При изучении философии, считает Сенека, нужно обращать внимание и овладевать как «основоположе- ниями», так и «наставлениями». Он отмечает, что у каж- дой из умозрительных наук есть свои основы — δόγματα, и передает этот термин как «основоположения» или «первичные установления». «Наставления» относятся к той части философии, которая называется греками παραινετική — «назидательной». Разница между осново- положениями и наставлениями в том, что первые — это общие наставления, а вторые — на случай; одни учат в целом, другие — по частям. Наставления следуют за ос- новоположениями. В общем же Сенека склоняется к
тому, что в приобретении знаний достаточно ограничить- ся самым необходимым. Многознание и чрезмерные тонкости не нужны. В философии, по его мнению, много лишнего, такого, что не может пригодиться, например, то, что философы взяли у грамматиков и геометров.
Интересно то, что Сенека очень решительно ратует за перерастание ученичества в самостоятельное творче- ство в философии и весьма энергично пишет об этом. Приведем хотя бы одно из его экспрессивных высказы- ваний: «Так сказал Зенон, это сказано Клеанфом» — Не становись второю книгой! До каких пор ты будешь учить- ся? Учи других, пора! Зачем мне слушать то, что я и сам могу прочесть?» В словах Сенеки присутствует и мотив: не сотвори кумира, то бишь авторитет в философии. Все, кто до нас занимался тем же, пишет он, не наши повели- тели, а наши вожатые. Истина открыта для всех, ею никто не завладел. Немалая доля ее останется и потомкам. Сказанное Сенекой относится и к нему самому. И он сказал свое слово: тесно связал философию с жизнью, вернее, сделал философию жизнью. Именно это обеспе- чило ему славу и признание потомков.
i § 7. Учение Зпинтета ___________
Родина Эпиктета — город Гиерополь в Малой Азии. Время жизни — в пределах 50—130 гг. н. э. В Рим по- пал мальчиком; был рабом Эпафродита, приближенно- го императора Нерона. Затем — вольноотпущенник. Учился у известных в то время стоиков Эврата и Му- сония Руфа. Это определило характер его философство- вания — моральная проповедь в духе стоиков, но не без влияния кинизма. Среди авторитетов Эпиктета были Сократ и киники Антисфен и Диоген Синоиский.
В период гонений на философов при императоре Домициане в 90-е гг. I в. н. э. Эпиктет покинул Италию и поселился в городе Никополе в Эпире. Свое учение он проповедовал устно. Затем его беседы-диатрибы (греч. διατριβή — букв, «препровождение», «растрачи- вание» подразумевается χρόνου — времени) были запи- саны известным античным географом и историком Флавием Аррианом. Содержание диатриб столь раз-
розненно и несистематично, что свести его в стройное учение с целью изложения довольно затруднительно.
Начнем с того, что учение Эпиктета имеет исклю- чительно этико-антропологическую направленность: «Философия не обещает дать человеку ничего того, что относится к внешнему миру». Философию он опреде- лял как «искусство, касающееся жизни», притом толь- ко жизни каждого отдельного человека. Это значит, что каждый человек с помощью философии может воздей- ствовать лишь на свою собственную жизнь, только на себя самого, ибо другой человек — это уже «внешний мир, подобно земле, подобно здоровью, подобно сла- ве», а это вне «собственного предмета» философии. Следовательно, философию Эпиктета надо понимать как «философию жизни» или «биологию», имея в виду, что греческое слово βίος — «жизнь» означает не жизнь вообще (в таком смысле употреблялось слово ζωή), а именно особенную жизнь отдельного живого существа (мнение К. Кереньи). Определение философии как «собственного искусства жизни», данное Эпиктетом, содержит какое-то тонкое противоречие, так как он не исключает моральной проповеди. Дело,'видимо, в том, что обращение к другому человеку не предполагает его переделки воздействием извне. Он переделывает себя сам, слушая другого. Это напоминает сократовскую майевтику.
Необходимость обращения к философии Эпиктет связывает с затруднениями здравого смысла (обыден- ного знания) в решении жизненно важных нравствен- ных вопросов: «Вкривь и вкось толкуя о том, что сле- дует делать и чего не следует делать, о благе и зле, хваля и порицая, судя и рядя нравы, приходим мы к филосо- фии». И философия дает человеку знание — это ее, так сказать, продукт подобно прочим наукам и искусствам. При этом он рассуждает следующим образом. Люди приходят в мир как бы обученные природой в том, что такое «правильно», «счастлив», «несчастлив», «неспра- ведливый», «справедливый» и т. п., т. е. имеют «врож- денное понятие о благе и зле, о прекрасном и постыд- ном, о подобающем и неподобающем, о счастье, о должном и надлежащем» и т. д. И они начинают пользо- ваться ими до того, как изучили их. Но ведь никто не
оудет пользоваться понятием «прямоугольный треу- гольник» или понятием «четверть тона», пока не узна- ет их. Люди же рассуждают о нравственных поняти- ях, руководствуясь только тем, что им так кажется, следовательно, субъективно, так как каждый мнит по- своему. В результате между ними возникают противо- речия в применении одних и тех же понятий. Эту ситу- ацию Эпиктет резюмирует так: «У нас есть природные, то есть общие понятия о благе и справедливом, но не- возможно применять общие понятия, не проанализи- ровав эти понятия и не рассмотрев, какой именно ча- стный случай следует подводить под эти понятия». Вот философия и дает такие «теоретические правила», «некую мерку» для употребления этических категорий, «как в отношении тяжестей мы нашли весы, как в от- ношении прямых и кривых линий — плотничий шну- рок». Отсюда и его следующий вывод: «И занятие философией в том заключается, чтобы рассматривать и устанавливать мерки».
Важно приобрести знание, считает Эпиктет, но еще важнее это знание осуществить на практике, в жизненной действительности. Это положение он вы- ражает в весьма метафорической, образной форме: теория — это временное пристанище человека, кра- сивая гостиница во время его путешествия — возвра- щения на родину, домой; а практическое осуществле- ние знаний, дело, поведение — это родина человека. Вышедший из философской школы должен хвалиться не сочинением диалогов, занятием проблемами, сил- логизмами и риторикой, а тем, как он в стремлении и избегании не терпит неудачу, как приучает себя к смерти, оковам, пыткам, изгнанию. Отсюда формули- руется цель человека: вернуться на родину, избавить родных от опасений, исполнять свои обязанности гражданина, жениться, рождать детей, отправлять ус- тановленные должности.
Что же конкретно надо знать человеку, чтобы ус- пешно действовать, стать добродетельным и счаст- ливым? Эпиктет перечисляет много разного рода вопросов, которые при этом надо решать. Начнем с воп- росов: «В каком это он [человек] мироздании [жи- вет]?»; «Что же такое мироздание? Кто им управля-
ет?»; «Каков он [управляющий] именно и как он уп- равляет?». Ответ на них достаточно прост, непритяза- телен: человек живет в таком мире, в котором суще- ствует бог, и не просто существует, а управляет всем мирозданием, являясь промыслителем, промыслом. До- казательство этого (по аналогии) тоже очень простое и типичное для античности: если даже полис и домаш- нее хозяйство не могут существовать без управляю- щего и заботящегося, то тем более это невозможно в таком огромном и прекрасном устройстве, т. е. вселен- ной, где такой строгий порядок. Бог как промыслитель все устроил целесообразно (телеология). Показывает это такой риторический вопрос: «То, что трава дает мо- локо, молоко — сыр, шкуры — шерсть, кто сотворил все это или замыслил?»
Бог все видит и все знает. И опять довод, который назовем «ab nomine» («от человека»): если человек в состоянии думать о многом, быть движимым десятка- ми тысяч вещей как чувственно, так и умственно, хра- нить в своей душе отпечатки многочисленных и разно- образных вещей, то разве бог не в состоянии видеть все, присутствовать при всем и держать связь со всем? Впрочем, есть и натурфилософский довод: если Солн- це освещает большую часть вселенной, то разве тот, кто создал и круговращает само Солнце, не может за- мечать все? Можно сделать вывод, что религиозная на- турфилософия — основание'этики Эпиктета, а ее ис- ходная категория — мир-бог.
Следующий вопрос: «Кто он [человек] такой, для чего родился?» Ответ: люди происходят от бога (выс- шего Зевса). Он — отец и богов, и людей, независимо от их социального статуса. И раб имеет своим праро- дителем Зевса и как сын произошел от тех же семян и того же посева свыше. Таково основание религиозной антропологии Эпиктета.
Как целесообразно устроен богом мир, так же он создал и устроил человека. Вот слова, которые можно назвать Эпиктетовым гимном в честь бога: «Велик бог, потому что он предоставил нам эти орудия, с помощью которых мы можем возделывать землю. Велик бог, потому что он дал нам руки, потому что дал пищевод, потому что дал чрево, потому что дал возможность
8*
расти, сами того не замечая, потому что дал возмож- ность дышать во все время сна». В главе «О промыс- ле» Эпиктет изображает бога мастером, который все предусмотрел в человеке. Если меч и ножны, приспо- собленные друг к другу, обнаруживают мастера, то также обнаруживают мастера влечение мужского пола к женскому, способность пользоваться органами, уст- роенными для этого. Бесполезные волосы на подбород- ке, и те природа (равно бог) применила подобающим образом: установила с их помощью различия между мужским и женским полом.
Бог — промыслитель вселенной — надзирает за людьми, и невозможно утаить от него не только свои поступки, но даже намерения и помыслы. Зевс при- ставил к каждому человеку божество, поручив ему ох- ранять его. Человеку нигде не укрыться от бога, нигде не остаться одному. Даже в темной запертой комнате человек не один: с ним внутри бог и его божество. Им не нужен свет, чтобы видеть, что люди делают. Бог — это также прорицатель внутри человека. Все сказан- ное явно восходит к Сократу, который своей идеей внутреннего демона человека на столетия опередил время.
Из родства людей с богами вытекает ряд следствий, характеризующих человека. Во-первых, человек — прежде всего частица полиса, состоящего из богов и людей. Как выражается Эпиктет, самое всеобъемлю- щее среди всего — это система, состоящая из людей и бога. И лишь затем он — часть некоего крохотного подобия этого вселенского полиса. Поэтому на вопрос: «Откуда родом [человек]?» — надо отвечать не «афи- нянин», а «мирозданянин», κοσμοπολίτης.
Во-вторых, человек — особенная частица мироз- дания и особенное творение бога — «не как одна [ча- стица] из имеющих целью служить, а как одна из имеющих главное значение»; как сколок бога или со- держащее в себе частицу бога. Эта особенность че- ловека выражается в его наделенности разумом, что делает его причастным к совместной жизни с богом, с которым люди связаны именно по разуму, а также способным понимать божественное устроение и счи- таться с вытекающими из него следствиями. Малую
частицу по сравнению с вселенной человек пред- ставляет телом, а разумом он ничуть не хуже богов и не меньше. Устройство ума, благодаря которому мы, встречаясь с чувственными вещами, не просто получаем отпечатки, производимые ими, но и отби- раем что-то, добавляем и составляем нечто и т. д., по- буждает признать мастера (читай: бога), считает Эпиктет.
Но не менее важное, чем разум, что отличает че- ловека от других творений — это «способность поль- зоваться представлениями» и «способность свободы воли». Человек должен быть благодарен богу за зре- ние и слух, за жизнь и содействующее ей: за сухие плоды, за вино, за оливковое масло, но еще более за способность пользоваться всем этим, определять цен- ность того или другого — именно за способность пользоваться представлениями. Способность свободы воли оценивает и направляет все другие способности человека, решает, когда и как ими пользоваться. Вот наставление Эпиктета собеседнику: «И что иное де- лает глаз, когда он открыт, кроме того, что смотрит? А следует ли взглянуть на чью-то жену и как взгля- нуть— какая способность говорит нам· это? Способ- ность свободы воли». Эпиктет создает, по сути дела, целое учение о свободе воли, раскрывая ее роль и значение в жизни человека именно в качестве руко- водящего начала. Вот некоторые пункты его рассуж- дений о свободе воли.
Первый. Свобода воли — высшая сила в человеке: «Что целиком уничтожает человека то голодом, то пет- лей, то прыжком с кручи? Свобода воли».
Второй. Свободе воли ничто не может противосто- ять (имеются в виду жизненные обстоятельства); она по природе не подвластна помехам и принуждению. Иметь какое-то мнение или не иметь — это в нашей власти, а не во власти того, что относится к внешнему миру. В качестве примера приведем такой диалог: «Я закую тебя. — Ты закуешь мою ногу. А над моей сво- бодой воли и Зевс не властен». Таким образом, никто не может помешать человеку признать истинное или принудить его принять ложное. Для пояснения непо- колебимости представления Эпиктет использует та-
кой пример: душа подобна чаше с водой, а представ- ление — лучу, падающему на воду. Когда колеблется вода (душа), кажется, будто и луч (представление) ко- леблется, хотя на деле не так. Следовательно, причи- ной того, что мы делаем что-то или не делаем, являет- ся мнение (свобода воли), а не какое-то внешнее принуждение.
Третий пункт. Свободу воли ничто другое не мо- жет одолеть, только сама она может одолеть себя. Нельзя властвовать над мнением другого и одолеть его. Мнение одолевает только само себя. Только свобода воли препятствует себе самой. Поэтому свобода воли становится как добродетелью, так и пороком.
Четвертый. Свобода воли смиряется перед богом: «Добродетельный человек подчиняет свою волю управ- ляющему вселенной [т. е. богу], как добродетельные граждане — закону полиса». Следующие слова Эпик- тета напрашивается назвать «присягой человека богу»: «Никогда не оказывать неповиновения, не винить, не жаловаться ни на что, ниспосланное им, не противясь делать что-то необходимое или повиноваться этому». Фактически Эпиктет ведет речь о подчинении свободы воли объективной необходимости, определенным обсто- ятельством. Ведь поясняет он ограничение свободы воли так: не путать свободу воли с сумасбродством; ведь нельзя писать имя «Дион», как хочу. Свобода не зна- чит, что мне позволено хотеть как попало. Нужно хо- теть все так, как происходит, как устроил устроитель. Все эти положения нужны Эпиктету для того, чтобы приучить человека к противоречивости бытия, вызы- вающей неприятие и бунт человека. Ибо все устроено так, что бывает и лето, и зима, плодородие и неплодо- родие, добродетель и порок и всякие такие противопо- ложности.
Из этого ограничения свободы воли как главного признака человека рождается определение последне- го: «Человек есть смертное живое существо, способ- ное пользоваться представлениями разумно». А «ра- зумно» значит согласно с природой. Следовательно, ограничение свободы воли богом — природой, можно переформулировать и выразить еще и так: границей свободы воли является разум; свобода воли должна
быть разумной. Нужно держаться здравых решений. Нужно, чтобы в теле была энергия здорового человека, а не буйнопомешанного, упрямо держащегося приня- тых решений. Итак, разум гармонически сочетается со свободой воли: разум дан для пользования представле- ниями, как должно.
В обладании разумом человек отличается от зве- рей. Животные просто пользуются представлениями, а люди понимают, как пользоваться. Вообще же в выс- казываниях Эпиктета способность пользоваться пред- ставлениями — тоже свобода воли — нередко слива- ется с разумом. Об этом говорят, например, такие рассуждения. Грамматика скажет, какие буквы нужны в письме другу, но не скажет, следует ли писать другу или не следует. Об этом последнем скажет способность разума, так как она исследует и себя, и все остальное. И тут же: само золото не говорит, что оно — прекрас- но. Ясно, что говорит это способность пользоваться π редставлениями.
Третье следствие, вытекающее из родства людей с богами и характеризующее человека, состоит в том, что человек включен в мировые, вселенские связи, рассматривается с космической точки зрения, с точки зрения целого как его частица, а не как нечто обособ- ленное: «Если бы рука или нога обладали способнос- тью мыслить и понимали природное устройство, они никогда не влеклись бы или стремились иначе, чем соотносясь с целым». В данном случае у Эпиктета налицо общий для всех стоиков холизм (от греч. το όλον или τα όλα — все, целое, мир), который, в частности, означает, что человеку предстоит в его жизни пере- жить все, что с ним случается, как закономерное, не- обходимое: «Ради этого целого тебе пристало то про- болеть, то отправиться в плавание и подвергнуться опасности, то впасть в нужду, то умереть преждевре- менно». Так, неизбежность смерти и одновременно правильное отношение к ней поясняются сравнением человека с хлебным злаком. Колосья родятся для того, чтобы поспеть и быть сжатыми. Поэтому для колосьев проклятие — никогда не быть сжатыми. Так же и для людей проклятие — не умереть. Подобный ход мысли Эпиктета устраняет, по сути дела, человеческое, лично-
стное отношение к смерти посредством забвения ин- дивидуального, растворения человека в космическом или общечеловеческом, родовом. Ибо смерть с косми- ческой или общечеловеческо-родовой точки зрения — это одно, а с лично-человеческой — совсем другое. Ведь умираю-то я, и что мне за дело до других людей, а тем более мира. Но реплики Эпиктета по поводу боязни смерти поразительны: «А остальные люди бу- дут бессмертны?»; «Или мир перевернется, если ты умрешь?». По его мнению, величие зрелища мирозда- ния дает человеку такое величие духа, что он перене- сет все то, что с ним происходит по милости природы. Надо пожертвовать всем ради вселенной, считает Эпиктет, а не возмущаться и не быть недовольным устроениями Зевса, которые он при участии Мойр, прявших нить твоего рождения, определил и устано- вил. Нужно не вести события, а следовать им — тако- во предписание Эпиктета, которое показывает, что от холизма до фатализма один шаг.
Четвертое следствие. Люди должны взять бога за образец, идеал; должны пытаться по возможности упо- добляться богам, тогда в их мыслях не будет ничего неблагородного и низкого. Если божество честно, гово- рит Эпиктет, то и самому человеку надлежит быть честным; если свободно — самому быть свободным; если благодетельно — и самому быть благодетельным и т. д. Однако далеко не все люди ведут себя подобным образом, и происходит это из-за двойственности чело- веческой природы. Она состоит из двух составных частей: из тела, что представляет в нас общность с животными, и из разума и мысли, что представляют в нас общность с богами. Поэтому одни склоняются к родству несчастному и мертвому, и лишь немногие — к божественному и счастливому. У немногих, которые считают себя рожденными для честности, в мыслях нет ничего низкого и неблагородного. Многие примкнув- шие к плоти становятся, подобно волкам, бесчестными, коварными, подобно львам,— дикими, хищными и сви- репыми. От такого звериного поведения они утрачива- ют назначение человека. Кроме того, люди сдаются в рабство, хотя бог определяет их к свободе, когда они
хотят сохранить бренное тело, бренное имущество, бренный почет и дорожат ими.
От этой общей этико-антропологической части воззрений Эпиктета теперь перейдем к собственно этическим представлениям, а именно к вопросу, в чем заключаются благо и зло, прекрасное и постыдное? Согласно учению стоиков, основополагающим разде- лением существующего с этической точки зрения яв- ляется следующее: одно есть благо, другое — зло, а третье — безразличное. К благу относятся добродете- ли и все, что причастно добродетели; к злу — все про- тивоположное; к безразличному — богатство, здоро- вье, слава.
Слово «благо» Эпиктет употребляет в двух смыс- лах: в широком как «польза», цель стремления челове- ка; в узком как добро, нравственно-прекрасное, добро- детель. Сущность блага однородна с сущностью бога, так как от того и другого исходит польза. Поскольку же сущность бога— «разум правильный», постольку в нем, в разуме, в существе, наделенном им, надо ис- кать сущность блага. С введением понятия «польза» при определении блага в этику Эпиктета вносятся черты утилитаризма. Польза становится основным фактором поведения человека: «Всякое живое существо ни к чему так не привязано, как к своей собственной пользе». «Ведь где «я» и «мое», туда неизбежно долж- но тяготеть живое существо»,— утверждает Эпиктет. Человек ненавидит все, что представляется ему пре- пятствием к достижению пользы. Итак, все — именно «нравственность» человека— зависит от того, с чем совпадает, в чем находится польза для человека: в плоти, в свободе воли, во внешнем мире.
Если польза находится в свободе воли, то человек будет другом, каким должен быть, сыном и отцом. Польза тогда будет в том, чтобы хранить в себе чело- века честного, совестливого, способного к выдержи- ванию и т. п. Отсюда следует определение блага через свободу воли (προ αίρεσις): благо — это определенная или должная свобода воли и пользование представле- ниями. Поскольку свобода воли предполагает разум- ность, постольку же Эпиктет полагает, что здравомыс- лие есть благо, а нездравомыслие — зло. В связи с этим,
считает он, не следует негодовать на толпу: воры-де они и грабители, так как «воры и грабители» — это заблуж- дающиеся в вопросах блага и зла. Их надо пожалеть. Они — «слепо не видящие мыслью». Убить разбойни- ка — это все равно, что слепого и глухого убивать.
От природы душе свойственно быть движимой к благу стремлением, по отношению к злу — избегани- ем, а по отношению к тому, что и не благо и не зло,— ни тем, ни другим. В связи с этим решается «главней- ший вопрос» этики Эпиктета: как в стремлениях и из- беганиях не терпеть неудачу, ибо это вопрос, касаю- щийся страданий, так как страдание — это неудача в стремлениях и избеганиях. Для его решения Эпиктет вводит основополагающее указание бога человеку, которое является одним из принципов его этики: знать, что в его (человека) власти. Что ему принадлежит, что он может и должен делать и что не в его власти, что ему не принадлежит, чего он не может и не должен делать. Чем руководствоваться? Знанием того, что мое, а что не мое, что мне можно, а что нельзя; постичь то разделение, что среди всего существующего одно за- висит от нас, а другое не зависит от нас, сказано у Эпиктета. Боги сделали зависящим от нас только пра- вильное пользование представлениями. Зависят от нас свобода воли и все действия по свободе воли. А все остальное не зависит от нас. Не зависят от нас тело, члены тела, имущество, родители, братья, дети, отече- ство, одним словом, окружающие нас люди. Тело — не твое, человек; оно — глина, искусно замешанная, ут- верждает Эпиктет. Из сказанного следует важный вывод, касающийся понятия свободы у Эпиктета. Оно относится только к внутреннему, нравственно-психи- ческому миру человека и совершенно не касается внешнего мира.
Перейдем к рассмотрению блага и зла не самих по себе (по содержанию понятий), а с точки зрения сво- боды воли. Эпиктет полагает, что вне свободы воли ничто не есть ни благо, ни зло. Вот его диалог: «В чем заключается благо?»— «В свободе воли».— «В чем — зло?»— «В свободе воли».— «В чем — ни то, ни дру- гое?»— «В том, что не зависит от свободы воли». Те- перь конкретизируем приведенные положения о благе
и зле как свободе воли. В зависимости от своего отно- шения к внешнему миру, материальным объектам сво- боды воли, она будет достигать блага или зла. Она будет достигать блага, если не станет дорожить материаль- ными объектами, если отказывается от притязаний на то, что относится к внешнему миру. «Когда перед тобой деньги, приучился ли ты уже давать должный ответ: «Это не благо?» — вопрошает Эпиктет. Еще одно его высказывание: он выдержал осуждение Цезарем бла- городно; это — то, что зависит от свободы воли, это — благо. Благо здесь — это отношение к милости и непри- язни со стороны Цезаря: не дорожим и не печалимся. Эпиктет понимает парадоксальность такого подхо- да к благу, что было свойственно всем стоикам: если понятие блага применим к разряду того, что зависит от нас, значит, не благо — здоровье, невредимость, жизнь, дети, родители и отечество. «Да кто стерпит тебя»? — справедливо признает Эпиктет. Но вместе с тем пока- зывает: если признать благо в материальных вещах, то невозможно быть счастливым, невозможно вести с окружающими нас людьми должный образ жизни. Например, если считать благо в пользе, то на пользу иметь землю и на пользу отнять ее у ближнего. Отсю- да войны, междоусобицы, тирании, козни. Следователь- но, зло появляется в том случае, когда к внешнему миру, материальным объектам относятся заинтересованно. Зло — это беспокойство души по поводу нам не при- надлежащего. Если бы человек не хотел чего-то, что не зависит от него, отчего бы ему беспокоиться? Когда кифаред поет наедине с собой, он не беспокоится; а когда выступает в театре, беспокоится, так как он хо- чет снискать славу, а это уже не зависит от него. Итак, зло (да и благо) — это феномены нашего сознания; при- думаны нами, наши представления. Нас хватают пред- ставления, и мы сами считаем их благом или злом, например, судим так о консульстве или смерти. Видим оплакивающего и говорим: «Пропал»; консула — «Сча- стливец». Человека приводят в смятение его собствен- ные мнения. Мы сами себя удручаем, сами себе созда- ем затруднения, то есть наши мнения нас удручают и создают нам затруднения,— многословно разъясняет Эпиктет. Вот разговор по этому случаю: «Его увели в
тюрьму».— «Что случилось?»— «Его увели в тюрьму». А что «плохи дела» — это каждый от себя добавляет». Так вот, чтобы не было подобных добавлений, следует искоренять негодные мнения, мнения о не зависящем от свободы воли как о благе и зле.
Это положение означает, что к внешним обстоя- тельствам жизни надо относиться безразлично, как к безразличному. Так мы устраним зло. Безразличное — это изгнание, тюрьма, оковы, смерть, бесславие. Пере- численное не зависит от свободы воли, не имеет ника- кого отношения к субъекту. Безразличным будет даже смерть сына, о чем Эпиктет говорит: это — то, что не зависит от свободы воли; это — не зло. Надо, чтобы человек не испытывал привязанности ни к чему чужо- му — ни к другу, ни к месту, ни к гимнасиям, ни даже к телу своему, а помнил бы о «законе бога»: «Хранить свое, не притязать на чужое, пользоваться тем, что дается, а того, что не дается, не жаждать, и когда что- то отнимается, отдавать с легкостью и тут же, с благо- дарностью за все время пользования этим». Эпиктет понимал, что безразличное отношение к жизненным реалиям есть парадокс для обычного человека, поэто- му заявлял: жизнь безразлична, но пользование ею не безразлично. Из того, что все в мире ни благо, ни зло, ни польза, ни вред, вовсе не следует, что всем этим следует пользоваться небрежно. Поэтому он был про- тив отрицания земной жизни как бесполезного и тяго- стного бремени. Вот его обращение к людям по этому поводу: «Люди, подождите бога. Когда он даст знак и освободит вас от этого служения, тогда отправляйтесь к нему. А пока вы должны вынести то, что вы обитаете в том месте, куда он вас поставил. Коротко ведь это время обитания и легко для тех, у кого такое миропо- нимание. В самом деле, какой еще тиран или какой вор, или какие суды страшны тем, кто вот так ни во что не ставит тело и его имущество? Останьтесь, не уходите необдуманно».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление