Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущностные характеристики понятия




Введение в педагогическую деятельность

Марина Ефимовна Сысоева

автор-составитель

 

 

 

Курс лекций

 

Москва, 2001

 

 

 

Содержание

Глава 1. Педагогическая деятельность. Сущностные характеристики...... 4

1.1. Понятие «педагогическая деятельность». Структура, функции,

виды и уровни деятельности......................................................................... 4

1.2. Педагогические умения учителя, классного руководителя,

воспитателя.................................................................................................... 7

Глава 2. Педагогическая деятельность в структуре жизнедеятельности

человека......................................................................................................... 9

2.1. Деятельность и общение – важнейшие факторы личности................... 9

2.2. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов эффективного общения.................................................................................................................. 13

Глава 3. Педагогические учебные заведения и подготовка учительских кадров 16

3.1. Характеристика основных типов профессиональных педагогических учебных заведений.................................................................................................................. 16

3.2. Педагогические аспекты университетского образования..................... 17

3.3. Государственный образовательный стандарт. Требования к уровню подготовки специалиста......................................................................................................... 19

3.4. Квалификационная характеристика учителя как модель для

ориентации формирования педагогического профессионализма учителя. 21

3.5. Пути овладения педагогической профессией........................................ 23

Глава 4. Самовоспитание и самообразование в системе педагогической подготовки 23

4.1. Самовоспитание, самопознание как условия совершенствования

профессионализма учителя........................................................................... 23

4.2. Рекомендации к выполнению программы самообразования............... 28

Глава 5. Гуманистическая природа педагогической деятельности

и культура педагога...................................................................................... 33

5.1. Своеобразие педагогической профессии и ее гуманистический

характер......................................................................................................... 33

5.2. Педагогическая культура как фактор успешности педагогической

деятельности специалиста............................................................................. 36

5.3. Мировая педагогическая культура. Парадигмы педагогического

мышления....................................................................................................... 37

Глава 6. Современная система отечественного образования: стратегия

развития......................................................................................................... 43

6.1. Образовательные системы ХХ века....................................................... 44

6.2. Современное образовательное пространство....................................... 45

Глава 7. Творчество в педагогической деятельности.................................. 47

7.1. Творчество как неотъемлемый компонент педагогической

деятельности.................................................................................................. 47

7.2. Уровни педагогического творчества..................................................... 49

Тезаурус........................................................................................................... 53

 

Глава 1. Педагогическая деятельность.

Основные понятия: гуманизм, гуманистическая педагогика, деятельность, педагогическая деятельность, педагогическая ситуация, педагогическая задача, педагогические умения

.

1.1. Понятие «педагогическая деятельность». Структура, функции, виды и уровни деятельности

Деятельность – это условие существования общества. Ее содержание составляет целесообразное изменение окружающего мира и его преобразование в интересах людей. Среди других видов деятельности особое место занимает педагогическая.

Особенности педагогической деятельности проявляются в ее направленности на личность ребенка, в ее гуманистической природе. Гуманизация образования предполагает установление человеческих отношений между педагогом и учениками в педагогическом процессе. В основе гуманистического подхода лежат такие критерии, как: общение, самоутверждение, самоактуализация, понимание личности как уникальной ценности.

Личностный подход учитывает то, что внешние педагогические воздействия всегда влияют опосредованно, через внутренние свойства личности, опираясь на ее активность (самовоспитание, саморазвитие, самоорганизацию, самообразование, саморегуляцию, самоуправление).

Внешние компоненты педагогической деятельности:

· цель педагогической деятельности;

· средства педагогической деятельности, необходимые для достижения цели;

· объект педагогического воздействия (учащийся, содержание учебного процесса);

· субъект педагогической деятельности (учащийся, сам учитель);

· результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности:

1. Мотивационный компонент – то, что движет работой учителя:

· желание достичь определенной цели;

· стремление вызвать интерес к предмету самостоятельной деятельности и другие.

2. Содержательный компонент - знание:

· предмета деятельности;

· психологии детей;

· педагогических закономерностей;

· методики преподавания предмета.

3. Операционный компонент (необходимые умения) –

· гностические (познавательные) умения;

· проектировочные умения;

· организаторские умения;

· конструктивные умения.

 

Виды педагогической деятельности:

1. Учебная деятельность - передача знаний, умений и навыков, развитие, стимулирование развития учащихся.

2. Воспитательная - деятельность учителей, классных руководителей.

3. Деятельность по самообразованию, самовоспитанию учителя.

4. Административная педагогическая деятельность.

5. Организаторская педагогическая деятельность.

6. Методическая педагогическая деятельность.

7. Внешкольная педагогическая деятельность.

8. Научно-исследовательская педагогическая деятельность.

 

Функции педагогической деятельности:

1. Гностическая (познавательная) деятельность связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, методах обучения и т.д.

2. Проектировочная педагогическая деятельность - перспективное планирование задач и способов их решения.

3. Конструктивная педагогическая деятельность – определение особенностей деятельности педагога и учащихся.

4. Коммуникативная педагогическая деятельность - установление того или иного типа отношений учителя с учащимися, с группой, коллективом.

5. Организаторская педагогическая деятельность – организация поэтапного характера действий учителя и учащихся.

Уровни педагогической деятельности:

1. Репродуктивный. Умение делать только по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно дается все новое.

2. Адаптивный. Способность учителя приспосабливаться к новым требованиям жизни, школы.

3. Творческий. Нестандартное, необычное действие педагога, которого нет в обычном опыте.

В процессе педагогической деятельности учитель создает специально педагогические ситуации или ситуация возникает спонтанно.

Цель педагогической ситуации состоит в том, чтобы в учебно-воспитательном процессе формировать у учащихся активность в любых видах деятельности (трудовой, умственной, общественной и т.д.), внутреннюю убежденность, методы действий, чтобы управлять своей деятельностью.

Рассмотрим различные классификаци педагогических ситуаций.

 

Таблица 1.

Классификация педагогических ситуаций

 

По уровню организации деятельности учеников В.А.Павлов С.И.Векслер Брюйн де Поль
По типу проблем По типу ситуаций
Низкий уровень – деятельность «учитель-ученик» Формирование эмоциональных состояний Познавательные – исследование явлений, поиск понятий, закономерностей Ситуации-иллюстрации конкретных примеров, образца
Средний уровень – деятельность «учитель-ученик-ученики» Овладение знаниями, умениями, опытом свободного выбора и деятельности Оценочные – оценка результатов той или иной деятельности Ситуации-упражнения – в предлагаемой конкретной ситуации нужно выявить конкретные элементы
Высокий уровень – «ученик – ученики» - коллективный поиск проблемы, ее решения Стимулирование проявлений общения, творческого сотрудничества Организаторско-производственные – характеризуют практическую деятельность Ситуация-оценка – проблема уже решена и ее нужно оценить

 

Педагогические ситуации ставят учителя перед необходимостью решения педагогических задач, которые могут иметь достаточно большое количество решений. Нужно помнить, что двух одинаковых проблем не бывает и педагогика не имеет возможности «дать» готовые рецепты для их решения. Но! Знание вариантов решений многочисленных педагогических задач дает возможность учителю сделать свой осознанный выбор в возникающих ситуациях.

Способы решения педагогических задач зависят от определенных факторов, например, особенностей учеников, индивидуальности учителя и т.д.

Предлагаем алгоритм анализа педагогической ситуации:

1. уяснение педагогического смысла описанной ситуации;

2. выделение педагогической проблемы;

3. определение педагогической цели, планируемого результата;

4. прогнозирование вариантов разрешения ситуации;

5. прогнозирование эффективного поведения педагога в нем;

6. обоснование оптимального варианта педагогической деятельности учителя в данной ситуации;

7. определение критериев достижения и методов оценки планируемого результата.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.