КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методическое пособие 7 страница
В Белорусском государственном университете изучаются проблемы высшей школы. Завершена работа "Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов". Изучены общение в академической группе как фактор, влияющий на успешность этой деятельности; обеспечение информационной насыщенности процесса усвоения; способы формирования убежденности; специфика профессиональной направленности преподавания; оптимизация навыков и умений чтения и др. (Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, Л.Н. Дичковская, И.А. Кулак, А.М. Кухарчук, С.П. Цуранора). Опубликована монография "Диалог в мышлении", в которой определена сущность внутреннего диалога в мышлении, показано соотношение внешнего и внутреннего диалогов у партнеров общения (Г.М. Кучинский). Проблемам обучения и воспитания в высшей школе посвящены также монографии М.И. Дьяченко н Л.А. Кандыбовича (1978 и 1982), Б.А. Бенедиктова и С.Б. Бенедиктова. Специалистами разных вузов в настоящее время продолжаются в плане подготовки руководителей школы в стенах вуза и при непрерывном повышении ими своей квалификации в 1982 г. в Минске проведена научно-теоретическая конференция "Психология обучения и воспитания в высшей школе". Психологи Минского университета культуры и академии последипломного образования разрабатывают проблемы психолого-педагогических основ повышения качества подготовки специалистов, (М.З. Яновский, С.В. Авдей, А.Б. Каганов, В.Я. Янчук). Вопросы психологии музыкального совершенствования изучаются в Белорусской консерватории (С. Б. Бенедиктов), В трех технических вузах Минска (политехническом, радиотехническом, механизации сельского хозяйства), психологи работают над обоснованием методики преподавания курса инженерной кибернетики. Психологи Гродненского университета исследуют связи гностических, эффективных и поведенческих компонентов общения при формировании личности. Особое внимание уделяется проблеме социально - перцептивной регуляции проведения в учебно-воспитательном процессе (руководитель С.В. Кондратьева). Выявлена обусловленность педагогической социальной перцепции способом организации совместной деятельности и показано, что обобщение способов общения, опосредствованных отражением других людей, является основой развития коммуникативных способностей. На кафедре педагогики и психологии Гомельского университета осуществлено исследование "Психологическая характеристика типических особенностей учебной деятельности школьников" (Н.И. Мурачковский). Представлена классификация психических проявлений личности подростков, Проблемы возрастной и педагогической психологии активно разрабатываются во всех педагогических институтах. В Брестском пединституте изучаются проблемы мотивации учебной деятельности учащихся, особенности эффективности контроля при обучении младших школьников (Г.С. Абрамова, В.Г. Романко), влияние игры на нравственное развитие дошкольников (Л.Г. Лысюк), формирование образа "я" у младших школьников (Т.И. Гладун) и др. В Могилевском пединституте выполнены исследования по психологическим основам формирования профессионального мышления учителя (Е.К. Оси-пова), психологии доказательства (В.А: Филь), индивидуальному стилю общения (Л.А. Вяткина), динамике психофизиологических показателей и состояния детей и педагогов в разных подсистемах (Д.И. Чемоданова). В Витебском пединституте представлены различные направления исследований по психологии общения. Так, изучается проблематика педагогического взаимодействия учителей и учащихся как прямые субъект-субъектные отношения между ними и субъект-объект-субъектные, опосредуемые содержанием деятельности (Е.Л. Малиновский); как развитие коммуникативных умений и навыков в устно-речевом общении у будущих учителей начальных классов (Н.П. Готгельф). Психологические основы эффективности усвоения знаний в школе изучают психологи Мозырьского пединститута (И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина). Проблемам формирования психологической готовности к труду посвящены исследования кафедры психологии МГПИ им. А.М. Горького (руководитель Ф.И. Иващенко). Коллектив изучает проблему "Формирование личности старшего школьника как субъекта труда и выбора профессии". Основным направлением в работе коллектива кафедры обшей и детской психологии МГПИ им. А.М. Горького является проблема возрастной и педагогической социальной психологии (руководитель Я.Л. Коломинский). Разработаны методические подходы, и концептуальный аппарат исследования психологии педагогического взаимодействия. Эта проблема изучается как явление в котором своеобразно сочетаются внутренние (эффективные, образные и когнитивные) отношенческие компоненты ("педагогическое отношение") и операциональные, поведенческие проявления (собственно "педагогическое общение). Показано, что педагогическое взаимодействие учителей и учащихся воспитателей и детей развертывается одновременно и как прямые межличностные отношения, и как субъект-объект-субъектные взаимодействия, в которых общение взрослых и детей опосредствуется содержанием учебной деятельности. На этой основе сформулирована концепция формирования у будущих учителей и воспитателей социально-психологической готовности к педагогической деятельности: необходимо, во-первых, специально формировать внутренние компоненты (педагогическое отношение) и компоненты внешние (поведенческие) готовности и, во-вторых, осуществлять эту подготовку на конкретном предметном материале методики соответствующей педагогической специализации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |