Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.), о кото- ром мы уже упоминали, является виднейшей фигурой в истории формирования римской (латиноязычной) фи- лософской культуры. Плоды его многообразного лите- ратурного творчества — сочинения по вопросам поли- тики, юриспруденции, риторики и философии, речи и обширная переписка — в основном сохранились. Ци- церон не был строгим приверженцем какой-либо од- ной философской доктрины, поэтому его воззрения раньше, в эпоху господства монистическо-догматичес- кого мышления, обычно именовали эклектическими, а теперь, когда пришло понимание свободы и плюрализ- ма мнений, мы назвали бы просто свободным философ- ствованием. Действительно, он говорил, что хотел, в чем был убежден, и черпал из тех источников, из каких считал нужным.
Римский практицизм, о котором мы уже ранее го- ворили, и именно на основе высказываний самого Ци- церона, предопределил его интересы в философии. Поэтому теперь кратко напомним, что назначение фи- лософии он видел прежде всего в том, чтобы изучать жизнь, вырабатывать правила достижения блага, ко- роче, познавать все то, что входило в понятие «челове- ческое» (или «человеческие дела» —res humanae). В от- личие от эллинистических философов, которые, как правило, претендовали на руководство лишь частной жизнью человека и выступали в общем как учителя жи- тейской мудрости, Цицерон требовал от философии чего-то большего. Поэтому далеко не всякий философ, изучающий «человеческое», безоговорочно заслужива- ет похвалы. Цицерон считает недостаточным ограни- чиваться вопросами, имеющими отношение только к личности, т. е. этико-антропологическими. Подлинная философия должна ориентироваться на изучение обще- ственной жизни. Он требует, чтобы философы обяза- тельно писали о государстве. Римлянин одобрительно отзывается о перипатетиках, так как они обратили тре- тью часть философии, исследующую вопрос «Как хоро- шо жить?», не только к пользе частной жизни, но также к управлению государством. Ему нравится, что филосо- фия перипатетиков и стоиков пригодна для политичес- кой деятельности; ее лексикон в ходу в судах и сенате, это— понятия обязанности (долга), справедливости, достоинства, верности и т. п. Итак, Цицерон стремил- ся превратить философию в так называемую «практи- ческую философию» в старом значении этого понятия, т. е. философию, сосредоточенную на этико-антрополо- гических и общественно-политических вопросах.
Значительно меньше интересовали его проблемы «теоретической философии» (также традиционное по- нятие из истории философии). В его творчестве они представлены главным образом логико-гносеологичес- кой тематикой и «божественным» (или «божественны- ми делами» — res divinae) вопросом о природе богов, а также темами о предвидении будущего (прорицании) и судьбе, которые, впрочем, являются общими (погра- ничными) как для теоретической, так и практической философии.
Для выражения своих этико-антропологических взглядов Цицерон воспользовался учениями академи- ков, перипатетиков и стоиков. В его этико-антрополо- гическом учении человек представлен как соединение души и тела, разума и страстей, эмоций, при превос- ходстве души над телом и разума над страстями. Но при этом Цицерон все же требует учитывать телесные потребности человека и его эмоциональные состояния, т. е.,выше всего ставит единство духовного и телесно- го, гармонию разума со страстями.
Цицерон безоговорочно принимает общее положе- ние упомянутых школ о независимости души от тела и ее вечности. Душа не имеет земного происхождения; она не составлена из крови, мозга и атомов. Покидая тело, она восходит на небо. Правда, бессмертен только разум, а не те «части» души, что связаны со страстями. Отделение души от тела он рассматривает как переход в совершенное состояние. Поэтому мимо него не про- ходит ни одно отступление от этой доктрины: ни пери- патетиков Дикеарха (отрицал существование души) и Аристоксена (душа— гармония членов тела), ни сто- иков, «которые утверждают, что души сохраняются, когда выходят из тела, но не вечно».
Элементом цицероновской антропологии (психо- логии) стало и такое положение академиков, перипа- тетиков и стоиков, как господство разума над страс- тями: разум — не только бессмертная, но и господ- ствующая часть души. Это, однако, не означает, что разум порывает с чувствами. Но при этом Цицерон допускает только положительные эмоции. Он реши- тельно против признания какой-либо правомерности, «естественности» отрицательных эмоций и поэтому порицает перипатетиков, допускавших их некоторую полезность (например, гнева), а также занятых поис- ками их меры (например, «умеренной трусости») вме- сто непримиримого отбрасывания. Тут Цицерон рас- суждает вполне по-стоически, полагая, что никакая мера, умеренность не изменяет существа отрицатель- ных волнений: «Omne enim malum, etiam mediocre, malum est». Они разрушают человека и должны быть искоренены. Недопустимы никакие рассуждения об их возможных пределах.
Поскольку счастливая жизнь (благо) складывается на основе добродетели, тождественной с разумом, при удовлетворении «первых природных потребностей», постольку Цицерон весьма одобряет академиков и перипатетиков — родоначальников этой концепции. Он стремится к тому, чтобы, с одной стороны, не ущемить добродетель за счет предпочтения материальных благ, а с другой стороны, чтобы не оторваться от реальных условий жизни. В первом случае он принимал сторону стоиков и считал недопустимым присоединение к нрав- ственно-прекрасному наслаждения, что делали пери- патетики Каллифонт и Диномах, а также уравнивание добродетели с телесными благами (здоровьем и т. п.) — точка зрения Теофраста. Во втором случае он опирал- ся, напротив, на перипатетиков. Таким образом, Цице- рон выступал против крайностей и стремился их со- вместить, учесть потребности души и тела, требования разума и чувств, чтобы не уйти от «действительности или природы».
Право человека на полноту чувств, полнокровную земную жизнь, присутствующее в размышлениях Ци- церона о человеке, является философско-антрополо- гическим аспектом его гуманизма. Он фактически следует в данном случае известной Теренциевой сен- тенции «Homo sum» и не принимает стоической кон- цепции бесчувственного мудреца, обладателя истины, не подверженного никаким человеческим слабостям и переживаниям.
По поводу телесных зол (болезни и т. п.) философ рассуждает точно так же, как об отрицательных эмо- циях: они должны быть преданы забвению, ибо не оказывают никакого воздействия на жизнь мудрого, не уменьшают его счастья. В этом состоит истинно философское отношение к телесному злу. По мнению Цицерона, недостаточно просто закрывать глаза на телесное зло, считать его «безразличным», как де- лали стоики, его надо презирать, преодолевать. Ис- правляя таким образом стоиков, римский мыслитель проводит идею о ^единстве теории и практики; теоре- тическое неприятие зла должно быть дополнено его практическим преодолением, чему философия и обя- зана научить человека. Поэтому он упрекает стоиков
за то, что они озабочены прежде всего теоретичес- кой борьбой со злом, за их созерцательность: «Сто- ики выводят заключеньица, почему (боль. — В.З.) не является злом, словно надо заботиться о слове, а не о деле».
Одной из стержневых проблем философской ант- ропологии Цицерона следует признать вопрос о мыш- лении и деятельности, теории и практике, ибо из него проистекает понимание назначения человека и его сущности. Возражая киренаикам, которые утвержда- ли, что человек создан для чувственных удовольствий, он пишет: «Человек, как говорит Аристотель, рожден для двух вещей: для мышления (ad intelligendum) и для деятельности (ad agendum)». Мышление и деятельность Цицерон рассматривает в качестве природных свойств человека, выражающих его сущность. Он рассуждает наивно-телеологически: человек рожден для мышления и деятельности, «как лошадь [рождена] для езды, бык — для пахоты, собака — для розыска». Мышление и дея- тельность, следовательно, отличают человека от живот- ного. Цицерон противопоставляет человека «тупому и бездеятельному скоту» и отмечает, что при всем разно- образии живых существ только у человека зародилась страсть познания и науки.
Но, в сравнении с животными, характерным при- знаком человека выступают прежде всего именно мыш- ление, познание, наука, так как ведь и животные что- то по-своему делают, заняты какой-то деятельностью. По мнению римского мыслителя, способность к науч- ным занятиям характеризует самое природу человека, и таковым, следовательно, является единственно тот, «кто испытал воздействие принадлежащих человечес- кой природе (humanitatis) наук». Цицерон приводит рассказ о Платоне, который, заметив начертанные на пустынном берегу геометрические фигуры, сказал, что он видит следы людей. Сам он прокомментировал этот рассказ так: «Об этом [о следах людей] он (Платон) заключил, очевидно, не по засеянному полю, которое он видел, но по признакам науки». Важно (в частности, для последующего изложения) отметить, что тут мы встречаемся с понятием humanitas (человечность), применяемым Цицероном при характеристике суще-
ственных свойств человека, т. е. с понятием, имеющим антропологический смысл. Поскольку с этим поняти- ем мы еще не раз будем встречаться в дальнейшем, скажем о нем несколько слов.
Понятие humanitas является одним из самых зна- чительных и знаменитых понятий философии Цице- рона. Оно встречается в большом числе текстов и в самом разнообразном контексте. Это понятие было воспринято мыслителями эпохи Ренессанса и европей- ского классицизма и донесено до настоящего времени. Совокупность значений humanitas охватывает всю сферу духовных и социальных связей человека, опи- сывает его культурность и цивилизованность. Взятое в таком смысле, т. е. в единстве всех значений, как поня- тие интегративное, обобщающее, оно будет иметь ан- тропологический характер, так как обозначает сумму специфических, социальных черт человека. На этом основании его можно считать исходным, ключевым понятием Цицероновой концепции человека, его ант- ропологии.
Комплексом значений слова «humanitas», соответ- ствующих мыслительной сущности человека, будет его употребление в смысле человеческой образованности, приобщения к наукам, вообще к мыслительной деятель- ности. Согласно Авлу Геллию, термин «humanitas» при- менялся для обозначения того, что греки называли παιδεία, а римляне — «осведомленностью в науке и ис- кусствах».
Теперь перейдем ко второй стороне человеческого существа — деятельности. Деятельную сущность чело- века Цицерон выводит из духа как активного начала: «Дух всегда стремится делать что-нибудь и не может выносить вечного покоя ни при каком условии. <...> Следовательно, это показывает, что мы рождены для деятельности». Понятие деятельности у Цицерона яв- ляется крайне размытым и охватывает буквально все, что делает человек, вплоть до тех же самых научных занятий. Но главным родом деятельности он считает общественно-политическую. Производственная дея- тельность остается за пределами его внимания (напом- ним, что засеянное поле не является признаком при- сутствия человека). Это видно из его перечня «важней-
ших видов деятельности», который включает изучение природы, управление государством и благоразумное поведение.
Мышление и деятельность создают основу для двух различных образов жизни человека: спокойная жизнь ученого и жизнь гражданина, государственно- го деятеля, наполненная трудами и опасностями. Оценивая мышление и деятельность, Цицерон, в от- личие от многих античных философов, отдает пред- почтение последней. Мудрость, приобретенную бла- годаря жизненному опыту, он ставит выше мудрости книжника, а гражданскую жизнь — выше занятий ученого. Государственный деятель «заслуживает пред- почтения перед наставниками, которые только рас- суждают». Превосходство общественно-политической деятельности над теоретической Цицерон считает ус- тановлением самой природы, породившей человека: «Я утверждаю, — пишет он, — что природой дана человеческому роду такая потребность добродетели и такое стремление защищать общественное благо, что эта сила победила все приманки наслаждения и досуга»..
Хотя государственная деятельность — более вер- ный путь к мудрости, однако еще лучше, когда прак- тическая деятельность гармонически сочетается с на- учными занятиями. Пожелание Цицерона сочетать практику с наукой вытекает из его положения о мыш- лении и деятельности как компонентах сущности человека. Человек должен быть и творцом дел, и твор- цом рассуждений, что и выражено в определении философии «mater omnium bene factorum beneque dictorum». Только соединение деятельности с обра- зованием делает человека совершенным и приносит ему подлинную славу. Подведем итоги. Сущность че- ловека Цицерон видит в мышлении и деятельности. Деятельность он ценит выше, чем научные занятия. Но еще выше он ставит соединение деятельности с изучением наук.
Этические взгляды Цицерона, его отношение к разного рода межличностным отношениям, его раз- мышления о людях пронизаны гуманизмом и опять же передаются понятием «humanitas», которое теперь при-
меняется в частно-личной области жизни, становится интегрирующей категорией его этики. Основное его значение в этой сфере — человеколюбие, участие, мягкосердечие и т. п., соответствующее, согласно Авлу Геллию, греческому φιλανθρωπία. В данном значении humanitas играет важную роль также в общественно- политическом учении Цицерона.
В качестве модели описания проявлений гуманно- сти в отношениях между людьми возьмем известное место из трактата «Об обязанностях», где рассказыва- ется о различных типах связи людей, и, в частности, высказано положение о том, что «лучше всего челове- ческое общество и союз между людьми будут сохране- ны в том случае, если мы будем относиться к каждому с тем большим расположением, чем теснее он с нами связан». Конкретно здесь представлены следующие степени связей человека по мере их распространения в направлении от самых тесных: с родителями, детьми, родственниками, близкими, друзьями и т. д., вплоть до связей со всем людским родом, с незнакомыми нам людьми. В этом единении человека со всем родом лю- дей заключается высшее проявление цицероновского и всего античного гуманизма.
Согласно принятой модели, на первое место по- ставлены семейные отношения. Уважение к родителям помещено среди «божественных (т. е. богоугодных) дел». Особенностью отношений между супругами, деть- ми, братьями, всеми, связанными семейственностью, он считал именно любовь и писал, что хотя эти связи поддерживаются и благодаря уважению (caritate), но больше всего они сохраняются благодаря любви (amore). Цицерона отличает уважительное отношение к женщи- нам и старикам. Проблемам старости он посвятил осо- бое сочинение «О старости», предназначенное дать утешение старикам. В нем есть прямые высказывания о необходимости облегчать участь старых людей и прояв- лять к ним уважение.
Цицерон высоко ценил дружеские связи и напи- сал на эту тему диалог «О дружбе». Дружба — одно из значительных выражений подлинно человеческих от- ношений между людьми. Не случайно Цицерон исполь- зует слово «humanitas» для обозначения дружелюбия.
Но он политизировал дружбу, в результате чего поли- тика становилась критерием дружеской приязни и ставила предел свойственной ей гуманности. Такой же лично-политический аспект, как и дружба, имеет связь между патроном и клиентом.
Среди других связей между людьми, на которые обращает внимание Цицерон, надо назвать добрососед- ство, гостеприимство, наконец, отношение к незнако- мым людям. Он пишет, «что все то, что мы можем предоставить другим людям без ущерба для себя, надо отдать даже неизвестному нам человеку». Вот это доб- рожелательное отношение к себе подобному и отлича- ет человека от животных, делает его собственно чело- веком. Отсюда становится понятным то, что гуманизм Цицерона распространялся даже на рабов, которым он не отказывал в принадлежности к человеческому роду. Он даже уравнивает рабов со свободными наемными рабочими и призывает во взаимоотношениях с рабами руководствоваться не пользой и выгодой господина, а человечностью.
Общественно-политическое учение Цицерона пред- ставлено такими вопросами, как поиски наилучшего государственного устройства (трактат «О государ- стве»), создание теории права (диалог «О законах»), воспитание гражданина и государственного деятеля (трактат «Об обязанностях» и др. материалы). Мы ос- тановимся на Цицероновой концепции гуманного го- сударственного деятеля.
Она складывалась по мере того, как он втягивался в различные сферы государственного управления. Сначала, когда его опыт государственной деятельнос- ти был небольшим, Цицерон искал образец гуманного государственного деятеля в римской истории либо сре- ди видных людей своего времени. Такими у него стали полководцы Марк Марцелл (3 в. до н. э.) и Публий Сципион (2 в. до н. э.). По его мнению, они руковод- ствовались в своем поведении humanitas и обратили misericordia к пользе римского государства. Так начал "складываться у Цицерона кодекс'должностного лица, руководствующегося гуманистическими принципами.
Следующий шаг в его разработке был сделан в письме к брату Квинту, имеющем характер трактата-
наставления о том, как управлять провинцией. В нем он учел к тому времени уже многолетний опыт госу- дарственной деятельности. Среди личных качеств гу- манного наместника называются такие: умеренность, справедливость, защита обиженных и ненависть к бесчестным, мягкость, человечность. Умеренность, обуз- дание страстей — немаловажная доблесть, ибо ее отсут- ствие толкает человека на злоупотребления. Большой упор Цицерон делает на мягкость, не раз о ней упоми- ная. Значение этой добродетели весьма велико, потому что большие полномочия наместника делают подвлас- тное население беззащитным перед его жестокостью и свирепостью. Учитывая это обстоятельство, Цицерон замечает: «Ничто не может быть столь безобразным, как сочетание высшей власти со свирепостью».
Особо следует остановиться также на свойстве человечности, которое почти всегда присутствует в Цицероновых характеристиках гуманного правителя, полководца, судьи, просто человека. Это свойство яв- ляется главным среди прочих, выполняет интегратив- ную функцию, и его одного достаточно, чтобы указать на гуманность человека во всем ее объеме. Слово «humanitas» содержит в себе всю характеристику иде- ального наместника провинции и должно считаться ведущим понятием учения о нем. Оно выступает также в значении справедливости, благодеяния, щедрости и т. п. В трактате «Об обязанностях» есть такое любопыт- ное рассуждение: если человек чужд справедливости (iustitia) и борется не за всеобщее благополучие, а ради своей выгоды, то здесь будет иметь место не доблесть, а «дикость», отвергающая какую бы то ни было чело- вечность (omnem humanitatem). Человечность диктует правителю заботу о благе жителей провинции в каче- стве его главной общей задачи. Важно, что Цицерон понимает человечность как заботу о жителях любой провинции и о всех слоях общества, т. е. как любовь ко всем людям. Он поучает Квинта: «Если бы судьба по- ручила тебе управлять африканцами или испанцами, или галлами, народами дикими и варварскими, все же тебе, по твоей человечности, надлежало бы позаботить- ся об их благополучии и действовать на пользу и во благо им».
Каким же образом человек приобретает гуманные качества? Конечным и потенциальным источником гуманных чувств является природа. Он пишет, что благородство, любовь к отечеству, чувство долга, же- лание служить ближнему и проявление ему благодар- ности рождается от того, что мы по природе своей склонны любить людей. Но чтобы эта природная воз- можность гуманизма реализовалась, стала действи- тельностью, человек-то и должен быть воспитан и об- разован, т. е. приобрести собственно человеческие черты. Носителями прирожденной человечности Ци- церон делает греков, им приписывает изначальную «человеческую воспитанность». Римляне же приобре- тают человечность только путем приобщения к гречес- кой культуре, путем образования. Отсюда следует, что правитель становится гуманным, усваивая греческие науки. И Цицерон примыкает к мнению Платона, что государства станут счастливыми, если ими начнут уп- равлять ученые и мудрые люди. Поэтому он заботится о теоретической подготовке правителя государства и рекомендует Квинту читать «Кира» Ксенофонта, в ко- тором дается «картина справедливой власти». Общий вывод из сказанного будет тот, что гуманный прави- тель, согласно Цицерону, — это человек, которому в наибольшей степени присущи подлинно человеческие качества, обозначаемые словом «humanitas» и появля- ющиеся в результате развития культуры и социализа- ции человека.
На очереди теперь — теоретическая философия Цицерона. В логико-гносеологических воззрениях он придерживался скептицизма новой Академии. Как скептик-неоакадемик он не был связан никакими воз- зрениями и свободно выбирал понравившееся ему учение: «Ничему не следует чрезмерно доверять. Ведь на нас часто воздействует какое-нибудь остроумное заключение: мы колеблемся и изменяем мнение». У всех скептиков, в том числе и у Цицерона, гносе- ологические воззрения сводятся к защите их пози- ции путем критики положительной (в их терминоло- гии «догматической») гносеологии. Сами же по себе они почти лишены позитивного содержания, если не считать таковым саму критику и поднимаемые ею
проблемы. Цицерон пишет в трактате «Академики»: «Определенно, когда отброшено мнение (opinatio) и восприятие (perceptio), следует воздержание от вся- кого согласия (adsensionum retentio — смысл, цель учения скептиков. — В.З.). Поэтому, если я докажу, что ничего нельзя познать, ты уступишь [в том], что никогда не следует соглашаться». Оправдание скеп- тицизма Цицерон начинает с критики чувственного познания. Затем он переходит к опровержению по- знавательных возможностей разума, а в заключение подводит «положительный» итог сказанному, защи- щая пробабилизм новой Академии как принцип под- хода к чувственному познанию, памяти, науке и де- ятельности.
Критикуя чувственное познание, Цицерон затра- гивает вопрос о несовершенстве органов чувств: «Ведь даже если мы видим истинное, насколько далеко мы видим? С этого места я различаю куманскую [усадь- бу] Катулла, а помпеянскую не различаю. И [хотя] между ними не находится ничего, что мешало бы [ви- деть], однако дальше взор простираться не может». Но больше внимания он уделяет заблуждениям орга- нов чувств, ибо познание опровергается указанием на ложность чувственных образов. Цицерон приводит многочисленные и разнообразные примеры того, как нас обманывают органы чувств. Вот один из них: «Что может быть больше Солнца? Математики утвержда- ют, что оно в восемнадцать раз больше Земли. Но каким маленьким оно нам кажется!» В отличие от Лукреция, Цицерон считает, что, во-первых, невоз- можно или, по крайней мере, весьма трудно познать причину обмана органов чувств; во-вторых, даже зна- ние причины обмана органов чувств не оправдывает их, не доказывает их истинности. Он еще ссылается на то, что истинные образы, если бы они были, невоз- можно было бы отличить от ложных. При этом он указывает на спящих, пьяных и безумных, которые считают истинными свои видения, т. е. не отличают ложного образа от истинного.
Разделавшись с ощущениями, Цицерон перехо- дит к критике разума, диалектики (логики). Он не со- глашается с положением, что есть нечто, «что могло
бы быть познано (percipi) разумом» и что «диалекти- ка изобретена в качестве посредницы и судьи истин- ного и ложного». Во-первых, он указывает на огра- ниченность компетенции логики. Она не может судить ни о чем, кроме мышления: «Неужели она будет решать, что является истинным или ложным в геометрии, или в литературе, или в музыке? Но она этого не знает. Стало быть, в философии? Но что ей до того, сколь велико Солнце? Что она имеет, чтобы могла решить, что является высшим благом? Итак, о чем она будет судить? [О том она будет решать], какое соединение (coniunctio), какое разделение (diiunctio) является истинным, что сказано двусмыс- ленно, что следует за чем-либо, что противоречит [этому]. Если она судит об этом и подобном этому, то она судит о себе самой».
Во-вторых, Цицерон видит пороки в самой логи- ке — это софизмы (точнее, логические парадоксы): «За- тем она (диалектика. — В.З.) приходит к соритам, когда прибавляют понемногу, к весьма сомнительному и рискованному положению, которое... является каким- то порочным родом умозаключения». Он правильно считал проблемой «сорита» вопрос о границе перехо- да количественных изменений в качественные, но в то же время полагал, что она неразрешима. По его мне- нию, «природа (rerum natura) не дает нам никакого знания пределов, так что ни для одной вещи мы не можем установить, до каких пор [простираются ее границы]. И этого [знания границ] мы не имеем не только в отношении кучи пшеницы, откуда появляется [само] имя [«сорит»], но и в отношении вообще любой вещи, будучи спрошенными [о ней] по малым частям, мы точно не ответили бы, при добавлении или убавле- нии какого количества [некто] стал бы богатым — бед- ным, светлым — темным, [нечто] — многим — немно- гим, большим — малым, длинным — коротким, широ- ким — узким». Поскольку логика не может прояснить вопроса о границах между различными качественны- ми состояниями, нам остается только одно — «удержи- вать согласие».
Итогом критики чувственного и рационального познания является оправдание пробабилизма — гно-
сеологии новой Академии. С точки зрения нашего фи- лософа, пробабилизм — наиболее удачное объяснение познания и деятельности. Он позволяет, не отвергая познания совершенно, приспособиться к заблуждени- ям органов чувств: «Ведь не отнимаем мы света [в окон- це]. Но о тех [образах], которые, вы [утверждаете], воспринимаются и постигаются (conprehendi), о них же самих мы говорим, что они кажутся, если только являются вероятными». Пробабилизм Цицерона по- этому можно считать умеренным скептицизмом, так как он утверждает следующее: «Я думаю, что ничего не может быть познано. Однако я допускаю, что муд- рец имеет возможность согласиться, т. е. может иметь мнение».
По его мнению, «правильность» пробабилизма доказывают даже сами науки, так как одни из них «признают, что больше пользуются предположением, чем знанием; другие следуют только тому, что кажет- ся, и не обладают этой вашей наукой, как различать истинное и ложное». Например, врачам известны травы, корни которых используются при укусах зве- рей, при болезнях глаз и ранах. Но разум никогда не объяснил ни их действие (vim), ни их сущность (natu- ram). И лишь благодаря применению (utilitate) суще- ствует наука и получает одобрение исследователь. Так что незнание причин не мешает ни науке, ни челове- ческой деятельности, убежден Цицерон. В жизни че- ловек руководствуется не достоверным, а вероятным знанием: «Мудрый будет пользоваться [всем] тем, что бы ни показалось вероятным на вид, если только не обнаружится ничего, что было бы противоположно этой вероятности. И этим будет руководствоваться вся наука жизни. Вот и тот, кого вы считаете мудрым, следует во многом вероятному, [то есть] не постигну- тому, не воспринятому и не одобренному, а подобно- му истине. Если бы он его не одобрил, разрушилась бы вся жизнь». Ведь мудрец, садясь на корабль, не может наверняка знать, приплывет ли он благополуч- но. Но если он отплывет «на добротном судне, с хоро- шим кормчим, при тихой погоде, то ему кажется ве- роятным, что он прибудет невредимым». Как мы видим, Цицерон соединяет стремление к деятельности (рим-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление