§ 1. Никейский собор и его место в истории христианской философии* _______
Никейский собор стоит на грани двух основных эпох в истории христианства — между первоначальным и поздним христианством: IV в. в истории христианства явился переломным моментом. К этому времени про- изошли важные изменения в социальном составе хри- стианских общин. Уже во II—III вв. в христианских об- щинах преобладали не низшие, а средние, состоятельные слои Римской империи. Руководство христианскими общинами постепенно переходило в руки высших сло- ев общества.
Социальным изменениям внутри христианских об- щин соответствовали изменения в идеологии христи- анства. Первоначальное христианство с его бунтарс- кой идеологией «Апокалипсиса» отмирает. На смену приходит проповедь смирения.
Происшедшие изменения сделали возможным в IV в. переход христианства на службу к государству. Никейский собор 325 г. и явился тем субъективным моментом, который отразил объективные изменения, совершившиеся в христианстве в период II—III вв. Собор заложил основы превращения христианства в государственную и господствующую религию Римской империи.
' Материал, использованный в этом параграфе, в свое время был отредактирован М.Я. Сюзюмовым.
Кризис III в. в области экономики выразился в повсеместном распространении колоната в III—IV вв. Положение колона приближается к положению сред- невекового крепостного, особенно после издания кон- ституции Константина о закрепощении колонов (332). Колонат как форма аграрных отношений был одним из элементов феодализма, зародившихся в позднеримс- ком сельском хозяйстве к IV в.
Кризис в идеологии охватил прежде всего основу мировоззрения римского рабовладельческого обще- ства — языческую религию и проявился в развитии двух противоположных тенденций: (1) в упадке языче- ства и (2) в укреплении христианства.
Упадок язычества выразился в попытках импе- раторов реформировать, подновить старую религию. Основной тенденцией в этой деятельности было вве- дение культа верховного божества, близкого к мо- нотеизму (культ Солнца, культ личности императо- ра и др.), для обоснования монархической власти императора. Но к созданию монотеистической рели- гии это не привело. Эту роль суждено было сыграть христианству, которое все более и более укреплялось и к началу IV в. создало прочную церковную органи- зацию.
Итак, кризис III в. в экономике привел к колонату, в политике — к доминату, в идеологии — к победе христианства. Колонат, доминат и христианство как продукты кризиса составили характерные черты об- щества поздней Римской империи. Диоклетиан, уста- навливая доминат, еще не понимал, какое значение имеет христианство. При нем произошли наиболее сильные гонения на христиан в 308—304 гг. Но Кон- стантин уже понял, что доминату в политике вполне соответствует христианство в идеологии с его монар- хическими принципами и проповедью смирения пе- ред властью? Первые попытки изменить политику Ди- оклетиана в отношении христианства были сделаны еще до единодержавия Константина (Эдикт Галерия 311 г.). Константин же решительно перешел на сторо- ну христианства. Об этом можно судить по его зако- нодательству о христианстве.
Начальный этап в религиозной политике Констан- тина состоит в признании христианства, в политике веротерпимости по отношению к христианству, в пре- кращении гонений. Он открывается Миланским эдик- том 313г., основная идея которого заключалась в при- знании равноправия христианской церкви с языческим культом.
Второй этап в его политике заключался в призна: нии имущественных прав церкви. Она была признана юридическим лицом, ей обеспечивался имуществен- ный иммунитет и другие права (эдикты 315, 321 гг. и др.). Наконец, завершает религиозную политику Кон- стантина признание христианства в качестве государ- ственной религии (правда, наряду с язычеством) на Ни- кейском соборе.
Прекращение гонений при Константине отнюдь не означало, что христианская церковь наслаждалась миром. Внутрицерковная борьба, борьба с ересями по догматам вероучения продолжалась. Центром внутри- церковной борьбы в начале IV в. стала Александрийс- кая церковь, где возник серьезный спор о втором лице Троицы (по церковной терминологии, Сын, Слово, Иисус Христос) между александрийскими епископом Александром и пресвитером Арием.
По сообщению «Церковной истории» Сократа Схо- ластика (V в.), еп. Александр проводил богословские беседы. На одной из таких бесед против обычного пред- ставления о троичности бога выступил Арий. Это вы- ступление относят к периоду между 315—320 гг. Арий высказался против еп. Александра не прямо, а под ви- дом возражения против учения Савеллия Ливийского (Пентаполийского), которое по его, Ария, мнению стал проводить еп. Александр. Савеллий Ливийский утвер- ждал,что Бог есть одно лицо под тремя именами, по- этому, когда еп. Александр высказал мнение, что «Свя- тая Троица есть в троице единица», Арий увидел в этом савеллианство.
Это внешнее сходство положений еп. Александра и Савеллия Арий, по-видимому, использовал для про- поведи своих взглядов. Арий заявил, что если сын рожден Отцом (Бог-Отец, первое лицо Троицы), то он
имеет начало бытия, т. е. не вечен. Этот спор и послу- жил началом арианской ереси.
Главным источником, позволяющим выяснить взгля- ды ортодоксов, является послание еп. Александра к кафолической (вселенской) церкви (εκκλησία καθολική) после отлучения Ария на Александрийском соборе, который состоялся в 320—321 гг. Все рассуждения еп. Александра можно свести к двум основным моментам: Сын рожден Богом и одновременно вечен, не есть творение Бога. А отсюда заключает, что Сын во всем подобен сущности Отца, неизменен и совершенно зна- ет своего Отца.
Основой философских воззрений еп. Александра явилось понимание Бога-Сына как Слова, т. е. как ра- зума. Если было время, когда Слова не было, то, следо- вательно, Бог являлся существом без разума: этого Александр не мог допустить. Этим отвергалась самая мысль, что первопричиной могла быть неразумная сущ- ность.
Вероучение Ария изложено в первой части того же послания еп. Александра. Сам Арий представил свое учение в стихотворном сборнике «Фалия» (Θάλεια), ко- торый не дошел до нас. О нем имеются лишь свиде- тельства в литературе. Положения Ария можно свести к следующему: 1) Сын рожден (сотворен), а поэтому не вечен; было время, когда его не было; а следовательно 2) Сын не подобен сущности Отца, изменчив, как вся- кое творение, не может понять ни сущности Отца, ни своей собственной. Здесь видна полная противополож- ность тому, как понимает догмат о втором лице Трои- цы еп. Александр. В своих воззрениях на природу вто- рого лица Троицы Арий отходит от некоторых текстов Священнописания.
О философских предпосылках ереси Ария суще- ствуют самые различные мнения. Поскольку Арий учился в Антиохии у Лукиана, то прежде всего указы- вают на его принадлежность к антиохийской богослов- ской школе, характерной чертой которой является ра- ционализм.
Историки признают рационалистический характер учения Ария. Действительно, в учении Ария видно стремление рационалистически использовать проис-
хождение Сына и его сущность, представлять его как одно из существ природы (праведного человека). По- этому еп. Александр сразу же подметил, что Арий от- рицает божественность Слова.
Философские положения учения Ария соприкаса- ются с учениями Филона и Оригена. На это указывает тезис Ария: Сын есть орудие создания всех тварей, посредник между Богом и людьми. Косвенным доказа- тельством этому может также служить поддержка ари- анства Евсевием Кесарийским, церковным историком IV в., который был сторонником учения Филона и Оригена.
Социальный смысл ереси Ария не вполне ясен. Наиболее вероятной представляется точка зрения, ко- торая определяет арианство, в первую очередь, как идеологию состоятельных слоев эллинизированных христиан (из язычников), а затем уже всех недоволь- ных церковными порядками. Эта точка зрения лучше согласуется с данными источников о философских основах ученая Ария и составе его (главным образом, идейных) сторонников.
Как уже было сказано, Арий в своем вероучении шел за такими писателями (Филон, Ориген), которые использовали для богословия греческую философию, а поэтому получал поддержку эллинизированных хрис- тиан как из среды клириков, так и из среды мирян.
Из истории Сократа Схоластика нам известно, что Ария поддерживали (состав сторонников Ария важен для уяснения социального характера его ереси): 1) не- которые епископы, пресвитеры и диаконы Александ- рийской церкви; 2) миряне-диалектики и некоторые другие группы.
Епископы, пресвитеры и диаконы как*верхушка клира вполне могли быть проводниками влияния элли- низированных кругов христианства (например, еп. Евсевий Кесарийский). В клир проникали богатые христиане — сами недавние язычники, — которые вносили в христианство привычную для них гречес- кую философию. В связи с этим интересен канон со- бора (κανών β) об испытательном сроке для язычников: не тем ли он вызван, чтобы в клир не проникали еще неустойчивые в догматических воззрениях христиане.
На Никейском соборе Арий подучил поддержку мирян- диалектиков, сторонников согласования Священного писания с греческой философией.
Учение Ария быстро распространилось по Египту, Ливии, Фиваиде. Это красочно описывает Сократ. Еп. Александр был вынужден созвать собор в Алексан- дрии, на который съехались около 100 епископов. Уче- ние Ария было предано анафеме. Положение было, видимо, очень серьезным, так как тон окружного по- слания еп. Александра очень резкий: Арий приравни- вается к антихристу и т. п. Характерно и применение анафемы (άνάφεμα), которая только с IV в. становится средством борьбы в христианской церкви. Однако, рассказывает Сократ, послание еп. Александра не принесло успокоения. В городах многие стали иссле- довать вопрос, вступили в состязание; народ разделил- ся, язычники в театрах смеялись над христианами.
Спор дошел до Константина, который к этому вре- мени уже вел прохристианскую политику. А вероятнее всего, что к нему спорящие обратились как к арбитру. Константин направил в Александрию послание с еп. Осией Кордовским. Тон послания очень спокойный: им- ператор предлагает помириться Александру и Арию, так как не видит особой причины для разногласий — существо спора ничтожно, по его мнению.
Константин отнесся к разногласиям в церкви с чисто политической стороны. Этим можно объяснить и равнодушие Константина к религиозному спору, и пос- ледующее вмешательство в него, когда религиозная борьба уже стала угрожать общественному спокой- ствию (обращение Ария к простому народу). Миссия Осии Кордовского не помогла. Раскол в церкви все ши- рился и перерастал рамки внутрицерковной борьбы. Тогда Константин под влиянием ортодоксов (Осии Кордовского, по некоторым сообщениям) решил со- звать вселенский собор для разрешения арианского вопроса. Так ересь Ария явилась поводом для созыва первого вселенского собора христианской церкви.
В связи с религиозной политикой Константина можно поставить вопрос о причинах созыва собора. Всякая причина заключает в себе одновременно и ус- ловия появления того или иного события. Ереси были
и раньше и удовлетворительно разрешались на про- винциальных соборах, но не было вселенского собора раньше поворота государства в сторону христианства и христианства в сторону государства. Только призна- ние церкви государством и политика Константина, направленная на установление тесного контакта с церковью, стремление приспособить христианскую цер- ковь к положению государственной религии, основной силы идеологического воздействия на массы,— в этом нужно видеть причину созыва вселенского собора.
Практической мерой для созыва собора послужи- ли грамоты Константина, которые он разослал еписко- пам с приглашением приехать на собор в Никею. Материальное содействие государства и власти в со- зыве собора обеспечивало присутствие значительного числа восточных епископов (около трети всего еписко- пата). Начало собора было определено на май 325г. в городе Никее в Вифинии, но открылся собор только в июне. До открытия собора совещания, диспуты проис- ходили, по-видимому, в частных домах и даже на ули- це. После победы над Лицинием Константин прибыл в Никею и открыл собор. Официальные заседания про- исходили в императорском дворце. Епископов на со- боре было около 300 человек.
В географическом отношении большинство собора составляли восточные епископы. Число представите- лей западной церкви было незначительно. Здесь несом- ненно сказалась трудность путешествий в то время, но главной причиной была незаинтересованность запад- ных епископов, так как арианство не было распрост- ранено.
Наиболее важен вопрос о составе собора в отно- шении его участников к арианству и ортодоксальному учению. Число сторонников Ария среди епископов было весьма незначительно. Сократ сообщает, что в решительный момент, т. е. при подписании символа веры, Ария поддерживали только пять человек. Основ- ную массу составляли православные епископы. Но на соборе, помимо клириков, присутствовали «многие ис- кусные в диалектике миряне». Разбирая данные Сокра- та о мирянах-диалектиках, можно прийти к выводу, что они, если не прямо, то косвенно поддерживали Ария в
критике Священного писания с позиций греческой фи- лософии.
До открытия собора «в одном месте диалектики показывали черни предварительные опыты своих ре- чей, увлекая ее приятностью слова». Один мирянин выступил против них с заявлением, что Христос и апо- столы преподали нам не «диалектическое исскуство», но ясное учение, охраняемое верою. Из этого видно, что выступления диалектиков были оппозиционны ортодок- сам и покоились на диалектике языческой философии. Еп. Иоанн в «Истории вселенских соборов» (СПб., 1906) при рассмотрении взглядов философов прямо причис- ляет их к сторонникам арианства.
Обсуждение основного вопроса — ереси Ария — началось еще до официального открытия собора. Соб- ственно, при этих обсуждениях, как считают исследо- ватели, было решено осудить ересь Ария. Константин при открытии собора потребовал от епископов прийти к единению (символическое сожжение взаимных жа- лоб), а затем направлял ход прений по делу Ария. Вмешательство Константина было решающим: по его желанию в основу символа веры был положен исправ- ленный Кесарийский символ веры. Константин под- держал из православных епископов тех, которые от- ступили от буквы Св. писания и решили вопрос с привлечением знаменитых εκ της ουσίας и όμοού σιος («из сущности» и «единосущный»).
В результате прений по учению Ария его догматы были осуждены, а собор выработал новый, единый для всех провинциальных церквей символ веры, известный под названием Никейского символа веры.
Сравнение Никейского символа веры с Кесарий- ским показывает, что нового в догматике дал Никейс- кий собор: это «из сущности» и «единосущный» —два новых термина, направленных против арианства и разрешивших вопросы: 1) об отношении Сына к Отцу (из сущности Отца) и 2) о существе Сына (единосущ- ный Отцу).'
Тесное сближение государства и церкви начина- ется с эпохи Никейского собора, с возникновения ари- анской ереси. Именно в его время зарождается цеза- репапизм. Религиозная политика Константина в период
Никейского собора начинается с вмешательства во внутрицерковные, догматические дела христианской церкви. Это проявилось как в известной миссии Осии Кордовского, так и в участии Константина в работе собора. Венцом религиозной политики Константина в этот период является поддержка решений собора ав- торитетом государственной власти. Здесь встает воп- рос об отношении lex и κανών, закона гражданского к канону церковному.
После окончания Никейского собора, вслед за об- народованием символа веры Константин нашел необ- ходимым подкрепить его издание очень важным по- сланием, которое не менее важно, чем Миланский эдикт. Ведь признать религию государственной — не значит просто проявить к ней веротерпимость, необ- ходимо еще оказать ей поддержку, превратить κανών в lex. Это было сделано только на Никейском соборе. Поэтому момент превращения христианства в государ- ственную религию нужно связывать с Никейским со- бором, с которого оно действительно начинается.
Указанное послание Константина представляет весьма суровое постановление о запрещении учения Ария. Константин требует предать огню все Ариевы сочинения, чтобы исчезло и дурное учение. Утаивший написанное Арием сочинение наказывается отсечени- ем головы.
Этим постановлением Константин придал церков- ному закону (κανών j силу государственного закона (lex), приравнял нарушение церковного закона к уголовным законам. Не только постановлениями, но и непосред- ственным действием поддержал Константин решения Никейского собора. Несогласные с решением собора, преданные анафеме Арий, Евсевий Никомедийский и др. были сосланы императором. Изменение Констан- тином политики по отношению к христианству было настолько разительным, что именно в этом надо видеть причину объявления его святым.
Характеристика религиозной политики императо- ра Константина и представление о борьбе правосла- вия с арианством будут неполными и односторонними без упоминания о повороте Константина от правосла- вия к арианству вскоре после Никейского собора.
Победа православия на Никейском соборе не была реальной; скорее собор явился началом борьбы ариан- ства и православия в масштабе всей империи.
Как известно, Константин вначале согласился с решением Никейского собора, но через некоторое вре- мя Арий и его влиятельные сторонники (Евсевий Ни- комедийский и др.) были возвращены из ссылки.
Борьба разгорелась с новой силой. Арианская партия в лице Евсевия Никомедийского с помощью связей в придворных кругах (в частности, через сес- тру императора Константина Констанцию) добилась того, что Арий был принят императором и ему было разрешено явиться в Александрию. Афанасий, ранее, при еп. Александре, диакон, а теперь уже сам епис- коп Александрийский, отказался принять Ария в церковное общение, ссылаясь на авторитет соборно- го постановления, в то время как Арий видел в импе- раторской власти авторитет в разрешении церковных споров.
С этого момента начал назревать кризис в отноше- ниях между православной партией и императором. В ответ на постановление Афанасия Константин напра- вил ему грозное послание: «Имея доказательство моей воли, ты позволяй беспрепятственно вступать в цер- ковь всем, кто желает вступить в нее. Если я узнаю, что ты воспрепятствовал кому-нибудь присоединиться к церкви или возбранил вход в нее, тотчас пошлю низло- жить тебя по моему приказанию и вывести из тех мест». Арианская партия развернула бурную кампа- нию против Афанасия, предъявляя ему различные об- винения.
Наконец ариане добились того, что Тирский собор низложил Афанасия. Затем императору донесли, что Афанасий угрожает задержать хлеб, доставляемый из Александрии в Константинополь. Это решило судьбу Афанасия. Император подверг его ссылке в Галлию. Так, император Константин дал официальное преобла- дание арианству.
Причины поворота Константина к арианству тол- куются различно. Более вероятно предположить, что поддержка Константином арианства была вызвана оп- позиционными настроениями в среде православного
египетского духовенства, которое стремилось к неза- висимости церкви от императорской власти.
После смерти Константина (337) еще долго про- должалась борьба между православием и арианством. Один за другим собираются бесчисленные соборы по делу Афанасия: Антиохийский (341), Сардикийский (347), Миланский (335). При детях Константина (Кон- станции и др.) арианство стало господствующей рели- гией на Востоке. Господство арианства продолжалось в течение полустолетия до Константинопольского со- бора 381 г., когда оно было окончательно осуждено.
Однако история арианства не кончается и на этом, так как оно широко распространилось среди германс- ких племен и стало официальной религией во многих варварских королевствах раннего средневековья. В V— VI вв. арианство уже не имеет никакого успеха среди византийского населения и становится чисто герман- ской церковью.
Итак, Никейский собор явился той границей, с которой можно говорить о превращении христианства в государственную религию, и не только государствен- ную, не только господствующую, но и единственно допускаемую в стране.
Затем можно говорить о создании вселенской госу- дарственной церкви. До 325 г. все церковные дела раз- решались на провинциальных соборах. Их решения были связаны большей частью с местными вопросами и не были строго обязательными для других церквей. Никейский собор сделал первый шаг в направлении со- здания действительно вселенской церкви. Он впервые объявил себя верховным органом власти, имеющим право разрешать догматические споры в последней инстанции и сделал свои решения обязательными для всех церквей. Ибо известно, что ересь Ария была осуж- дена еще на Александрийском соборе 321 г. Но, собрав- шись, Никейский собор как бы отменил решение этого собора и одновременно оставил за собою право на окончательное разрешение этого вопроса. Далее, зна- чение Никейского собора состоит еще в том, что здесь обычное церковное право приобретает характер юри- дической общецерковной нормы. Если раньше ссыла- лись на обычай, веру, то после Никейского собора уже
говорят о формуле, символе как церковно-юридичес- ких документах.
При характеристике Никейского собора указыва- ют также на завершение формирования христианской догматики, которая становится совершенно непохожей на догматику первоначального христианства (первона- чальное христианство собственно не имело никакой догматики, а только ее слабые контуры). На Никейс- ком же соборе был выработан основной догмат хрис- тианского вероучения, который почти без всяких из- менений сохранился до наших дней (так называемый никео-константинопольский символ веры).
В специальном, историко-философском смысле Никейский собор интересен тем, что показывает факт оппозиции между ортодоксальной и эллинизированной христианской мыслью, которую питала языческая философия. Кроме того, он демонстрирует складыва- ние тех организационно-идейных условий, в которых впоследствии существовала философия христианско- го средневековья. Поэтому и с историко-философской точки зрения можно согласиться с мнением, что Ни- кейский собор — это граница между античностью и средневековьем, что с него начинается европейское средневековье.
§ 2. Предхристианский платонизм и христианский неоплатонизм ____________
Предыстория восточно-христианского мировоз- зрения представлена в трудах Филона Александрий- ского (середина I в. н. э.), соединившего Ветхий завет с греческой философией, платоновской главным обра- зом. В источниках есть, например, такое выражение: ή Πλάτων φιλωνίζεν ή Φίλων πλατωνίζει («Или Платон фи- лонствует (т. е. философствует по-филоновски.— В.З.), или Филон платонствует»). Древнееврейское пред- ставление о запредельном (трансцендентном) боже- стве Филон выразил уже не раз встречавшейся нам категорией греческой философии то öv— «сущее», «бытие», подразумевая при этом чистое, отрешенное от мира существование. Отделенный от мира Бог все же связывается с ним через ряд посредников, одним
из которых является Логос. Логос служит орудием творения, мировым порядком, образом Бога и боже- ственным откровением человеку. Именно через Ло- гос познается Бог. Логос описывается как свет, сим- вол знания. Знание же самого Логоса достигается различными путями: тут и божественное откровение, и самопознание, и изучение наук, философии в том числе. Последнее особенно важно, так как тем самым устанавливалась связь ветхозаветной мудрости, Сло- ва (Логоса) Бога, с греческой философией, с философ- ским (человеческим) логосом.
После Филона, с возникновением Нового завета начинается собственно история христианского миро- воззрения, над созданием которого первыми стали трудиться христианские писатели на Востоке. Их со- чинения составили греческую ветвь патристики — трудов так называемых учителей и отцов церкви (греч. πατέρες, лат. patres — отцы). Отцы и учителя церкви так же старались совместить Новый завет, как в свое вре- мя Филон совмещал Ветхий с греческой философией. Отождествление Иисуса Христа с воплотившимся Словом (Логосом) Бога в Новом завете (именно в Еван- гелии от Иоанна) позволяло им с полным правом при- влекать учения античных философов о логосе для фи- лософского обоснования христианства.
С целью философски оформить свои воззрения некоторые восточно-христианские богословы стали прибегать к идеям неоплатоников, которые жили и творили одновременно с ними. Примером такого хри- стианского неоплатонизма служат так называемые «Ареопагитики» — несколько богословских трактатов, автором которых значится афинянин Дионисий Арео- пагит, который был обращен в христианство апосто- лом Павлом (об этом упоминается в Деяниях апосто- лов). Ученые отвергли авторство Дионисия, так как он жил в I в. н. э., а в «Ареопагитиках» использовано уче- ние Прокла, и они не могли быть составлены раньше V в. Поэтому автора «Ареопагитик» обычно именуют «псевдо-Дионисий Ареопагит». То, что «Ареопагитики» впервые упоминаются только в начале VI в. (на Кон- стантинопольском соборе), также свидетельствует об их написании не ранее V в.
Для построения христианского мировоззрения в «Ареопагитиках» широко используются взгляды нео- платоников. Высшее начало — Бог — характеризует- ся, подобно Единому у неоплатоников, как сущность, превосходящая всякое бытие: «Он — Причина всего сущего, хотя в то же время Он совершенно не прича- стен сущему, поскольку превосходит все сущее и сверхсущее». По причине запредельности Бога всему сущему к нему не применимы никакие положитель- ные определения, а только отрицательные. Его можно описать, лишь отрицая то, что ему не присуще. Такое учение о Боге называется отрицательным богослови- ем (апофатической теологией). Поэтому о Боге в «Аре- опагитиках» говорится, что он не есть что-либо теле- сное, поскольку у него отсутствуют форма, качество, количество; он также — не душа и не ум; он не поко- ится и не движется, он даже не обладает бытием и т. д. и т. п. Апофатическая теология в «Ареопагитиках» приобретает еще и тот смысл, что «при славословии Сверхъестественного отрицательные суждения пред- почтительнее положительных, поскольку утверждая что-либо о Нем, мы тем самым от самых высших свойств Его постепенно нисходим к познанию самых низших, тогда как отрицая, мы восходим от самых низших к познанию самых изначальных». Эти слова опять-таки перекликаются с неоплатоническим пред- ставлением о созерцании и восхождении от низшего к высшему.
Впрочем, не все столь однозначно в «Ареопагити- ках» по части определения Бога. Поскольку он «ничто из того, что существует», всепричина и сверхсущ- ность, ему подобает безымянность. Однако божество также есть «все, что существует»; оно одновременно пребывает во Вселенной, вокруг Вселенной, над Все- ленной; оно — солнце, звезда, огонь, вода и т. д. В этом качестве ему подобает наименование всем тем, что су- ществует. Следовательно, к безымянному Богу все же приложимы разного рода имена. Например, «обобща- ющие имена»: сверхблаго, сверхжизнь, сверхсущ- ностъ, сверхмудрость — правда, и они «через превос- ходство выражают отрицание». Среди других многих имен Бога выделяется имя «Единое» как наиболее
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление