных внутренних факторов организации, оказывающих влияние на перспективу. Идея модели направлена на то, чтобы показать, что выбранная стратегия управляет представленными категориями организации и соответствует стратегии. Значение модели «7S» связывают с тем, что: – модель показывает важность для планирования не только разработки финансовых показателей, но и учета качества работы и квалификации сотрудников (навыков), а также человеческих отношений и личных потребностей участников организации, выраженных в понятиях «совместные ценности» и «культура организации»; – модель определяет состав внутренних действий организации после принятия стратегии, обеспечивающих ее реализацию. Это разработка: · структуры: организационные схемы линии субординации, описание работ; · системы: потоки работ в организации, процедура выполнения, учет и контроль; · сотрудников: организация определяет, какие именно работники, в каком количестве ей необходимы; · стиля: личный стиль руководства, характер поведения участников организации. Итак, модель «7S» важна тем, что воспринимает планирование не только как процесс создания формальных схем и совокупности количественных показателей. Процесс планирования понимается здесь также и как установление связи и согласия между сотрудниками, увязка их интересов, учет всех сторон деятельности человека на предприятии. 3.4.6. Модель PIMS (ПИМС). Все модели стратегического анализа (выбора), которые были рассмотрены выше, основаны на экономическом и экспертном анализе. Ни одна из этих моделей не имеет явно выраженного формализованного решения. Моделью, в которой осуществлен формализованный подход в стратегическом анализе (выборе), является PIMS (Profit Impact of Market Strategy – «влияние рыночной стратегии на прибыль»). В модели PIMS на основе регрессионной зависимости установлены количественные взаимосвязи рентабельности и наличности с влияющими на них факторами. При этом определяется и степень их относительного влияния как переменных на целевую функцию. Первоначально модель строилась на информации компании General Electric. Затем в дополнение к этой информации были добавлены данные многих других корпораций. Причем для руководства проектом функционирования этой модели был создан Институт стратегического планирования в Кембридже (штат Массачусетс). Число участников (компаний) этой модели все время возрастало, вследствие чего база данных модели постоянно увеличивалась. В настоящее время базу данных модели составляют материалы около 3000 СЕБ из нескольких сотен компаний, главным образом североамериканских и европейских. Таким образом, компании, давая информацию по своим видам бизнеса (а это данные о текущих технико-экономических и бухгалтерских показателях бизнеса, о состоянии обслуживаемого рынка, о лидирующих конкурентах предприятия и т. д.), тем самым увеличивают репрезентативность модели, а взамен получают расчетные данные модели, которые служат основой стратегического анализа (выбора). Суть его заключается в том, что компания, сравнивая расчетные модельные и фактические данные, получает возможность определить, какие стратегические действия надо произвести, чтобы добиться успеха, что можно ожидать от конкретного стратегического выбора. В модели PIMS целевыми функциями являются бухгалтерская рентабельность инвестиций (ROI), определяемая отношением дохода после вычета корпоративных затрат к сумме оборотного и основного капитала по остаточной стоимости, поток наличности (Cash Flow). Каждый бизнес в модели описывается более чем 30 факторами, которые, по мнению идеологов модели, в наибольшей степени влияют на принятие той или иной линии действия. Специалисты подсчитали, что 37 учитываемых в модели факторов на 80% объясняют различия в показателях эффективности предприятий [15, с. 108]. Все факторы могут быть распределены на три основные блока: · конкурентная ситуация; · производственная структура; · рыночная ситуация. Основными переменными в первом блоке являются: доля рынка, относительная доля рынка и относительное качество продукции; увеличение каждого из них положительно влияет на прибыльность. Во втором блоке – отношение суммы вложенного капитала к объему продаж и добавленной стоимости (увеличение этих показателей отрицательно влияет на прибыльность), а также степень использования производственных мощностей и уровень производительности труда (увеличение их оказывает положительное влияние на прибыльность). Наконец, в третьем блоке – показатели роста рынка (положительное воздействие на прибыльность), капиталоемкость предприятия, отношение затрат на маркетинг к сумме продаж, общий объем закупок (увеличение их обычно оказывает отрицательное воздействие на прибыльность). В табл. 3.4.2 приведено влияние факторов на изменение рентабельности. Расчеты уравнений регрессии показывают, как будут изменяться целевые функции в зависимости от изменения различных переменных, т. е. с учетом конкретных стратегий в определенной рыночной ситуации. Участник расчетов модели может получить еще четыре документа.
Таблица 3.4.2
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |