Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалы методического обеспечения занятия. Методическое указание № 40




Методическое указание № 40

Модуль 2. Популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный

уровни организации жизни.

ТЕМА: Контроль усвоения модуля 2. “ Популяционно-видовой

биогеоценотический и биосферный уровни организации жизни”.

 

1. Цель занятия:

Проверить итоговый уровень знаний из раздела «Медицинская паразитология» путем решения тестовых заданий и практических навыков дифференциальной лабораторной диагностики паразитарных простейших, гельминтов и членистоногих.

 

2.1. Теоретические вопросы:

1. Основные понятия и сроки паразитологии.

2. Паразитизм как биологический феномен. Происхождение и эволюция паразитизма. Принципы взаимоотношений паразита и хозяина.

3. Основы медицинской паразитологии. Жизненные циклы паразитов. Дежурство поколений. Феномен изменения хозяина.

4. Классификация паразитов: облигатные и факультативные, постоянные и временные, экто- и эндопаразиты, моно- и эвриксенные. Медицинское значение гельминтов.

5. Основной, промежуточный, дополнительный хозяин.

6. Специфические и механические переносчики.

7. Трансмиссивные и естественно очаговые паразитарные и инфекционные заболевания, структура естественной ячейки и его основные элементы. Виды ячеек. Учение Е.Н. Павловского о естественно очаговых и трансмиссивных заболеваниях.

8. Антропонозы и зоонозы. Понятие о факультативно- и облигатно-трансмиссивные болезни.

9. Подцарство Protozoa. Тип Sarcomastigophora:

а) класс Lobozea (дизентерийная, кишечная и ротовая амебы), распространение, морфофункциональные особенности, циклы развития, пути заражения, лабораторная диагностика и профилактика соответствующей протозойной инвазии;

б) класс Zoomastigophora (трипаносоми, лейшмании, трихомонады, лямблии) распространение, морфофункциональные особенности, циклы развития, пути заражения, лабораторная диагностика и профилактика соответствующей протозойной инвазии.

10. Тип Apicomplexa, класс Sporozoa (токсоплазма, малярийный плазмодий) распространение, морфофункциональные особенности, циклы развития, пути заражения, лабораторная диагностика и профилактика соответствующей протозойной инвазии

11. Тип Ciliophora. Класс Litostomatea. Балантидий: распространение, морфофункциональные особенности, цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика и профилактика балантидиаза.

12. Понятие о гельминтах и гельминтозах. Гео- и биогельминты.

13. Общая характеристика и систематика типа Plathelminthes.

14. Характеристика класса Сосальщики (назовите представителей, особенности строения, приспособления к паразитическому способу жизни).

15. Характеристика трематод (Fasciola hepatica, Dicrocoelium lanceatum, Opisthorchis felineus).

16. Общая характеристика класса Ленточные черви (назовите представителей, особенности строения, приспособления к паразитическому способу жизни).

17. Характеристика цестод (вооруженный и невооруженный церни, карликовый цепень, эхинококк, альвеококк, лентец широкий).

18. Общая характеристика класса Собственно круглые червы (назовите представителей, особенности строения, приспособления к паразитическому способу жизни).

19. Характеристика нематод (аскарида человеческая, власоглав человеческий, трихинелла, острица, кривоголовка, железница кишечная, некаторы, ришта, лоа лоа, вухерерия).

20. Лабораторная диагностика гельминтозов (материалы и методы). Гельминтоовоскопия. Опыты почвы, воды и другого, на зараженность яйцами гельминтов.

21. Геогельминты, которые развиваются с миграцией личинок.

22. Геогельминты, которые развиваются без миграции личинок.

23. Круглые черви. Биогельминты.

24. Биогельминты, которые передаются трансмиссивно (вухерерия и филярии).

25. Гельминтозные заболевания (их возбудители), диагностику которых проводят по наличию яиц в фекалиях.

26. Мероприятия личной и общественной профилактики нематодозов, значение трудов К.И. Скрябина в отрасли гельминтологии. Дегельминтизация и девастация.

27. Тип Arthropoda:

а) класс Crustacea. Характеристика, значение;

б) класс Arachnoidea Ряд Пауки. Ряд Скорпионы. Ряд Клещи (поселковый, чесоточный зудень, железница угревая, таежный, собачий, поселковый клещи, дермацентор). Морфофизиологические особенности, циклы развития, патогенное влияние, меры борьбы и профилактики;

в) класс Insecta как эктопаразиты, возбудители и переносчики возбудителей болезней. Ряд

Клопы (постельный клоп, поцелую клопы), Ряд Вши (главная, одежная, лобковая), Ряд Блохи (человеческая, собачья, крысиная), Ряд Двукрылые (обычный и малярийный комары, мухи - комнатная, вольфартовая, цеце). Морфофизиологические особенности, циклы развития, патогенное влияние, меры борьбы та профилактика укусов.

 

2.2. Тесты:

1. При вскрытии тела умершего человека патологоанатом в тканях головного мозга обнаружил личинки. Было установлено, что они принадлежат одному из указанных ниже гельминтов. Укажите его:

A) цепент невооруженный.

B) цепень вооружен.

C) печеночный сосальщик

Д) легочный сосальщик

Е) кошачий сосальщик

2. Женщина жалуется на головную боль, боль в мышцах при глотании, жевании, вращении глаз, слабость, повышенную температуру, отеки век и лица. При 1,5-2 месяце возникновения этих симптомов женщина употребляла свинину, которая не прошла ветеренарно-санитарную экспертизу. Какой гельминт вызывает названные симптомы у человека?

A) некатор

B) аскарида человеческая

C) железница кишечная

Д) трихинелла

Е) кривоголовка двенадцатипалая

3. При копрологическом обследованные в фекалиях больной найдены яйца мелких размеров с крышечкой. Из анамнеза известно, что женщина часто употребляет рыбные кушанья. На основании лабораторных исследований установить, какой гельминт паразитирует:

A) ланцетовидный сосальщик

B) кровяной сосальщик

C) легочный сосальщик

Д) печеночный сосальщик

E) кошачий сосальщик

4. Во время трех беременностей у женщины наблюдаются выкидыши. В процессе обследования обнаружено, что женщина в течение длительного времени отпуск проводила на юге Украины, проживала в семье, где была кошка. Какой паразит является причиной выкидыша?

A) амеба

B) лямблия

C) токсоплазма

Д) плазмодий

Е) балантидий

5. В больницу попал больной, который длительное время находился в отпуске в Бразилии. В препаратах его крови и спинномозговой жидкости обнаружены трипаносомы. Американские трипаносомоз переносят:

A) поцелуйные клопы

B) москиты

C) малярийные комары

Д) мухи це-це

E) мошки

6. У больного наблюдаются расстройства пищеварения и нервной системы, воспаления кожи, аллергическая сыпь, кашель. Лабораторно обнаружены личинки в фекалиях. Какое заболевание можно допустить у больного:

A) цистицеркоз

B) аскаридоз

C) тениоз

Д) стронгилоидоз

E) гименолепидоз

7. В эмбриогенезе человека, как и у большинства позвоночных, закладываются шесть пар жаберных артерий, из которых наибольшего развития достигают сосуды четвертой пары. Какой сосуд человека является гомологичным этой паре жаберных артерий?

A) левая дуга аорты

B) правая дуга аорты

C) сонная артерия

Д) легочная артерия

Е) верхняя полая вена

 

3. Самостоятельно за совокупностью диагностических признаков определить 5 микропрепаратов. Для каждого вида паразитов необходимо знать:

- латинские названия вида, класса, типа;

- географическое распространение болезни;

- строение, размеры и форма тела паразиту;

- локализация в организме человека;

- эпидемиологическую классификацию - био- и геопаразит;

- конечного, промежуточного, резервуарного хозяев;

- пути проникновения в организм человека;

- все стадии жизненного цикла;

- средства и методы лабораторной диагностики;

- профилактику заболеваний.

 

4. Литературные источники и материалы для усвоения знаний-умений по теме:

Основные:

1. Медична біологія. Підручник. /За ред. В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. Вінниця: Нова книга, 2009. – 608 с.

2. Слюсарев А.О., Жукова С.В. Біологія – Підручник. К.: Вища шк., 1993. – 410 с.

3. Медична біологія. Практикум /За ред. проф. В.К. Рибальченка. – Луганськ: Ельтон-2, 2003. – 487с.

4. Медична біологія. Посібник з практичних занять/ за ред. Проф. О. В. Романеска / К.: Здоров’я, 2005– 371 с..

5. Загальна та медична паразитологія. Навчально-методичний посібник / за. ред. проф. В.І. Гарець. – Дніпропетровськ. АРТ-ПРЕС. - 2003. – 160с.

6. Біологія. В 2 кн. Учебн. для медвузов/ В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева и др.- М.: Высшая школа, 1997.

Дополнительные:

1. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учебник для медиц. cпец. вузов / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 2003. – 432 с.

2. Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учебник для медиц. спец. Вузов / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 2003. – 334 с.

3. Запорожан В.М., Сердюк А.М., Бажора Ю.І. та інш. Спадкові захворювання і природжені вади розвитку в перинатологічній практиці. – Київ: “Здоров’я”, 1997. – 360 с.

4. Мушкамбаров Н.Н., С.Л. Кузнєцов. Молекулярная біологія. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – М.: ООО ”Медицинское информационное агентство”, 2003. – 544 с.

5. Ситник К.М., Брайон А.А., Гордицкий А.В. Биосфера. Экология. Охрана природы. – К.: Наукова думка, 1987. – 323с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.