Душа, будучи посредником между Умом и Космосом, уже значительно больше, чем Ум, отягощена Материей. Во-первых, она определяется как «единое и многое», что означает дальнейшее увеличение ее множественности в сравнении с Умом и разделение на единое и многое. Если в Уме единство психического и биологического (мышление есть жизнь et vice versa), то Душа распада- ется на собственно интеллектуальную часть (эйдосы Ума) и психо- (сенсорно-) биологическую часть, созданную самой Душой. Порожденные Душой образы самой себя — это ощущение и растительная сила — «природа», т. е. животное и растение.
Обратим здесь внимание на своеобразное пони- мание природы Плотином. Она — не мир вещей, но «последнее» мировой Души, ее низшая часть — «рас- тительная душа», что совпадает с древнейшими пред- ставлениями греков о природе как мире живого и растущего (греч. существительное φύσις — «природа» этимологически восходит к глаголу φύω — «взращиваю, порождаю», того же корня слово φύτον — «растение»).
Связывая воедино античную психологическую тра- дицию, надо сказать, что Плотин повторяет аристотелев- ское положение о трехчастном строении души: разумная часть (человек), ощущающая (животное) и растительная (растение). Но, в отличие от Аристотеля, Плотин интел- лектуализирует животную и растительную части Души. Дело здесь в том, что у Аристотеля низшее входит в высшее; согласно же Плотину (и его учителю Платону), высшее входит (точнее, нисходит) в низшее. Душа слов- но движется внутри самой себя от человека (разумной части) к животному и растению (ощущающей и расти- тельной части). Плотин пишет о том, что ничто не отнято и не отсечено от предшествующего, поэтому душа чело-
века простирается вплоть до растений. Но если Душа находится в растении, то значит, что она дошла до край- ней степени отчуждения от ума. Ведь мы и сейчас гово- рим о человеке, лишенном интеллектуальных интересов: «живет растительной жизнью».
Но главное в интеллектуализации Души — это, по- жалуй, то, что ее целью объявляется умозрение. Ведь Душа творит через созерцание (и творит созерцание- образ!), а не посредством материального действия (прак- тики). И даже природа у Плотина есть понятие (логос), которое создает другое понятие. Душа не только раздва- ивается, она еще больше умножается. Общая Душа, единая во вселенной, распределяется по отдельным телам, отражаясь в них, как лицо во многих зеркалах.
Во-вторых, большая степень «материальности» души, чем Ума, обнаруживается в ухудшении ее разум- ной (высшей) части. Образы Души ниже образов (эй- досов) Ума и именуются «логосами». Логосы уже не являются идеями, т. е. видами, зрелищами. П.П. Блонс- кий пишет, что эйдос Ума и логос Души соотносятся, как пиктографическое и буквенное письмо. Эйдос — умозрительный образ, вид, идея. Логос — словесный образ, рассуждение. Можно попытаться объяснить различие эйдоса и логоса. Ум сам по себе — это Ум Единого, можно сказать, Бога, не человека. Ум Души — это ум человека. Такой ум с необходимостью должен быть не интуитивным, а дискурсивным, диалектичес- ким умом, т. е. рассудком (как это и было у Платона).
В наибольшей степени интеллектуальная часть Души деградирует в ее низшей, природной части. Со- зерцание Природы смутное, слабое. Оно — отображе- ние более ясного созерцания. Поэтому Природа тво- рит слабый предмет созерцания.
Наконец, в-третьих, душа еще более материализу- ется, становится прямо-таки рабыней материи, когда она творит Космос. Тут принципиальная грань в эма- нации. До этого момента Душа пребывала в сфере идеального бытия. Теперь же она создает телесное бытие и с необходимостью должна войти в контакт с веществом, видом Материи, весьма близким к небы- тию, тьме, злу и т. п. Ведь каждая вещь (тело) состоит из материи и идеи (образа-качества), считает Плотин.
Материя омрачает и делает темным свет озаряющей ее Души; она делает ее больной, вносит в нее станов- ление: «В этом-то и состоит падение души: она спуска- ется в материю и ослабевает, заболевает там». Таким образом, Душа в отличие от Единого и Ума, создает, не пребывая неизменной, творит в движении.
Далее, и это, наверное, самое главное, Материя зна- чительно ослабляет творческую потенцию Души, т. е. ее способность созерцания. Ум, отважившийся взглянуть на Материю, ничего не видит, подобно глазу, отвернувшему- ся от света и взиравшему на тьму. Можно предположить, что Душа в таком случае вынуждена переходить от созер- цания к деятельности в качестве его низшего проявления. Плотин указывает на то, что люди, слабые для созерца- ния, совершают деятельность — эту тень созерцания и смысла. Они устремляются к деятельности, чтобы увидеть то, чего не способны видеть умом. Дети, неспособные к обучению и созерцанию, обращаются к искусствам и ремеслам. Так что еще Плотин указывал на необходимость дифференцированного подхода к обучению.
Образы Души, попадая в материю, сильно дефор- мируются последней: «Все формы (эйдосы), заключен- ные в материи, не тождественны тем, какими они мог- ли бы быть, если бы существовали сами по себе: это уже материальные логосы, испорченные в материи»; материя изменяет образ подобно животным, поедаю- щим пищу. Как пишет Плотин, пища, попавшая внутрь собаки,— это уже не то, что входило в собаку, это уже собачья кровь, все жидкости того тела, которое приня- ло пищу. Суть этой «порчи» образа в том, что он напол- няется злом материи. Он — «безобразное лицо, в кото- ром логос не сумел взять верх над материей и скрыть ее безобразие». Вспомним примеры о причине «зла» образа огня и секиры. Материя хватает Душу, берет ее в плен: «Сила страстей и желаний зависит от смеше- ния (жидкостей) в теле... Преодолеть это невозможно».
Итак, Материя лишает логосы Души жизни, ума, све- та, делает их не более чем подобием подлинной красоты Ума, духовного мира: «Тела (в отличие от материи) имеют некий эйдос, однако неистинный; они безжизненны». Космос есть лишь «второе издание» логосов Природы. Видимый вид вещей — «брат» логоса Природы, «труп» его.
Отсюда и появляется у Плотина известная уничижитель- ная характеристика Космоса: «Материя становится чем- то определенным (т. е. Телом-Космосом.— В.З.), однако не проявляя жизни и не мысля, будучи (лишь) разукрашен- ным трупом». Зло является взгляду заключенным в оковы красоты подобно кандальнику в золотых цепях, чтобы людям не приходилось глядеть на неприглядное зло, но чтобы они, взглянув на подобие прекрасного, вспомнили о самом прекрасном и соединились с ним.
Мы обрисовали одну линию связи бытия — эмана- цию, линию порождения высшим низшего. «Имеется продвижение от первого к последнему... рожденное за- нимает другое положение, худшее»,— говорил Плотин. Ведь таков закон творения: каждое произведенное есть «худшее» сравнительно со своим «родителем», есть лишь образ его. Но есть и другая линия связи ступеней бытия — обращенность произведенного к своему «родителю», со- зерцание первым последнего. Как писал Порфирий, ни одна из ипостасей не обращена к своему порождению, но все устремлены к породившему их: тело космоса устрем- лено к душе, душа космоса — к уму, а ум — к первому. По словам Плотина, вокруг ума кружится душа; разглядывая его со всех сторон и проникая взором внутрь него, она видит сквозь него бога (т. е. Единое.— В.З.).
Соединяя эманацию и «обратное» созерцание, можно представить такие элементы бытия, как Ум и Душу, в образе двуликого Януса (П.П. Блонский), кото- рый обращен к высшему, получая от него бытие, и к низшему, сообщая ему бытие.
Если применить положение об «обратном» созерца- нии к человеку, то мы получим исходный принцип для его жизненных и нравственных ориентации. А именно, человек обращен к идеальному миру, к прекрасному, благу и богу. Восхождение к высшим ценностям очищает душу от материи — зла — и делает людей богоподобны- ми. Достигается это через обладание добродетелями, а так- же через служение музам, через философию и т. п. «Доб- родетель — нечто благое, помогающее нам преодолевать материю»,— такое определение дает Плотин. И еще он пишет: «Тому, кто устремляется от добродетели вверх, [от- крывается] прекрасное и благо... тому же, кто станет спус- каться от порока вниз, [открывается] само зло».
Стадии уподобления богу через добродетели сле- дующие: 1) обладание гражданскими добродетелями (мужеством, справедливостью, благоразумием); 2) очи- щение души от тела; 3) обращение к созерцанию ума; 4) уподобление уму.
Восхождение души к первоначалу совершается тремя путями: путь служения музам (ведет к телесно- прекрасному), путь эротики (ведет к бестелесно-пре- красному) и путь философии (ведет к истинно реаль- ному). Философ, иди к добру через красоту— таков вывод морали Плотина, считал П.П.Блонский.
В такой высокоинтеллектуальной философии Плотин выразил вечное стремление человеческого духа к идеа- лу, благу, красоте, истине. Но обусловил движение к ним пренебрежением реальным миром, отрывом и уходом от него: «Там — наше благо... успокаивается душа, чуждая зла, вернувшись в место, чистое от зла. Там она мыслит и там она бесстрастна. Там — истинная жизнь... А то, что здесь и среди этого мира, есть (для нее) падение, изгна- ние и потеря крыльев». В этих словах заключается мис- тический итог философствования Плотина.
Виднейшие из последователей Плотина, Ямблйх (280—330 гг.) и Прокл (410—485 гг.), детализировали и усложнили его систему. Так, Прокл более определенно выразил принцип разделения единого на многое. В сво- ем важнейшем теоретическом произведении «Перво- основы теологии» он пишет: «После первичного едино- го — единицы, после первичного ума — умы, после первичной души — души, после всеобщей природы — многие природы». Усложнение происходит за счет вве- дения новых ступеней бытия, в частности, «самодовле- ющих единиц» (αυτοτελείς ένάδες). Кроме того, Прокл отождествил «самодовлеющие единицы» с богами: «Вся- кий бог есть совершенная в себе единица (ένας)».
Намеченную Плотином связь элементов бытия Прокл представил в виде четкой триады: 1) пребывание произведенного в производящем; 2) выход произведен- ного из производящего; 3) возвращение произведенно- го в производящее. При этом он ограничивал триадичес- кое движение сферой невещественного («все способное возвращаться к самому себе бестелесно... никакое тело по природе не возвращается к самому себе»). Самое же
«возвращение» Прокл понимал как уподобление возвра- щающегося тому, к чему оно возвращается.
Судьба неоплатонизма, самое его существование, как и существование всей позднеантичной философии, оказались в зависимости от усиления христианства и признания его в качестве государственной религии в начале IV в. на Никейском соборе. Превращение хрис- тианства в господствующую идеологическую силу Рим- ской империи, а затем и новых государств, возникших после ее распада в V в., означало конец античной фи- лософии — философии языческого мира. Ведь христи- анству была свойственна установка на замену филосо- фии богословием. Например, еще в апологии Мелитона, написанной в годы правления императора Марка Ав- релия, христианская религия названа «наша филосо- фия», которая началась среди варваров (евреев) и рас- цвела среди римских подданных во времена Августа. Христианизация культуры привела к тому, что в начале VI в. была закрыта философская школа неоплатоников в Афинах. Это, однако, не означало полного забвения их идей. Христианские, а потом и мусульманские теологи и философы так или иначе использовали неоплатони- ческие учения в своих интересах. Таким образом, нео- платонизм стал связующим звеном между античной и средневековой философской культурой.
ΝΒ
Эллинистическо-римский период в истории античной фи- лософии (конецIVв. дон. э. —начало VIв. н. э.) в сравне- нии с временем классики не отмечен появлением каких-то принципиально новых онтологических или гносеологи- ческих доктрин, за исключением, может быть, филосо- фии скептиков, в которой развивалась концепция вероят- ностного знания (пробабилизм). Эпикур присоединился к атомистике Демокрита; стоики модернизировали натур- философию Гераклита, используя учения Платона и Ари- стотеля; неоплатоники систематизировали того же Пла- тона. Зато философы этого периода сосредоточились на разработке этико-антропологической и социологичес- кой проблематики. Философия в их учениях приобрела функции наставницы жизни.
Эпикур предложил считать высшим благом для человека достижение безмятежного существования, возникающе- го при удовлетворении его естественных и необходимых желаний, что давало бы ему независимость и свободу. Стоики полагали, что человеку надлежит стремиться к бесстрастию, то есть к искоренению волнений души, и жить согласно разуму («ведущему»), подчиняясь требова- ниям природы-бога (Зевса). В итоге все это выливалось в предписания аскетического образа жизни, в пренебреже- ние мирскими радостями и бедами, которые были объяв- лены областью «безразличного».
Римский стоицизм почти полностью сосредоточился на «человеческом». Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Авре- лий призывали людей к тому, чтобы они вели добродетель- ную и разумную жизнь. Философы настолько рационали- зировали человека, что объявляли разум его сущностью, его личным богом (демоном, гением). В этом же направле- нии, что касается человека, двигались и неоплатоники. Они учили, что обладание добродетелями позволяет душе пре- одолеть зло Материи, осуществить восхождение к идеаль- ному миру и уподобиться Уму.
В истории эллинистическо-римской философии весьма определенно заявили о себе также учения внерелигиоз- ной направленности. Это эпикурейцы и скептики. Эпи- кур и Лукреций Кар по существу не впустили религиоз- ное мировоззрение в свою философию. Они лишили богов функции творцов мира, поместив их в межмировые пустоты, то есть вывели за пределы мира и таким образом освободили человека от их власти. Цицерон, представляв- ший в Риме скептицизм Новой Академии, как все скепти- ки, сомневался в достоверности аргументов о существова- нии богов, божественных предзнаменований и т. п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление