КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методическое пособие 5 страница
Исходя из принципа активности психики, сознания, субъекта и оставаясь диалектиком в рамках естественнонаучного подхода, Пиаже не может и не хочет признать социальную природу психики человека, как качественно иную, чем биологическая природа психики животных. В психологии он стремится оставаться "биологом". Этим можно объяснить как высочайшие достижения, так и принципиальную ограниченность его исследований, его концепции развития и обучения. Следует помнить, что концепция Пиаже создавалась в эпоху бурного развития физики, биологии и появления кибернетики и генетики. Отсюда становится понятным выбор главных понятий и направлений его исследований. Как биолог важнейшим критерием развития организма он считает успешность его адаптации, достижение более высокого уровня равновесия со средой. А как сторонник естественнонаучного подхода в психологии главным механизмом такого развития он считает интеллект. С его точки зрения интеллект является механизмом биопсихической адаптации индивида к обстоятельствам жизни, уравновешивающим процессы аккомодации и ассимиляции. Биологически обусловленные действия индивида, системы действий, операции, интериоризируясь становятся основой интеллекта. Позднее Пиаже вводит в свою концепцию понятие социализации, заключающееся, по его мнению, в адаптации формирующегося интеллекта ребенка к суждениям других людей. Таким образом, в концепции Ж. Пиаже социальная среда остается одним из внешних факторов, никак не влияющем на сами механизмы формирования интеллекта, а функции и природа интеллекта человека и животных являются аналогичными и качественно не отличаются друг от друга. Все теории интеллекта он разделил на генетические и негенетические. Среди негенетических теорий он выделил концепцию непосредственного прямого знания физической и абстрактной реальности или "предустановленной гармонии" между интеллектом и действительностью (Б. Рассел и др.). Вторая негенетическая концепция определяет интеллект как изначально данную совокупность внутренних структур, которая постепенно проявляется в процессе развития психики, благодаря осознанию мышлением самого себя (Бюллер, Зельц и др.). Третья - гештальттсория - объясняет акты понимания уравновешенностью высокоорганизованных структур (гештальтов), объединяющих субъект и объект в единое целое. Среди генетических концепций интеллекта Пиаже также выделял три группы: "Что касается генетических интерпретаций, то среди них есть такие, которые объясняют интеллект исходя из одно внешней среды (например, ассо-цианистский эмпиризм, соответствующий ламаркизму), такие, которые исходят из идеи собственной активности субъекта (теория слепого поиска в плане индивидуальных адаптации, соответствующая мутационизму, если его брать в плане наследственных изменений), а также и такие интерпретации, которые объясняют интеллект взаимодействием субъекта с объектами (операциональная теория)" [5, 52]. Свою собственную теорию интеллекта Ж. Пиаже относил к последней группе. Разрабатывая свою теорию интеллекта, Ж. Пиаже, в отличие от позитивистов, больше внимания уделял не технологии исследования и верификации, а подходу к той реальности, которую обозначает понятие интеллекта. Считая двигательную активность важнейшим компонентом психической деятельности и рассматривая реальные внешние действия с точки зрения их координации в целостные структуры, он пошел по пути выведения внутреннего из внешнего, незримых умственных актов из зримых внешних действий. Это процесс становления внутренних психических структур из внешних приобрел широкую известность в понятии "интериоризации". Таким образом, структуру интеллекта Пиаже выводил из структуры внешних действий. Вторым важным понятием концепции интеллекта Ж. Пиаже является понятие операции: "Основное свойство логического мышления состоит в том, что оно операционально, т.е. продолжает действие, интериоризируя его. Однако этим сказано отнюдь не все, поскольку операция не сводится к любому действию: и хотя операциональный акт вытекает из акта действия, однако расстояние между этими актами остается пока еще весьма значительным. Операцию разума можно сравнивать с простым действием только при условии, что она рассматривается изолированно. Но об "одной" операции мы можем говорить только в результате абсолютно незаконной абстракции: единичная операция не могла бы быть операцией, поскольку сущность операций состоит в том, чтобы образовывать системы". Основываясь на понятиях интериоризации и операции, Пиаже открыл четыре типа или четыре уровня интеллекта по мере их формирования у ребенка: 1) формы интеллекта низшего порядка, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые интуитивным мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые операциональным интеллектом. М.Г. Ярошевский характеризует теорию интеллекта Ж. Пиаже следующим образом: "Ни одна концепция интеллекта как перестраивающегося в ходе развития системного образования (а не мифической внутренней "способности") не может обойти вопрос о стадиях. А в современной психологии не существует другой экспериментально и математически обоснованной стадиальной схемы формирования умственных действий и операций от младенчества до юности кроме созданной Пиаже ". ' Если разработанная Ж. Пиаже концепция развития интеллекта, взятая сама по себе, вне сферы развития личности, может иметь существенную научную ценность для понимания некоторых аспектов природы интеллекта то в приложении к обучению, то есть именно там, где принципиальное значение имеет учет развития личности, качественная обусловленность этого развития социальными факторами, прямой перенос данной концепции на процесс обучения порождает принципиальные методологические ошибки. В процессе развития детского мышления происходят, согласно Ж. Пиаже, последовательные переходы от сенсомоторного интеллекта к дооператорному интеллекту, а затем - к конкретным и формальным операциям. Эти переходы представляют собой спонтанный процесс, не зависящий от включения личности в общественные отношения и подчиняющийся только внутренним закономерностям координации операций и тенденциям операторных структур к равновесию. Психическое развитие в результате интерпретируется как независимое от специально организуемого взрослыми воспитания и обучения детей Действие источников такого развития и по времени, и функционально предшествует овладению детьми конкретными понятиями и умениями. Например, согласно взглядам Ж. Пиаже, ребенок, действуя с вещами, вначале якобы самостоятельно улавливает и выделяет общий принцип сохранения их количества и лишь затем на этой основе у него при специальном обучении может быть сформировано понятие числа. Как отмечает В.В. Давыдов: "В теории Ж. Пиаже воспитание и обучение рассматриваются как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс как бы следует за развитием". По ироническому замечанию Л.С. Выготского, имевшего на то достаточно оснований: "Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря одному этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активируются ходом обучения". Согласно концепции Ж. Пиаже, развитие должно пройти свои определенные циклы до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических задач. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним.
Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология Первая попытка превратить обычное самонаблюдение в средство экспериментального анализа принадлежала, как известно, Вундту. У Вундта и его последователей испытуемые специально тренировались с целью поиска исходных элементов сознания и устранения "ошибки стимула". Под последней понималось смешение "истинного" ощущения или чувствования с реальной вещью, которая его вызвала. Так, если испытуемому показывалась какая-либо вещь и па вопрос, что он видит, он отвечал "чернильница", то подобная реакция считалась неправильной. "Научным" ответом признавался такой, при котором детально описывались ощущения (зрительные, осязательные и т. д.). возникшие в момент восприятия предмета. Второй вариант интроспективного метода практиковался Вюрцбургской школой. Здесь от испытуемого требовалось расчленить течение мыслей в сознании на "фракции" и последовательно описать каждую из них. Третий вариант интроспективного метода, получившего название феноменологического, восходит к Ф. Брентано. Будущие гештальтисты воспитывались главным образом в двух психологических лабораториях: у ученика Брентано Штумпфа в Берлине и у Г. Э. Мюллера в Гетгангенском университете, где профессорствовал другой ученик Брентано - Э. Гуссерль (1859-1938). Мы отмечали, что объект, по Брентано, являет собой феномен, актуализируемый благодаря интенции сознания. Содержание сознания субъекта и внешний объект не различались, они трактовались как идентичные. Э. Гуссерль, вслед за Брентано считая феномены сознания первичными (и тем самым последовательно отстаивая идеалистическую установку), учил, что эти феномены достойны быть рассмотренными сами по себе. Вопрос об их происхождении и об отношении к независимой от сознания реальности был вынесен Гуссерлем за скобки. Поэтому требование вундтовцев избегать "ошибки стимула" следует, с его точки зрения, отвергнуть. Ведь оно предполагает, что всякий раз следует расчленять образ и выяснять, что в его составе представляет истинно психическое, а что - указывает на внешний раздражитель. В действительности же, согласно Гуссерлю, такой предвзятый аналитический подход только мешает понять все богатство психического мира. Гуссерль видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Но выдвинутая им идея феноменологического метода как якобы "непредвзятого", освобожденного от привычных стереотипов мышления описания сознания во всей его непосредственности и подлинности произвела глубокое впечатление на молодых сотрудников Г. Э. Мюллера, занимавшихся экспериментально-психологической работой. Среди них выделялись Д. Катц и Е. Рубин. В работах Катца "Построение мира цветов" и "Построение мира осязательных восприятия" было показано, что зрительный и осязательный опыт несравненно полнее. Для этого, по плану Гуссерля, логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания. Абстрагируясь от всего, что связано с существованием человека как естественного существа, и пользуясь методом интуитивного анализа сознания, феноменология, полагал Гуссерль, постигает "чистые" сущности. Исходя из этой идеи, развернутой в его книге "Логические исследования" (1900-1901) Гуссерль подверг критике психологизм - учение, которое искало для логических законов психологические основания. В современной буржуазной философии идеалистическая феноменология стала одним из основных направлений. Особенность предшествующих психологических направлений в том, что они избегают конфронтации с действительностью в том виде, как «е переживет человек, что они игнорируют такие конституирующие признаки личности как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо в виде "системы реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), особых агентов типа ид, эго и супер-эго (Фрейд), ролевых стереотипов (Ньюкомб) и т. д. Кроме того личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля" бессознательными влечениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение достичь уравновешенности" со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как звукомаскировка "грохотов бессознательного". Экзистенциальная психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем "ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая якобы была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-экзистенциалисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект сведенный к рацио, к способности оперировать абстрактными понятиями по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез и человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиориальных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей животных, механизмов,- коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия). Среди энтузиастов экзистенциальной психологии большинство составляли именно психотерапевты. В практике работы с людьми им "приходилось ориентироваться на некоторые наличные общие представления о природе психической жизни и причинах ее патологии, выбирая в основном между бихевиористскими и фрейдистскими интерпретациями. У бихевиористов, как мы уже знаем, эти причины сводились к образованию связей (путем подкрепления) между раздражителями и двигательными ответами, у фрейдистов - к особенностям психосексуального развития. Но ведь на практике психотерапевт имеет дело с самобытной личностью, способной выбирать ценности и реализовывать свой "жизненный план", а не с ее двигательными реакциями или сексуальными влечениями как таковыми. И эта практика заставляла искать новые пути решения проблемы личности. Экзистенциальная психология выступила в качестве одного из таких путей. В своей критике экзистенциальная школа обнажает действительную слабость главных психологических течений капиталистического Запада и, прежде всего, бихевиоризма (который трактует человека либо как "большую белую крысу", либо как "маленький компьютер") и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое "Я" в рабскую зависимость от безличного, безымянного "Оно"). В конструктивном отношении моделям "расщепленного", "фрагментарного" человека экзистенциальная психология противополагает идею нерасчлененной личности, ее "Л", ее "самости". Само по себе постулирование ценности "персоны" не расширяет возможности научно-психологического объяснения - необходимо, чтобы постулат был превращен в проблему. Человек рождается на свет как, целостный организм, личностью он становится под действием факторов, которые требуют специального научно-психологического анализа. Это же следует сказать и об активности личности, не идентичной общей активности организма, ибо в ней представлен новый уровень детерминации жизнедеятельности, рационально постигаемый исходя из общественно-исторической практики. Между тем, согласно экзистенциальной психологии, грань между человеческим миром и миром животным кладет не реальная система отношений людей с действительностью, а интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего "феноменального мира". Главная установка, по словам наиболее крупного представителя экзистенциальной психологии, Карла Роджерса, должна состоять в "непрерывном фокусировании на феноменальном мире". Понятие о "феноменальном мире" игнорировали бихевиористы, которым оно казалось ненаучным, мешающим строго-причинному объяснению поведенческих актов по управлению ими. Напротив, сторонники Роджерса доказывают, что без него нельзя описать объективно наблюдаемое поведение, подобно тому, как реакции дальтоника необъяснимы, если не соотнести их с особенностями его цветоразличения. Идея "феноменального мира" не была новинкой в психологии, хотя различные школы и привносили в это понятие специфический категориальный смысл. Структуралисты считали, что в "феноменальном мире" индивиду открываются ощущения и их сочетания, гешталътисты - целостные образы в их динамике, фрейдисты - иллюзии, возникающие в угоду бессознательному. Во всех случаях за термином "феноменальный мир" стояла категория образа. В экзистенциальной психологии этот термин приобрел иное категориальное содержание: он указывал на категорию личности. Утверждалось, что при интенции на своем "феноменальном мире" индивид открывает "Я" как целостность, силу переживаний которой он стремится поддерживать и увеличивать. На этом основании Роджерс и построил свою психотерапевтическую концепцию, которая была названа "терапия, центрированная на клиенте". Психотерапевт бессилен изменить поведение невротика, тренируя его на манер того, как Скиннер учит голубей играть в пинг-понг. Равным образом фрейдистская процедура освобождения субъекта от гнета сил, разрывающих "бедное эго", бьет мимо цели. По Роджерсу, подлинный успех ждет психотерапию на пути активизации конструктивного начала человеческого "Я", когда в человеке, обратившемся за помощью к психиатру, видят не пациента (больного), не объект терапевтических манипуляции, а "клиента", который сам берет на себя ответственность за решение собственных жизненных проблем, вместо того чтобы перелагать это на психотерапевта выполняющего лишь консультативные функции. Американский психолог Первип отмечает, что идеи Роджерса приобрели большую популярность среди учителей, духовенства, бизнесменов и всех тех, кто по характеру своей деятельности непосредственно связан с людьми и с необходимостью воздействовать на их поведение. Преимущество этих идей усматривается в следующем: предполагается, что эффективное воздействие на поведение индивида возможно лишь с учетом, во-первых, его собственной точки зрения на мир (а не только внешне наблюдаемых реакций); во-вторых, его отрефлексированных личностных переживаний (а не бессознательных, внешних по отношению к личности, влечений); в-третьих, конструктивных, творческих начал в его поведении (а не просто желания избавиться от напряжения). В плане категориального развития психологического познания экзистенциальное направление обнажило трудности, связанные с разработкой категории личности, с се консолидацией в структуре этого познания в особую форму отражения личностностно-психического, - форму, отличную от других категорий (мотива, психосоциального отношения, действия и др.) и, вместе с тем, внутренне связанную с ними. Однако под предлогом борьбы с "дегуманизацией" "депер-сонификацией психики экзистенциальное направление отвергает ее причинное и объективное исследование вообще. Личность, ее творческая "экзистенция" с одной стороны, и плод вековых усилий множества творческих личностей - научная картина мира и человека,- с другой, противополагаются как две враждебные силы. Прокламируя их несовместимость, экзистенциальная психология в трактовке человека и методов его познания и самопознания неотвратимо приходит к иррационализму. Обрывается связь со всей могучей традицией причинного изучения человека, которой психология обязана своими лучшими достижениями, утверждается связь с другой традицией - религиозной. В рамках экзистенциальной психологии существует мнение, что в сердцевину личности можно проникнуть лишь посредством особой установки, которая несвойственна "западному уму" (ориентированному на внешнее материальные, преходящие ценности) и которая издавна культивировалась на Востоке, в частности древнеиндийской философией и дзэн-буддизмом. Подразумевается трансцендентная направленность восточной философии, которая учит освобождению от всех желаний и привязанностей, ориентируя человека на познание абсолюта и интенсивный поиск смысла существования. Ряд концепций экзистенциальной школы возник под непосредственным влиянием этих идей, которые были переведены на язык психологии.
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Психофизиологическая школа Теплова-Небылицина. Под психологией на протяжении веков понималось изучение явлений, процессов, актов сознания. Таково было теоретическое представление о предмете этой науки. Первым разрушил его И. М. Сеченов. Считая величайшим заблуждением мнение о том, что психический процесс и начинается и кончается в сознании, он утверждал, что психической, именно психической (а не физической или физиологической) реальностью является целостный акт, содержащий наряду с центральным (внутренне испытываемым) звеном те моменты, которые прежде относились только к физическому миру (внешняя стимуляция) и только к физиологической среде (мышечное движение). Трехчленный психический акт мыслился как целостное образование, как своеобразная монада. Положение о его не разрушаемое™ (стало быть, о невозможности обособить данное сознанию от стимула и ответной телесной реакции) Сеченов считал такой же исходной аксиомой, как постулат о не разрушаемое™ материи в химии. Это был настоящий переворот в трактовке предмета психологии. Вполне понятно, что отнести к области психики воздействие внешнего раздражителя и двигательный ответ на него значило отказаться от традиционных членений и утвердить принципиально новый подход. Это, в свою очередь, предполагало иной, чем прежде, взгляд на исходное звено психического акта (оно выступило в форме сигнала, различающего свойства объекта, а не в виде физико-химического, механического воздействия) и на его \конечное звено (мышечная реакция рассматривалась как «предметное действие, решающее приспособительную задачу). "Гениальный взлет сеченовской мысли" (Павлов), смоделировавшей психический акт по образцу рефлекторного, был обусловлен логикой развития научного знания о поведении. Он запечатлел назревавшие в категориальном составе этого знания тенденции. Но вместе с тем он намного опередил конкретно-экспериментальные возможности психологии. С появлением павловского учения об условных рефлексах и бехтеревской рефлексологии он из общей теоретической схемы превратился в рабочую программу. Оба варианта - и павловский, и бехтеревский - сыграли большую роль в движении психологической мысли к объективному и детерминистскому анализу поведения. Расхождение между этими вариантами было обусловлено тем, что они исследовали разные фрагменты целостного психического акта: И. П. Павлов сосредоточился на сигнальном фрагменте, В. М. Бехтерев - на двигательном. -И вместе с тем оба преемника Сеченова показали уже не только теоретически, но и эмпирически, что психический акт не сводится к "явлениям сознания", что он может и должен изучаться строго объективными методами. Информация об этом решительном сдвиге, произведенном русскими учеными, вскоре появилась в американской печати. В 1909 г. в "Психологическом бюллетене американский зоопсихолог Перке совместно с русским студентом Моргулисом опубликовали первый обзор работ, проведенных павловской школой по условно-рефлекторной методике. Методика толковалась как психологическая а не физиологическая. В ней видели средство изучения ощущений и ассоциаций, т. е. психических процессов в их общепринятом тогда понимании. При этом сторонники функциональной психологии и физико-химической трактовки поведения живых систем восприняли исследования Павлова различно. Каждый видел в них подтверждение своих взглядов. В действительности эти исследования отличались по своей теоретической направленности и от учения о психических функциях, и от учения о тропизмах как вынужденных реакциях живой ткани на физико-химические раздражители. От первого их отличал строго детерминистический подход, выраженный в идее образования временных связей между сигналами и ответными эффектами. Действие этой закономерности не зависело от психической функции в ее традиционном понимании. От второго их отличало представление о том, что образование связей основано на особых законах высшей нервной деятельности (синонимом которой Павлов считал поведение), а не на принципах физической химии. Уотсон начал свою деятельность в обстановке непрерывных споров между функционалистами и структуралистами. Урок, который он извлек из этих споров, свелся к выводу, что оба направления бесплодны. Одни стремились изучить структуру сознания, другие - его функцию, служебную роль. Но и те, и другие исходили из убеждения, что психолог - это исследователь сознания как чего-то внутреннего, выступающего в виде субъективных образов. Вот этот-то их исходный постулат Уотсон в конце концов и отверг. Учение о том, что действия животных допускают строго механическое объяснение (без обращения к душе, психике или сознанию) выдвигалось в XVI в. испанским врачом Перейрой, а затем - в XVII в.- Декартом. Теперь же утверждалось, что не только поведение животных, но и поведение человека может стать объектом точной науки лишь после отказа от сознания и других "менталистских" понятий. Первой попыткой представить психологию с этой точки зрения были две книги Уотсона: "Поведение: Введение в сравнительную психологию" (1914) и "Психология с точки зрения бихевиориста" (1919). Выдвигая общий план изложения психологических данных в терминах "стимул - реакция", "образование навыков" и т. д., Уотсон первоначально не мог указать на конкретный метод, позволяющий вести экспериментальную работу в этих терминах. Но затем, узнав об исследованиях Бехтерева и Павлова, он выдвигает метод условных рефлексов на центральное место в психологии. Книга Бехтерева "Объективная психология" вышла в 1913 г. в немецком и французском переводах. Уотсон штудирует это издание, ссылается на него в своем президентском адресе американской психологической ассоциации в 1916 г. Он был знаком и с исследованиями Павлова, однако предпочитал бехтеревскую методику двигательных рефлексов павловской методике, хотя предложенный Павловым термин "условный рефлекс" и считал более удачным, чем "сочетательный рефлекс" Бехтерева. Но в собственной экспериментальной работе он использовал не эти конкретные методики, а общий принцип выработки новых форм поведения путем воздействия на наличный запас реакций внешними раздражителями. Руководствуясь мыслью о том, что в поведении человека нет ничего прирожденного и что любое его проявление - продукт внешней стимуляции, он начал массовое изучение детей младенческого возраста. Изучая, например, вопрос о том, является ли праворукость инстинктивной либо формируется под влиянием внешних факторов, он решительно склоняется ко второму выводу, У многих детей, как показали его опыты, первоначально вообще не обнаруживалось доминирования одной из рук. В тех же случаях, когда оно наблюдается уже при рождении, это, по мнению Уотсона, следует объяснить не инстинктивной предрасположенностью, а влияниями на зародыш в дородовой период. "С целью доказать, что предпочтение одних объектов другим, эмоциональное отношение к ним не зависит ни от чего другого, кроме повторяющихся внешних воздействий, Уотсон поставил серию экспериментов над младенцами, вырабатывая у них условно-рефлекторные эмоциональные реакции. Громкий звук, вызывавший реакцию страха, сочетался с восприятием кролика. В дальнейшем та же реакция возникала при восприятии других покрытых мехом объектов, при виде человека, державшего во время опыта кролика в руках, и т.д. Эти эксперименты рассматривались, как доказательство возможности формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Идея управления поведением распространялась вслед за сферой двигательных актов на эмоциональные пристрастия и отвращения, столь важные в общей структуре личности. Что касается главной опоры субъективной психологии - процесса мышления, то он, как полагал Уотсон, может быть переведен на язык двигательных навыков - ручных и речевых. Зависимость мышления от речи, предполагающей реальную мышечную активность человека, давно уже была зафиксирована в психологии. Но Уотсон не ограничился этим представлением. Он пришел к выводу о том, что вообще в составе мышления нет ничего, кроме речевых реакций. С момента объявления им войны субъективной ("менталистской") психологии он непрерывно вел атаки на представления об образе как ее главном оплоте. Человек, доказывал он, мыслит не образами, а мышцами. Уже Торндайк, изучавший поведение кошек и обезьян без обращения к образам и другим "ненадежным" понятиям традиционной психологии, интерпретировал интеллект как поведение, направленное на решение проблемы путем отбора движений, случайно оказавшихся удачными. Уотсон применяет этот же принцип, распространяя его на речевые движения. Голосовая реакция связывается с определенным стимулом (вещью). Постепенно внешняя речь переходит (через шепот) во внутреннюю, скрытую (имплицитную) работу речевого аппарата, тождественную тому, что называется мышлением. Речевое научение формируется на основе тех же принципов, что и научение в лабиринте - или "проблемном ящике". Но оно дает важное преимущество: пробы и ошибки производятся только на уровне речевых сигналов, т. е. более экономно и без риска, с которым связано непосредственное манипулирование материальными предметами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |