Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое пособие 1 страница




ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Краткий курс).

ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ

 

 

Учебное пособие для студентов

рекламных специализаций

 

 

оформление: Е. Андриенко

 

 

Автор – составитель

Бородкин В.И., доцент кафедры педагогики и психологии БГЭУ,

кандидат психологических наук

 

Минск 2010

ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

 

Курс "История психологии" является той частью учебного материала по специальности "Психология предпринимательской деятельности", которая позволяет дать студенту необхо­димый научный кругозор и ориентацию в движении психологической мысли. В современной психологии многие научные школы в той или иной мере претен­дует на истину в конечной инстанции, на единственно правильное развитие психологического знания. При таком подходе представители одних школ пси­хологии могут не ориентироваться (и не всегда хотят ориентироваться) в дос­тижениях других школ, что ведет к развитию дилетантизма.

Ситуация осложняется тем, что на постсоветском пространстве развитие психологии, освобожденное от оков бюрократической системы, приобрело чрезвычайно интенсивный, можно сказать, взрывной характер. По количест­венным показателям подготовка психологов возросла в десятки и сотни раз. В психологию пришло немало людей, не прошедших специальной профессио­нальной подготовки, освоившие лишь отдельные психологические методики и ориентирующиеся лишь в некоторых направлениях психологии. В таких усло­виях изучение истории психологии, логики и закономерностей ее развития, возникновения главных психологических школ и направлений становится важ­ным условием развития профессионализма, позволяет будущему специалисту сформировать современный аналитический взгляд на состояние психологии в целом, ознакомится с панорамой современных психологических методов и ме­тодик и научится осознанно выбирать и применять те из них, которые наиболее адекватны практическим задачам, возникающим в его профессиональной деятель­ности.

В связи с этим, помимо общепринятых дидактических принципов научно­сти, наглядности, сознательности, активности, последовательности, доступности, связи с практикой, при построении курса истории психологии мы руководствова­лись принципами системно-структурного и функционального подхода, парадигмального развития научного знания, социально-культурной детерминации.

Принцип системно-структурного подхода позволяет рассмотреть возник­новение различных психологических концепций как элементов единой систе­мы научного знания, науки как формы общественного сознания, а также выде­лить внутри самой психологии такие концепции, которые стали системообра­зующими и вокруг которых формировались наиболее известные научные школы психологии. Этот принцип позволяет отказаться от характерной для ряда учебных пособий и монографий по истории психологии рядоположенности и хронологического перечисления бесконечных рядов фамилий психологов и тем их исследований. Такое перечисление мало, что говорит студентам и допускает лишь механическое заучивание при значительных тратах времени и малой ин­формативности.

Принцип системно-структурного подхода дает своего рода ключи к понима­нию основных психологических концепций, закономерностей их возникновения, объяснительного потенциала и значения для теории и практики. Зная главные тен­денции развития той или иной психологической школы и тематику исследований того или иного психолога, студент может самостоятельно определить его роль и ме­сто в развитии психологической мысли, его возможные достижения и трудности, прогрессивность его взглядов и перспективность его идей.

Принцип системно-структурного подхода в анализе развития психологи­ческого знания неизбежно приводит к понятию научной парадигмы и ее роли в развитии науки. Характеристика основных психологических парадигм, история их борьбы и смены позволяет студенту понять внутреннюю логику развития психологического знания. Усвоение понятий позитивистской, когнитивной, психоаналитической и других парадигм психологии формирует у студента профессиональный кругозор и профессиональный подход к анализу основных фактов истории психологии.

Вместе с тем, развитие любой науки, включая и психологию, определяет­ся не только внутренней логикой, но и уровнем общественного сознания в ту или иную эпоху, его социально-культурным содержанием. Принципиально важным является рассмотрение роли в истории психологии таких социальных явлений, как социальные революции, режимы власти, социальные структуры общества, распространение тех или иных религий и идеологий, а также дина­мика других форм общественного сознания. Для имеющихся пособий и моно­графий по истории психологии характерна ограниченность рассмотрения раз­вития психологической мысли рамками европейской цивилизации, в то время как в самих европейских странах, в том числе в Беларуси, находят самое широ­кое распространение психологические концепции, связанные с восточными философскими и религиозными школами и учениями. Эти концепции оказали существенное влияние как на возникновение ряда психологических школ и ме­тодов (психоанализ 3. Фрейда, аутотренинг И.Г. Шульца, психология личности А. Маслоу и ряда других), так и на практическое использование психологиче­ских методов. Принцип социально-культурной детерминации логически при­водит к преодолению данной ограниченности.

Таким образом, рассматриваемые принципы позволяют оптимально структурировать учебный материал и создают необходимую методологиче­скую базу процесса обучения.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

№ п/п   Название темы   Количество часов  
Лекции   Семинары  
1.   Введение в историю психологии        
Раздел I. Развитие психологических знаний в пред-психологии          
2.   Развитие психологии в восточных учениях      
3.   Античная психология      
4.   Развитие психологических знаний в средние века и в новое время      
5.   Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки      
Раздел II. История западноевропейской психологии          
6.   Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт-основоположники экспериментальной психологии      
7.   Идеи позитивизма и их влияние на психологию      
8.   3. Фрейд и возникновение психоанализа      
9.   Роль Д.Б. Уотсона и его последователей в формировании бихевиоризма      
10.   Франкфуртская школа гештальтпсихологии и развитие ее идей в современной психологии      
11.   Теория ролевого поведения Д. Мида и развитие социальной психологии      
12.   Концепция развития Ж. Пиаже      
13.   Экзистенциально-гуманистическая психология      
Раздел III. История отечественной психологии          
14.   Учение о рефлексах и высшей нервной деятельно­сти в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Психофизиологическая школа Теплова-Небылицина    
15.   Культурно-историческая концепция психики Л.С. Выготского      
16.   Развитие деятелъностного подхода в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева      
17.   Идея индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлина и Е.А. Климова      
18.   Развитие педагогической психологии как главного направления в советской психологии      
19.   Новые горизонты психологии в свете идей В. И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.П. Казначеева      
20.   Развитие психологической мысли в Белоруссии      
    ВСЕГО      

 

Тема 1. Введение в историю психологии

Проблема периодизации и построение истории психологии. Соотноше­ние истории психологии и истории науки. Понятие психологии как научной и практической деятельности. Концепции и парадигмы психологии. Категори­альный аппарат и его динамика. Психологическая школа, отрасль, направле­ние. Связь истории психологии с историей социальной работы.

РАЗДЕЛ I. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРЕДПСИХОЛОГИИ

Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях

Культура психической деятельности в конфуцианстве. Особенности культуры психической деятельности в даосизме. Учение о жизненных энергиях и их проявление в психике человека. Чань-буддизм и культура психической деятельности в дзен. Медитация как практика психофизического самосовер­шенствования.

Учение о силах психики в традиционных философских школах Индии. Связь психических процессов, состояний и свойств с физиологией и дыханием человека, с его поведением и социальными отношениями. Практика изменен­ных состояний сознания в йоге и буддизме. Методы психофизической трени­ровки индийских йогов.

Тема 3. Античная психология

Диалектика психического в трудах Гераклита. Гиппократ и его учение о темпераментах. Материалистическая трактовка психики Демокрита. Душа как созерцательница мира идей в учении Платона. Анализ основных проявлений психики в трактатах Аристотеля. Идеи интроспекции в трудах Плотина.

Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время

Психологические идеи средневековой Европы. Роджер Бэкон и его идеи номинализма. Идеи рефлекторности и дуализма психики в учении Декарта. Принцип детерминизма и концепция аффектов в учении Спинозы. Развитие Гоббсом идеи ассоциативности психики. Психологические идеи X. Вольфа и И. Канта. Категории разума как предпосылка восприятия и мышления. Связь ощущения и сознания в концепции Локка. Ассоционизм Гарти, Беркли и Юма.

Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки

Ф. Месмер - основатель первой европейской школы гипноза. Эволюци­онная теория Дарвина. Психика как инструмент адаптации в учении Г. Спесе-ра. Развитие психофизиологии в исследованиях Г. Гельмгольца. Психофизиче­ские исследования как предпосылка определения объекта и формирования предмета экспериментальной психологии.

РАЗДЕЛ П. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию

Классический позитивизм в трудах Конта, Милля, Спенсера. Психоло­гизм Маха и Авенариуса. Идеи позитивизма об источниках знания, методоло­гии и методах, принципах построения науки. Проблема поиска объективных показателей психики. Разработка методов измерений в психологических иссле­дованиях. Возникновение математического аппарата психологии. Проблема психофизиологического дуализма.

Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии

Изобретение Ф. Гальтоном анкеты как метода психологического иссле­дования. Организация первых массовых психологических исследований. Соз­дание первых шкал психологических измерений, теории корреляции и регрес­сионного анализа. Психодиагностика и психометрика способностей.

В. Вундт — создатель первой лаборатории экспериментальной психологии (1879). Развитие интроспективного метода исследований. Исследование закономерно­стей ощущения и восприятия. Концепции структурализма и функционализма. Первые идеи социальной психологии. "Психология народов" В. Вундта.

Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа

Дискуссия 3. Фрейда и А. Адлера. Неофрейдизм. Формирование и эво­люция научных взглядов Зигмунда Фрейда. Открытие психического катарсиса и разработка психоаналитического метода. Первый этап развития учения о бес­сознательном. Разработка концепции личности на втором этапе психоанализа. Понятия комплексов и защитных механизмов психики. Социальные интерпре­тации психоанализа.

3. Фрейд и А. Адлер - организаторы первого психоаналитического обще­ства. Учение Адлера о компенсаторных механизмах психики и индивидуаль­ном стиле жизни. Взаимосвязь личных и научных разногласий Фрейда и Адле­ра. Проблема этики общения в науке. Психоаналитические концепции Г. Юнга, Э. Фромма. Трансакционный анализ Э. Берна. Развитие проективных методов психодиагностики.

Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма

Развитие понятий стимула, научения и закрепления в исследованиях Э. Торндайка. Идеи И.П. Павлова и В.М. Бехтерева как предпосылка возникнове­ния бихевиоризма. Роль трудов Уотсона в формировании и утверждении идей бихевиоризма. Условно-рефлекторные связи как основа психических процес­сов, состояний и свойств личности. Возникновение основной формулы бихе­виоризм. Педагогические и социальные идеи бихевиоризма.

Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии

Открытие "фи-феномена" в экспериментах М. Вертгеймера, В. Келера и Коффки. Формирование понятия гештальта. Развитие гештальтпсихологиче-ской концепции мышления. Понятие инсайта. Принцип психофизического па­раллелизма. Понятие гештальта в свете топографической теории. Использова­ние понятия гештальта в практике психотренинга.

Тема 11. Теория ролевого поведения Д. Мида и развитие социальной психологии

Социальные и научные предпосылки возникновения концепции социальных ро­лей. Принцип социально-психологической детерминированности сознания личности. Разработка понятия социальной роли и развитие его содержания. Социальная роль как элемент коллективной психики. Основные теории малых групп и межличностных взаимодействий. Концепция стилей лидерства К Левина. Социометрический метод Д. Морено. Современные проблемы социальной психологии.

Тема 12. Концепция развития Ж. Пиаже

Классификация психологических подходов к объяснению природы ин­теллекта. Понятие гомеостазиса и адаптационная концепция интеллекта. Сис­темно-структурный подход к исследованию интеллектуального развития в ра­ботах Ж. Пиаже. Открытие основных этапов интеллектуального развития и за­кономерностей формирования мышления.

Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология

Идея целостности личности в персоналогическом подходе В. Штерна. Развитие гуманистической психологии как реакция на бюрократизм социаль­ной организации западного общества. Идеи самораскрытия и самореализации в гуманистической психологии. Работы К. Роджерса и К. Редестама как методо­логия социально-психологического тренинга. Теория личности А. Маслоу.

 

РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах

И.М. Сеченова, И.П. Павлова. В.М. Бехтерева. Психофизиологическая школа Теплова-Небылицина

Открытие рефлекторной дуги. Исследование закономерностей формиро­вания рефлексов. Условные и безусловные рефлексы. Закономерности высшей нервной деятельности. Психика как функция высшей нервной деятельности.

Разработка понятия темперамента и способностей в исследованиях Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Особенностей высшей нервной деятельности как предпосылки задатков и способностей. Формирование основных идей нервно-динамической школы дифференциальной психологии.

Тема 15. Культурно-историческая концепция психики Л. С. Выготского

Л.С. Выготский - основоположник ведущих направлений отечественной психологии. Жизнь и творческий путь Л.С. Выготского. Идеи социально-культурной обусловленности формирования психики и психического развития. Основные периода и кризисы в психическом развитии ребенка. Понятие соци­альной ситуации развития.

Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и Б.Г. Ананьева

С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев - выдающие отечественные психоло­ги. Решение проблемы происхождения психики в трудах А.Н. Леонтьева. Фор­мирование учения о мотивации как психологической основе деятельности. По­нятия цели и личностного смысла. Роль деятельности в формировании отдель­ных психических явлений и личности в целом. Структура личности. Деятель­ность как опосредующий механизм социальных и биологических факторов развития личности.

Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлина и Е.А. Климова

Исследования эффективности производственной деятельности в зависи­мости от индивидуально-психологических особенностей. Взаимосвязь индиви­дуально-психологических особенностей и систем используемых методов и приемов деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности как ин­тегральная характеристика личности. Индивидуальный стиль деятельности и индивидуальный стиль общения.

Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии

Социальная ситуация развития отечественной психологии в 20 - 30 гг. XX века. Проблемы развития психогенетики, экспериментальной, инженерной и социальной психологии. Основные этапы развития педагогической психоло­гии в Советском Союзе. Концепция ведущих видов деятельности и поэтапного развития психики.

Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей В.И. Вернадского, АЛ. Чижевского, В.П. Казначеева

Понятие ноосферы в учении В.И. Вернадского. Научная деятельность как фактор космической эволюции. Взаимосвязь солнечной активности и поведе­ния людей в исследованиях Л.А. Чижевского. Концепция энергоинформацион­ных процессов В.П. Казначеева. и ее значение для развития психологии.

Тема 20. Развитие психологической мысли в Белоруссии

Влияние Л.С. Выготского на развитие психологии в Белоруссии. Разви­тие белорусской психологии в первой половине XX века. Исследование позна­вательных психических процессов и речевой деятельности в трудах белорус­ских психологов. Я.Л. Коломинский - основоположник социальной психоло­гии в Белоруссии. Развитие белорусскими психологами идей деятельностного подхода, педагогической психологии и психологии развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. О душе // Аристотель: Соч. Т. 1. - М., 1975.

2. Бенедиктов Б.А., Коломинский Я.Л. Развитие психологической науки в Бе­лорусской ССР // Вопросы психологии. №6, 1987.

3. Вундт В. Очерки психологии. - М., 1912.

4. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах. - М., 1982 - 1984

5. Джеймс В. Психология. - М., 1999.

6. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.

7. Ждан А.Н. История психологии. - М.,1997.

8. Казначеев В.П. Феномен человекка: космические и земные истоки. – Новосибирск, 1991.

9. Кандыбович Л.А. История психологии в Беларуси. – Минск, 2002.

10. Климов Е.А, История психологии труда в России. - М., 1992.

11. Ковнер С.Г. История средневековой медицины. - Киев, 1993

12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.-Минск, 1976.

13. Кузьмин Е.С. Психологические воззрения в античную эпоху. - Л., 1984

14. Лей Г. Очерки средневекового материализма. - М., 1962.

15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1976.

16. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

18. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1996.

19. Хрестоматия по истории психологии (Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан). - М., 1980

20. Чижевский А.Л. Земля в объятиях солнца. – М., 2004.

21. Юнг Г. Аналитическая психология. - М., СПб., 1994.

22. Якунин В.Я. История психологии. - СПб., 1998.

23. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. - М.,1996.

24. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.,1996.

25. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М., 1995.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Идеи нравственно-психического самосовершенствования в конфуцианстве

2. Развитие социально-психологических идей в учении Конфуция

3. Методы психофизической тренировки индийских йогов

4. Практика измененных состояний сознания в индийской йоге

5. Понимание природы психики и пути ее развития в буддизме

6. Основные положения учения о психике в материалистическом учении Де­ мокрита

7. Идеалистическое учение Сократа и Платона

8. Развитие представления о типах темперамента в трудах Гиппократ

9. Дуалистическое понимание психики в учении Аристотеля

10. Концепция биологической обусловленности особенностей психики Ф. Гальтона

11. Программа В. Вундта психологии как самостоятельной науки

12. Разработка метода интроспекции и его значение для развития психологии

13. Развитие статистических методов в психологии в XIX веке

14. Разработка А.Н. Леонтьевым принципа активности психики как предпо­сылка теории деятельности

15. Структура деятельности в трудах А.Н. Леонтьева

16. Понятие ведущего вида деятельности и его значение для педагогической психологии

17. Учение С.Л. Рубинштейна об исторической обусловленности форм дея­тельности человека

18. Проблема взаимосвязи мышления и речи в исследованиях Л.С. Выготского

19. Учение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций.

20. Разработка Л.С. Выготским концепции ситуации социального развития

21. Л.С. Выготский о возрастных кризисах и развитии психики ребенка

22. Понятие социальной роли и его значение в теории личности

23. Ролевая структура межличностных отношений

24. Социометрический метод Д. Морено

25. Разработка концепции стилей лидерства в исследованиях К. Левина

26. Разработка проблем психологии больших групп

27. Возникновение психоанализа и его методы

28. Основные понятия психоанализа

29. Этапы развития психоанализа

30. Психоаналитические концепции и движения

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ

 

Курс "История психологии" является той частью учебного материала по специальности "Психология", которая позволяет дать студенту необхо­димый научный кругозор и ориентацию в движении психологической мысли. Изучение истории психологии, логики и закономерностей ее развития, возник­новения главных психологических школ и направлений становится важным условием развития профессионализма, позволяет будущему специалисту сформировать современный аналитический взгляд на состояние психологии в целом, ознакомится с панорамой современных психологических методов и ме­тодик и научится осознанно выбирать и применять те из них, которые наиболее адекватны практическим задачам, возникающим в профессиональной деятельности социального работника.

В связи с этим, помимо общепринятых дидактических принципов научно­сти, наглядности, сознательности, активности, последовательности, доступности, связи с практикой, при построении курса истории психологии мы руководствова­лись принципами системно-структурного и функционального подхода, парадиг-мального развития научного знания, социально-культурной детерминации.

Принцип системно-структурного подхода позволяет рассмотреть возник­новение различных психологических концепций как элементов единой систе­мы научного знания, науки как формы общественного сознания, а также выде­лить внутри самой психологии такие концепции, которые стали системообра­зующими и вокруг которых формировались наиболее известные научные шко­лы психологии. Этот принцип позволяет отказаться от характерной для ряда учебных пособий и монографий по истории психологии рядоположенности и хронологического перечисления бесконечных рядов фамилий психологов и тем их исследований. Такое перечисление мало что говорит студентам и до­пускает лишь механическое заучивание при значительных тратах времени и малой информативности.

Принцип системно-структурного подхода дает своего рода ключи к понима­нию основных психологических концепций, закономерностей их возникновения, объяснительного потенциала и значения для теории и практики. Зная главные тен­денции развития той или иной психологической школы и тематику исследований того или иного психолога, студент может самостоятельно определить его роль и ме­сто в развитии психологической мысли, его возможные достижения и трудности, прогрессивность его взглядов и перспективность его идей.

Принцип системно-структурного подхода в анализе развития психологи­ческого знания неизбежно приводит к понятию научной парадигмы и ее роли в развитии науки. Характеристика основных психологических парадигм, история их борьбы и смены позволяет студенту понять внутреннюю логику развития психологического знания. Усвоение понятий позитивистской, когнитивной, психоаналитической и других парадигм психологии формирует у студента профессиональный кругозор и профессиональный подход к анализу основных фактов истории психологии.

Вместе с тем, развитие любой науки, включая и психологию, определяет­ся не только внутренней логикой, но и уровнем общественного сознания в ту или иную эпоху, его социально-культурным содержанием. Принципиально важным является рассмотрение роли в истории психологии таких социальных явлений, как социальные революции, режимы власти, социальные структуры общества, распространение тех или иных религий и идеологий, а также дина­мика других форм общественного сознания. Для имеющихся пособий и моно­графий по истории психологии характерна ограниченность рассмотрения раз­вития психологической мысли рамками европейской цивилизации, в то время как в самих европейских странах, в том числе в Беларуси, находят самое широ­кое распространение психологические концепции, связанные с восточными философскими и религиозными школами и учениями. Эти концепции оказали существенное влияние как на возникновение ряда психологических школ и ме­тодов (психоанализ 3. Фрейда, аутотренинг Й.Г. Шульца, психология личности А. Маслоу и ряда других), так и на практическое использование психологиче­ских методов. Принцип социально-культурной детерминации логически при­водит к преодолению данной ограниченности.

Таким образом, рассматриваемые принципы позволяют оптимально структурировать учебный материал и создают необходимую методологиче­скую базу процесса обучения.

Проблема периодизации и построения истории психологии была постав­лена уже при формировании психологии как самостоятельной науки. Длитель­ное время в буржуазной историографии доминировали два подхода: "персона-листский" и "контекстный".

"Персоналистский" подход. Поскольку научные гипотезы, открытия, за­блуждения имеют авторов, имена которых сохраняет история, сложилось мне­ние, будто последней причинной инстанцией в развитии науки являются воля и разум ("вспышки гения") отдельных личностей. Влияние этой концепции, восходящей к Карлейлю с его "культом героев", сказалось и на историко-психологических работах. Однако в настоящее время даже те, кто говорит о "великих психологах" (вышедшая тремя изданиями книга американского исто­рика Р. Уотсона называется "Великие психологи от Аристотеля до Фрейда"), пытаются выяснить обстоятельства, которые обусловили их величие, а не ог­раничиваться общим, бессодержательным представлением о спонтанном гене­рировании идей.

"Контекстный" подход. Многие факты (например, одновременное от­крытие какого-либо феномена или закона несколькими исследователями неза­висимо друг от друга, факт "преждевременных открытий", т. е. открытий, по­лучивших признание лишь в следующую эпоху, и др.) говорят о том, что ход научных идей подчинен объективной закономерности, что отдельный ученый - представитель своего времени, он ограничен в своих творческих порывах "интеллектуальным климатом" своей эпохи. Открытие не может произойти без подготовивших его идей. Оно также не может оказать влияние на научный прогресс без благоприятной для его восприятия социальной и культурной ат­мосферы. Какова же в таком случае функция отдельных личностей, именами которых принято обозначать теории (трехкомпонентная теория цветного зре­ния Юнга - Гельмгольца), открытия (открытие Павловым закономерностей образования условного рефлекса), школы (структурная школа Титченера), на­правления (фрейдизм) и т. д.?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.