КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методическое пособие 4 страница
РАЗДЕЛ П. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии Достижения этого направления и стали основой для первой экспериментально-психологической программы, выдвинутой Вундтом. Второе направление выросло из эволюционного учения Дарвина, произведшего, как известно, глубокие преобразования в науках не только о жизни, но и о человеке. Лидером третьего направления был другой англичанин - Галътон. Ему психология обязана введением и разработкой статистических методов в связи с исследованием проблемы индивидуальных различий между людьми. Четвертая линия уходит корнями в изучение психоневрозов и гипнотизма. Оно велось преимущественно французскими неврологами. И, наконец, пятое направление было создано "отцом русской физиологии" Сеченовым, который выдвинул новую систему психологических идей, опираясь на преобразованное им рефлекторное учение. Каждое из этих направлений внесло свою лепту в разработку тех категорий, которые, превратив психическую реальность в предмет научного познания, определяют и мышление современного исследователя. Начнем с физиологии органов чувств, вскрывшей неотвратимую причинную зависимость субъективных феноменов (ощущений) от объективных условий их появления в сознании - условий физических и органических. Большая роль в исследовании этой зависимости принадлежала Герману Гельмголыгу (! 82! -1894). В 1847 г. двадцатишестилетний военный хирург Гельмгольц зачитал в берлинском Физическом обществе статью, содержавшую математическую формулировку закона сохранения энергии. Закон приводил в единую причинную связь все многообразие процессов не только в неорганической, но и в живой природе. По витализму - идеалистическому учению, согласно которому живым телом движут особые, неуловимые для физики внутренние силы, был нанесен удар. Доказывалось, что организм черпает энергию извне и в нем самом ничего нет, кроме превращений различных видов энергии. Значение закона, сформулированного Гельмгольцем (и почти одновременно с ним Майером и Джоулем), для физиологии было огромно. Если организм - энергетическая машина, то единственный путь его научного изучения - приложение физико-химических методов и понятий. Вдохновленный верой во всемогущество физико-математических методов, Гельмгольц применил их и к таким тонким органам, как органы зрения и слуха. Исходя из того, что ощущение представляет собой результат причинного воздействия раздражителя на орган чувств, Гельмгольц был поставлен перед необходимостью объяснить, каким образом оно способно что-либо сообщить о свойствах вызвавшего его предмета. Вслед за своим учителем Мюллером Гельмгольц считал каждый орган чувств своеобразной системой, заряженной "специфической энергией". Учение о "специфической энергии" утверждало, что ощущение цвета, звука и т. д. по своему содержанию не что иное, как разряд энергии, дремлющей в нервном волокне, а не отражение объективных свойств предмета. Ложное теоретическое истолкование фактов привело, в конечном счете, к так называемому "физиологическому" идеализму, согласно которому чувственный мир - это мираж, созданный нашей нервно-психической организацией. Пытаясь связать ощущение с внешними условиями и не отказываясь от мысли, будто оно заложено в независимой от этих условий структуре органа, Гельмгольц выдвигает теорию символов, или знаков. Ощущение, согласно этой теории, указывает на предмет, подобно тому как имя - на человека. Имена не похожи на обозначаемые вещи, но позволяют их различать. Вместе с тем в противовес теории нативизма, полагавшей, будто образ, например, пространства, пространственных отношений, в которых воспринимаются вещи, изначально "запрограммирован" в органе чувств, Гельмгольц, апеллируя к фактам, доказывал его опытное происхождение. Эта концепция ввела в обиход две гипотезы, ставшие предметом длительных споров среди физиологов и философов: гипотезу о "бессознательном выводе" и гипотезу об "ощущениях иннервации". Первая возникла из необходимости объяснить такие, например, факты, как постоянство воспринимаемой величины предметов на различных расстояниях. Требовалось истолковать эти факты с позиций натуралиста, не обращаясь к гипотезе об уме или сознании, а исходя из действий телесного механизма как такового. Когда изменяется расстояние, на котором расположен предмет, меняется по законам оптики и его изображение на сетчатке. Но одновременно изменяется и напряжение глазных мышц, приспосабливающих глаз к ясному видению. Зрительный аппарат каждый раз как бы делает вывод: "если, то" - а это уже настоящая логическая операция. Производится же она не умом как беспричинной сущностью, а зрительной системой, притом в отличие от абстрактного человеческого мышления - бессознательно. Для ее производства необходим опыт, предполагающий мышечную двигательную активность. Поскольку же человек может управлять работой своих мышц произвольно, то должны, по Гельмгольцу, существовать особые ощущения, которые сопровождают усилие, создающее мышечное напряжение. Он назвал эти ощущения иннервационными. Таким образом, точные эксперименты, а не умозрительные соображения вынудили его признать важность психического фактора и недостаточность чисто физиологических объяснений. Роль этого фактора выступила, в положении о знаковой природе чувственных образов, в гипотезах об иннервационных ощущениях, регулирующих работу мышц, о бессознательных умозаключениях. В этих положениях по-своему отразились реальные особенности психической деятельности, требующей для своего описания собственных категорий, которых нет в составе физиологического мышления. Мы имеем в виду две категории - чувственного образа и действия. Если бы внешний объект был представлен в организме только в виде потока импульсов, возникших в результате его воздействия на нервную систему, то можно было бы ограничиться физиологической схемой. Если бы ответная реакция свелась к сокращению мышцы, но опять-таки выходить за пределы физиологии не было бы необходимости. Однако опыт принудил Гельмгольца покинуть эти пределы и выработать представление о том, что внешний стимул порождает в нервной системе не только молекулярные процессы, но и чувственные знаки, позволяющие различать объекты окружающей среды. Опыт же привел и к выводу о том, что работой мышцы может управлять не только внешнее раздражение, но и внутреннее стремление. Оба вывода свидетельствовали, что физиолог столкнулся с новой действительностью, для познания которой нужны новые средства. Однако категория образа выступила у Гельмгольца не в виде отображения, а в виде знака, категория же действия - в виде спонтанного импульса, исходящего от субъекта, а не детерминированной условиями жизни активности. И то и другое говорило о том, что психическая реальность преломилась в теоретически неадекватной форме. В. И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" указал на противоречивый характер гельмгольцевской теории символов. С одной стороны, она рассматривает цвета, звуки, запахи как результат воздействия на нервные приборы внешнего материального источника. С другой стороны, она утверждает, что подобное воздействие производит знак, а не образ, что между источником и его психическим эффектом подобия нет. А это неизбежно ведет к агностицизму. Что касается выводов Гелъмгольца о способности субъекта к имманентной чувственной регуляции, то они были подсказаны "голосом интроспекции", субъективным впечатлением, а не объективным анализом. Дальнейшее развитие науки отчленило продуктивное в гельмгольцевском учении от не выдержавшего испытания временем. Представления, согласно которым орган ощущений не только воспринимает внешние импульсы, но и обучается построению чувственных образов, что мышца играет в этом огромную роль, что она совершает операции, сходные с мыслительными,- все это вошло в фонд современных психологических идей. К работам Гельмгольца, способствовавшим становлению психологии, относится также изучение скорости проведения нервного импульса. Среди физиологов в ту пору было принято считать, что скорость эта чрезвычайно велика. И. Мюллер, например, полагал ее близкой к скорости света. Гельмгольц в 1850 г. взялся за экспериментальное изучение этого вопроса. Он раздражал слабым электрическим током двигательный нерв лягушки на различном расстоянии от мышцы, сокращения которой записывались на изобретенном им приборе - вращающемся цилиндре (кимографе). Зная расстояние между раздражаемыми пунктами, он определил, исходя из различий во времени мышечной реакции, скорость прохождения процесса возбуждения. Она составила около 25 метров в секунду, т. е. была несравненно меньше указанной в "Учебнике физиологии" Мюллера. От лягушки Гельмгольц перешел к человеку. Испытуемый, по его инструкции, должен был отвечать на электрический удар каким-нибудь условленным движением, которое опять-таки записывалось на кимографе. Гельмгольц ставил сугубо физиологическую цель. Он имел в виду нервный, а не психический процесс, прохождение импульса по проводнику, а не возможно более быстрый ответ на раздражитель. Но переходя от нервно-мышечного препарата лягушки к человеку, он уже оказывался на почве психологии. Ведь скорость проведения нервного импульса человека определялась исходя из того, с какой быстротой он производит по указанию экспериментатора (а стало быть, руководствуясь осознанной целью) двигательную реакцию, т. е. совершает действие, а действие это уже категория психологическая. Не удивительно, что результаты измерений сильно варьировали. Здесь сказалось влияние множества уже не только физиологических, но и психологических факторов. Изобретенная Гельмгольцем экспериментальная схема, не пригодная для определения скорости сложных процессов нервной системы человека, оказалась, однако, средством измерения времени реакции человека на внешний раздражитель. Исследования в этом направлении были продолжены голландским физиологом Францем Дондерсом (1818-1889). Дондерс полагал, что на пути от внешнего сигнала к двигательному ответу на него совершается работа нервных узлов (ганглиев), служащих органами представления и воли. Время же этой работы (образующей психическое звено) может быть измерено путем усложнения заданий испытуемому. Варьируя их (например, требуя от испытуемого, чтобы он при предъявлении нескольких раздражителей реагировал только на один из них или чтобы на разные стимулы он давал различные двигательные ответы), можно, предположил Дондерс, измерить время, поглощаемое такими актами, как различение (раздражителей) и выбор. Получаемая разность во времени показывала скорость различных психических процессов. Главная публикация Дондерса об этих опытах так и называлась - "Скорость психических процессов" (1868), именно психических, а не физиологических. Опыты по определению времени реакции проводились в различных вариантах многими физиологами, взявшимися тем самым за психологическую тему. Значение этих опытов для психологии было двоякое - методологическое и конкретно-научное. В методологическом плане они разрушали представления о мгновенно действующей душе. Они показывали, что психическое есть процесс, который, подобно материальным процессам, совершается во времени и может быть измерен. Поскольку же его течение предполагает целостность нервной ткани, он должен также трактоваться как совершающийся в пространстве. Стало быть, удар наносился и по учению о непространственности души. В конкретно-научном плане опыты по определению времени реакции дали сильный толчок развитию экспериментальной психологии. В дальнейшем выяснилось, что скорость реакции (наряду с двигательной реакцией в качестве индикатора была использована речевая) зависит от множества переменных -внимания, установки и т. д. Эксперимент вскрывал все новые и новые моменты. Но канва, на которой появлялись эти новые психологические узоры, была выработана в основном в лаборатории Дондерса. Он воспринимался всеми как физиолог, сам считал себя таковым и публиковал свои исследования о времени реакции в физиологическом журнале. Однако объективно он внес вклад в формирование психологии, среди методов которой определение времени реакции стало одним из основных. Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию В первой половине XIX в. появляются системы, призванные нейтрализовать настойчивое стремление натуралистов материалистически осмыслить открытия естествознания. Наиболее значительной среди них была философия позитивизма, провозгласившая принципиальную непознаваемость сущности и причин явлений, потребовавшая от научного мышления ограничиться непосредственно наблюдаемыми фактами и их постоянными зависимостями. Первая программа позитивизма была изложена Огюстом Контом (1798-1857) в шести томном "Курсе позитивной философии" (1830-1842). Конт предлагал новую классификацию наук, среди которых психология вообще отсутствовала. Психические явления в качестве объекта позитивного исследования разделялись между двумя дисциплинами - физиологией и социологией. Конт подверг критике субъективный, интроспективный метод. Психологию, базирующуюся на нем, он считал лишенной научной ценности. Идея Конта о том, что внутренний мир станет предметом научного рассмотрения только тогда, когда будет оставлена бесплодная почва интроспективного анализа, выражала реальную потребность психологии в преодолении субъективизма. Конкретную реализацию этой идеи он видел в том, чтобы наблюдать операции сознания на доступных объективному описанию фактах социальной жизни, исходным началом которой является взаимообщение, взаимодействие людей. В этом взаимообщении сознание возникает, а не существует до него в качестве замкнутой сферы, где ход событий имеет у каждого индивида собственную систему отсчета. Социальный организм составляет объективную основу фактов сознания. Представляя общество в виде организма, а семью как мельчайшую его клеточку, Конт переносил в область социальной науки модель, заимствованную у биологии. В 30-х годах XIX в., когда складывалась его "позитивная философия", биология еще не стала эволюционной. Поэтому, чтобы объяснить развитие общества, ему пришлось в поисках движущей силы этого развития выйти за пределы биологических аналогий и обратиться к главной объяснительной категории идеализма - разуму. Согласно кантовской схеме (заимствованной от утопического социалиста Сен-Симона, секретарем которого Конт был некоторое время), разум проходит три фазы эволюции: теологическую, метафизическую и позитивную. Эти фазы закономерны как для отдельного индивида, так и для человечества в целом. Конт внес новый момент в учение о детерминации психических актов у отдельного индивида. Беря за исходное процесс общения, он рассматривал динамику сознания субъекта как производное от объективных форм его взаимодействия с другими людьми. Конт не видел, что человеческое взаимодействие основано на процессе труда, но само по себе выделение общения в качестве специфической детерминанты психического было его важной заслугой. В дальнейшем под влиянием Конта формировалась социальная психология. Иначе нужно оценить позитивистское отношение Конта к научному мышлению. Он считал, что научное мышление должно ограничиться непосредственно данными феноменами. Это вело к агностицизму и субъективизму. Понятие о "непосредственно данном", невыводном знании было подхвачено сторонниками субъективного метода, уверявшими, что нет ничего более непосредственно познаваемого, чем факт сознания. Кантовский позитивизм в соединении с берклианским постулатом "быть - значит быть в восприятии" породил доктрину Маха.
Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа Научная карьера Зигмунда Фрейда началась в качестве сотрудника Института анатомии мозга в Вене. Среди его учителей можно отметить Э. Бркжке и Ж. Шарко, которые считали основой психических процессов функционирование нервной системы. Начав в 1886 г. психотерапевтическую практику, Фрейд столкнулся с невозможность применения идей психофизиологического детерминизма к лечению нервно-психических расстройств. Совместно с Йозефом Брендом он разрабатывает метод свободной ассоциативной беседы, в процессе которой пациент рассказывает о своих проблемных переживаниях и в результате в его состоянии улучшение. В ходе ассоциативных бесед Фрейд обратил внимание на явление сопротивления, при котором пациент избирательно забывал некоторые свои переживания, не хотел о них вспоминать, а сами вспоминания сопровождались значительными негативными эмоциями. Происходящую в результате разрядку скрытых внутренних напряжений Брейд назвал катарсисом. Таким образом, Фрейд приходил к пониманию сферы подсознания и бессознательного как существенного фактора, определяющего поведение человека, его поступки и действия. В ходе этих наблюдений складывается концепция Фрейда о структуре психики человека, которая состоит из 1) бессознательного, соединяющего психику с соматическими процессами и являющегося источником психической энергии; 2) сознательного, представляющего понимание индивидом самого себя и своих поступков и 3) сверхсознательного - совокупности социальных норм и предписаний, внедряемых в психику индивида обществом. Сфера сознательного представляет собой поле столкновения врожденных инстинктов, составляющих бессознательное (прежде всего сексуального инстинкта, инстинкта разрушения и инстинкта смерти) и сверхсознательного. Поэтому человек по своей природе как общественное существо изначально подвержен возникновению подсознательных напряжений - комплексов, приводящих к нервным расстройствам и неадекватным формам поведения. Тема 9. Роль Д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма Идеи позитивизма привели к возникновению нового направления психологии - бихевиоризма, главным идеологом которого стал Д.Б. Уотсон. Свою программу нарождавшийся бихевиоризм мог провозгласить устами Уотсона лить потому, что в категориальном строе знания уже наметились изменения, делавшие для психологии впредь невозможным мыслить в прежних категориях ни о внутренних умственных действиях, ни о внешних телесных. Не пройдет и 10 лет, как главному оппоненту Уотсона, Тиченеру, отказавшему бихевиоризму в каком-либо значении для психологической науки, придется констатировать, что волна бихевиоризма захватила всю американскую психологию. Но почему преимущественно ее? Мы уже видели на примере функционального направления, приобретшего совершенно различную окраску в европейских и американских условиях, а также на примере существенных различий в разработке теории научения в России и США, как тесно связаны актуальные потребности науки с потребностями общественной жизни. Прагматическая направленность исследований психической деятельности в США была обусловлена запросами быстро развивавшейся капиталистической экономики. В бихевиористском "манифесте" Уотсона задача реформы психологии связывалась не только с необходимостью новой трактовки предмета и метода психологии, создания новой терминологии и др. Все эти преобразования, согласно Уотсону, важны не сами по себе, но для достижения другой цели: превратить психологию в область знания, способную "убавлять поведением и предсказывать его". "Контроль и предсказание" - таким должен быть, с точки зрения бихевиористов, основной девиз психологии. Неправота бихевиоризма выражалась не в защите этого принципа, а в его интерпретации, вытекавшей из определенных представлений о поведении и способах управления им. Представления же, о которых идет речь, складывались в идеологической, философской атмосфере, отражавшей особенности развития капиталистической Америки. Стало быть, чтобы понять генезис бихевиоризма, нам вновь следует соотнести сдвиги в логическом строе знания о психике, обусловленные естест-венноисторическим ходом становления этого знания, с теми конкретными социально-классовыми и идейно-философскими обстоятельствами, в которых они совершались. Категория действия рождалась в потоке новых психологических идей. Отражая определенные объективные моменты, присущие поведению, она неотвратимо должна была войти в плоть и кровь психологического мышления. Однако совершенно различными путями шла ее ассимиляция в психологической науке в России, где в условиях нарастающего революционного движения на передний план выступала защита достоинства и независимости человеческой личности, и в Соединенных Штатах, где доминировал утилитарный, прагматический подход к человеку. Характер ассимиляции зависел и от методологических влияний: материалистических - у русских исследователей поведения, идеалистических (в форме философии позитивизма и неореализма) - у американских. Эти идейные расхождения не остались внешними по отношению к разработке теории поведения как таковой. Они придали ей совершенно различную направленность. Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии Свое имя эта школа получила от немецкого слова "гешталы", что означает "форма", "структура", целостная "конфигурация". С перечисленными синонимами, однако, соединяются многие другие значения '. Предпочтем поэтому само слово "гештальт", тем более что оно давно уже превратилось в интернациональный психологический термин. Гештальт означает организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. "Имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого"2,- так определял гештальт один из лидеров новой школы, М. Вертгеймер (1880-1943). Целостность, тотальность, расчлененная структура, организация - эти характеристики гештальта противопоставлялись "атомистическому" подходу, неудовлетворенность которым нарастала не только в психологии. В физике возникло понятие об электромагнитном поле, в биологии разрушалось представление об организме как механическом соединении дискретных элементов. Проблема целого и части приобретала все большую остроту. В этой атмосфере и зарождался гештальтизм. Но его развитие стимулировали не только новые веяния в естествознании. Психология имела собственные проблемы и трудности. Важным свойством образа является его константность, постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Так, лист бумаги воспринимается как белый при различном освещении: и в сумерках, и при ярком солнечном свете. Условия варьируют, а чувственный образ остается постоянным. Вместе с тем константность разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него. Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как о мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучившим феномен "фигуры и фона". Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отграниченное от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые "двойственные изображения", когда рисунок воспринимается то, как ваза, то как два профиля. Катц, Рубин и другие психологи-экспериментаторы, перешедшие от "атомистического" понимания чувственного восприятия к целостному, не считали себя приверженцами особой научной школы, имеющей собственную теоретическую программу. Но вскоре такая школа появилась. Она была представлена триумвиратом: М. Вертгеймер, В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941). "Стратегическим" экспериментом, от которого эта школа вела свою родословную, было изучение Вертгеймером так называемого "фи-феномена". С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахистоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии или кривые). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии направо или налево, а не наличие двух линий, данных последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т. е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление было названо "фи феноменом". "Фи феномен" выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Опыты Вертгеймера опровергали "атомистическую" концепцию о "сложении" ощущении в целостную картину. Они были повторены многими исследователями на самом разнообразном экспериментальном материале. Были опубликованы сотни статей о восприятии движения объектов, различающихся по положению, форме, цвету и т. д. Во всех случаях наблюдался "фи феномен". Если первым открытием гештальтистов был "фи феномен", то первым теоретическим трудом - трактат Келера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" (1920). Келер, как и Вертгеймер, стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. Теория электромагнитного поля, созданная Максвеллом, новые энергетические представления, развитые Плавком,- все это, по мнению гештальтистов, создавало предпосылки для смены картины организма и его психических функций. Если раньше физика Галилея и Ньютона определила склад мышления сторонников ассоциативной психологии: изолированные, тождественные самим себе частицы, движущиеся по законам механики, служили образцом, по которому выкраивались "атомы" души, то теперь физика выработала другой образец, и ориентация на него сулила, как представлялось гештальтистам, реконструкцию психологического познания. Посредником между физическим полем и целостным восприятием должна была стать, по их мнению, новая физиология, не физиология изолированных нервных элементов и путей - верная союзница психологической схемы элементов сознания и ассоциаций между ними, а физиология целостных и динамичных структур - гештальтов. Стремясь найти материальное основание для психических гештальтов, Келер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В своем упомянутом выше труде он излагал физико-химические проблемы с целью развить одну из стержневых идей гештальтпсихологии - идею изоморфизма материальных (физиологических) и психических процессов. Гештальтистам представлялось, что принцип изоморфизма, согласно которому элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой, позволит решить психофизическую проблему, сохранив за сознанием самостоятельную ценность и в то же время утвердив его соответствие материальным структурам. Конечно, изоморфизм как математическая категории сам по себе не является ни материалистическим, ни идеалистическим. Но он не может разрешить коренные вопросы психологической теории, в том числе психофизическую проблему, в трактовке которой гештальтпсихология следовала идеалистической традиции. Ведь отношение двух рядов явлений — психических и физических мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Не порождаясь материальными структурами, а лишь соответствуя им, психические гештальты выступали как причина самих себя. Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют другого основания, кроме физического взаимодействия. Но к сознанию такой подход неприменим. Оно не является самостоятельным миром, и его динамика не может быть каузально понята из него самого. Гешталътисты же превратили психические формы в своего рода сущности. Они утверждали не только не сводимость этих форм к их частям, по и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что, опираясь на эти законы, психология превратится в точную науку типа физики. Фигура и фон, константность, транспозиция - все это - действительно фундаментальные феномены в области чувственного познания. Возникает, однако, вопрос: можно ли; вместе с открытыми гештальтистами в экспериментах феноменами принять и их интерпретацию в качестве законов, предложенную гештальтизмом? Ведь указать на имманентную динамику гештальта, на то, что образ сам по себе устроен так, что "стремится" быть отчетливым, замкнутым, "хорошим" (прегнантным) и т. д., и опираться при этом на авторитет одного только сознания - значит уйти от причинного объяснения. Тема 11. Теория ролевого поведения Д. Мида и развитие социальной психологии Социальные и научные предпосылки возникновения концепции социальных ролей. Принцип социально-психологической детерминированности сознания личности. Разработка понятия социальной роли и развитие его содержания. Социальная роль как элемент коллективной психики. Основные теории малых групп и межличностных взаимодействий. Концепция стилей лидерства К. Левина. Социометрический метод Д. Морено. Современные проблемы социальной Тема 12. Концепция развития Ж. Пиаже Подход Ж. Пиаже к психическому развитию развивался прежде всего в рамках естественнонаучной психологии. Лучше всего, на наш взгляд, понять его позицию можно из следующего его высказывания в 1966 г. на Международном психологическом конгрессе: "... я биолог, а это не то же самое, что идеалист, и я думаю, что организм зависит не только от среды; организм активно реагирует на среду и дает "ответы", которые зависят от его собственной активности; иными словами, субъект познает объект, только действуя на него, и познание объекта (а это не то же самое, что сам объект) предполагает неразрывное взаимодействие между объектом и деятельностью организма или субъекта". Таким образом, отказываясь от позиций позитивизма, Пиаже, вместе с тем, как "биолог" стремится к строгому научному подходу в психологии, а такая научная строгость связана у него, в первую очередь, с естественно - научным подходом.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |