В заключение отметим, что Эпиктет предложил своеобразный, более религиозно окрашенный вариант стоической этики. Опорой нравственного сознания человека у него прямо назван бог, а не природа, как это было в «классическом» стоицизме. Но при этом он
и человека делает ответственным за нравственный выбор, ибо добро и зло создаются самим человеком, его свободой воли, его представлениями.
д § 8. Мировоззрение Марка йвредия ______
Марк Аврелий Антонин (121 —180 гг. н. э.), римс- кий император, оставил записи на греческом языке своих размышлений о человеке и мироздании. Запи- си эти, разрозненные и неотделанные, явно предназ- начались им для самого себя, а не для издания. Если же к ним все-таки подойти как к некоторого рода со- чинению, то их в лучшем случае можно назвать сбор- ником отрывочных эссе. Византийский лексикограф Свида (или Суда) определил жанр произведения Мар- ка Аврелия как «руководство для его собственной жизни». Первые издатели рукописи римского импе- ратора печатали ее под названием «Τα εις εαυτόν» («К самому себе»).
Говоря о своем воспитании — с этого начинаются заметки Марка Аврелия, — он пишет, что не поверил в россказни колдунов и кудесников и расположился к философии. Что касается занятий философией, то он рад, что встретился с записями стоика Эпиктета, по- нял, что необходимо исправлять и подлечивать свой нрав, и не свернул в софистику, в разбор силлогизмов и не занялся внеземными явлениями.
Тем не менее, начнем с общих мировоззренческих положений Марка Аврелия как основания для изложе- ния его антропологии и этики. О мире нужно помыш- лять как о едином существе, пишет он, о едином по естеству и с единой душой. Единство мира означает, что все сплетено одно с другим, соподчинено и упоря- дочено в едином миропорядке. Мир — это также не- престанные превращения. Марк Аврелий принимает за основоположение то, что мир сохраняют превраще- ния первостихий или же их соединений. Все становя- щееся становится в превращениях, пишет он. Природа целого ничего не любит так, как превращать то, что есть, производя молодое. Ничего не может происходить без превращения. Сможешь ли ты вымыться, если не
превратятся дрова? — спрашивает Марк Аврелий. Сможешь напитаться, если не превратится еда?
Вне всеобщей природы нет ничего, поэтому все превращения происходят в ее границах. Она преобра- зует в самое себя все, что кажется гибнущим, устаре- вающим, и из этого делает молодое, так что не надобно ей запаса извне и не нужно места, куда выбросить хлам. В этом видит Марк Аврелий отличие ремесла природы от ремесла плотника и скорняка. Превращения, изме- нения совершаются несколькими причинами, после- довательным рядом причин. Бросил семя в лоно, при- водит он пример, и отошел, а там уже другая причина берется действовать, и является дитя. Фактически речь идет о саморазвертывании природы.
Особенно заметным в мировоззрении Марка Ав- релия является гераклитовская характеристика бытия: естество, подобно реке, в непрерывном течении; в естестве целого, словно в потоке, передвигаются все тела; вечность — как бы река из становлений; течение и перемена постоянно молодят мир и т. д. Течение, в котором пребывает бытие,— круговое. Вверх, вниз, по кругу несутся первостихии, записывает Марк Аврелий. Мир управляется по определенным кругооборотам. Из круговращения бытия следует, во-первых, то, что нич- то не гибнет, все вновь возрождается. Виноградная завязь, гроздь, изюмины — все превращения, и не в небытие, а в не-ныне-бытие, сказано у Марка Авре- лия. Во-вторых, следует то, что все происходящее все- гда так происходило, будет происходить и повсюду происходит сейчас. Он выражает это понятием еди- нородности и единообразное™ всего и говорит: соро- калетний, если есть в нем сколько-нибудь ума, некото- рым образом благодаря единообразию, все уже увидел, что было и будет.
Изменениями, происходящими в мире, управля- ют либо бог, он же разум (промысел — πρόνοια), либо случай. Разум проходит сквозь естество и через це- лую вечность и управляет всем по определенным кру- гооборотам. Разумное управление миром ведет к те- леологической предзаданности всех событий. Марк Аврелий говорит о том, что все случается по некоему изначальному устремлению промысла, по которому
природа изначально устремилась к такому именно ми- роустроению, восприняв в свое лоно смыслы того, что будет, и определив производящие силы возникнове- ний и превращений. Управление осуществляется ради пользы целого (вселенной). Это — общий закон (цель) управления. Природа не приносит ничего такого, что не соответствует тому, чем она управляет, т. е. пользе целого.
О человеке Марк Аврелий говорит следующее: я — это плоть, дыхание и ведущее (ήγεμονικόν) или тело, душа, ум; телу — ощущения, душе — устремления, уму — основоположения. Все это человек получил от природы и поэтому может считаться ее созданием. Состою из причинного и вещественного, говорит Марк Аврелий. Ни у кого ничего нет собственного, но и тело твое, и сама душа оттуда пришли. Разум каждого — бог, и проистек оттуда. В общем, опять мы видим мнение о единении человека и природы, о человеке — части мирового целого (микрокосме). Что во мне землисто — от земли уделено мне, сказано у Марка Аврелия. Как дыхание соединяет человека с окружающим воздухом, так разумение соединяет с окружающим все разум- ным, потому что разумная сила разлита повсюду и доступна тому, кто способен глотнуть ее.
Человек — часть мирового целого и в этом каче- стве подчинен законам, установкам и интересам цело- го. Для всякой части природы хорошо то, что приносит природа целого, считает Марк Аврелий. Например, дыхание и огненное начало в человеке стремятся по природе вверх, земляное и влажное — вниз, но, подчи- няясь построению целого, занимают то место, которое отвела им природа, и удерживаются в соединении. Так стихии слушаются целого. Тут уж, наверное, пора от- метить некий прообраз холизма у Марка Аврелия (το δλον — целое). Он нередко пользуется понятием ή των όλων ουσία — сущность целого (всего)».
Превращения человека как части целого не выхо- дят за рамки природы. Все, что ни случается с челове- ком — болезнь и смерть, клевета и коварство,— при- вычно и знакомо, пишет Марк Аврелий, как роза по весне или плоды летом. Разумеется, из всех природных превращений человека выделяется смерть: как часть в
целом ты возник и в породившем тебя исчезнешь. Все сопряженное с веществом не медлит исчезнуть во все- общем естестве, и все причинное немедленно прием- лется всеобщим разумом. Значит, превращение челове- ка в смерти заключается в том, что каждая его часть переходит в соответствующую часть мира; поскольку же человек состоит из двух частей (тело и душа-разум), постольку у него два пути, два вида превращения после смерти: рассеяние тела («стану землею», распадусь на атомы, если они есть) и единение воспламенившейся души с осеменяющим разумом, перемещение в него после некоторого пребывания (сохранения) в воздухе.
Как все в природе, жизнь человека подчинена либо судьбе с ее необходимостью, либо милостивому про- мыслу, либо беспорядочной мешанине случайного. Но все перечисленное — возможности, в действительнос- ти же, по мнению Марка Аврелия, в жизни людей господствует судьба-необходимость. Она составляется из всех причин. Что приносит человеку причина-судь- ба, то ему назначено, так как причины сплетают из- древле и возникновение человека, и все события его жизни. Налицо стоический фатализм.
Но при всей включенности человека в материаль- ный мир, при всем подчинении его необходимому ходу жизни Марк Аврелий находит в нем островок, не зави- симый от телесного, устойчивый во всех превратностях жизни, — это его разум. Марк Аврелий называет твер- дыней свободное от страстей разумение. Нет у челове- ка более крепкого прибежища, где он становится не- приступен. Здесь мы находим, пожалуй, самое главное положение философии Марка Аврелия — положение об автаркии разума: необоримо становится ведущее, если, в себе замкнувшись, довольствуется собой и не делает, чего не хочет. Так человек получает опору в этом мимо- летном и переменчивом существовании и независимость от жизненных обстоятельств. Так, благодаря автаркич- ности разума, он может сохранить себя как автономную личность. И если понесут тебя волны, говорится у Мар- ка Аврелия, пусть тело несут или дыхание — ума не унесут. Он часто высказывает такую мысль: ничто теле- сное и внешнее не касается ума и не должно перено- ситься на него. Все страдания плоти — это ее забота.
Они не делают правительницу-мысль хуже. Не затра- гивают ее также ни чужой порок, ни речи. Личность ав- тономна. Для моей воли, пишет Марк Аврелий, воля ближнего столь же безразлична, как тело его и дыха- ние. Независимость человека от других людей, их воз- действий он выражает понятием «стирание представ- лений». Оно означает, что во власти человека, чтобы в его душе не было низости, вожделения и смятения. Того, кто принадлежит разуму, не касаются ни тиран, ни клевета, ничто вообще.
Итак, внешние воздействия надушу невозможны. Вещи сами по себе не затрагивают души, считает Марк Аврелий, нет им входа в душу. Поэтому он наделяет разум самодеятельностью, зависящей только от него. Ведущее себя будит, преобразует, делает из себя что только хочет. Таким образом, все, что мы склонны счи- тать внешним воздействием, лишь только кажется та- ковым, на деле будучи действием разумной души, ко- торая сама создает себе своей собственный мир. Вот как сам Марк Аврелий говорит об этом: душа сама себя самое приводит в движение и какие суждения найдет достойными себя, таковы для нее и будут существую- щие вещи. Если тебя печалит что-нибудь внешнее, то не оно тебе досаждает, а твое суждение о нем. Такого рода суждения можно назвать «признаниями (души)» или «договариваниями» (от себя или сверх первона- чального представления). Так что, согласно Марку Ав- релию, стоит только уму не признать того, что причи- няет печаль, и ее не будет. Например, не следует домысливать себе вреда, если тебе сообщили о брани в твой адрес, или опасности смерти при виде больного ребенка.
В связи со сказанным уточним, что же такое чело- век в понимании Марка Аврелия. Из тела, дыхания и ума, составляющих человека, ему принадлежит только третье, так что собственно человек — это ум. «Будь разумом!» — девиз Марка Аврелия (и всех стоиков). В спрятанном внутри, пишет он, приводящее в движе- ние, там жизнь, там, скажем прямо, человек. Не следу- ет мыслить заодно с ним облегающий его сосуд и при- лепленные к нему орудия. Вне причины, управляющей их движением или покоем, они не намного ценнее, чем
игла ткачихи или тростинка писца. Разум человека — это его бог, гений (в оригинале, разумеется, δαίμων — демон). Он защитник и водитель человека, и душа де- лает то, чего желает ее гений. Человек обязан подчи- ниться гению и жить в согласии с ним, служить ему. Это будет блаженная жизнь.
Таким образом, можно сформулировать другой важнейший принцип морального наставления Марка Аврелия: жить под руководством разума и в согласии с ним. Его далее можно переформулировать в положе- ние: жить в согласии с природой, так как для разумно- го существа что содеяно по природе, пишет Марк Ав- релий, то и по разуму. Получается, что человек должен жить как согласно своей природе, так и общей. По мнению Марка Аврелия, природа является источником благой жизни, так как все, что сообразно природе,— не зло. В природе все привлекательно, в ней нет безоб- разного. Хороши трещины в хлебе, хороши лопнувшие зрелые смоквы, замечает он, если их рассматривать не отдельно, а в сопутствии с тем, что по природе. Нако- нец, названный принцип выражается в том, что чело- веку предписывается жить и действовать, памятуя о взаимной связи дел божественных и человеческих, ог- лядываясь на богов. Нельзя сделать ничего человечес- кого хорошего, указывает Марк Аврелий, не соотнеся это с божественным. Ведь боги не ввергают людей во зло, напротив, они заботятся о делах человеческих и помогают людям жить по природе.
Рассмотрим теперь конкретно, что значит жить согласно природе и разуму, т. е. жить нравственно. В основном это означает жить «общественно», как вы- ражается Марк Аврелий. Первостепенным в челове- ческом устроении является общественное, сказано им. Основанием общественной жизни являются природа и разум. Общественность заложена в самой природе. Даже в бесчувственной природе есть тяготение одно- го к другому; все спешит навстречу единородному. Что от земли, тяготеет к земле и т. д. Тем более спешит к единородному причастное общей духовной природе. Уже у неразумных, пишет Марк Аврелий, были изоб- ретены рой, стадо, семейные гнезда, едва ли не лю- бовь. Еще более соединяющая сила возрастает у лю-
дей благодаря разуму. В родстве человека со всем че- ловеческим родом заложены не кровь и не семя, по- лагает он, а общность разума. Общий разум людей развертывается в общий закон, в гражданство, в при- частность государственности. Иными словами, общ- ность людей выражается в таких формах связи, еди- нения, как государство, дружба, дома, собрания и даже во время войн договоры и перемирия, указывает Марк Аврелий.
Ранее мы отметили связь человека с природой, теперь речь идет о его связи с обществом. Таким обра- зом, человек включен в два сообщества: в природное (космос) как человек и в гражданское (полис) в каче- стве гражданина. Об этом часто цитируемые слова Марка Аврелия: «Моя же природа разумная и граж- данственная. Город и отечество мне, Антонину, — Рим, а мне, человеку,— мир».
Итак, человечество, за исключением звезд, связа- но прочнее всего в природе. По его образному выра- жению, легче найти землю, не прилепившуюся к зем- ле, чем человека, отщепленного от человека. Марк Аврелий понимает общественные связи между людь- ми как поистине органические. Разумные существа — это как бы суставы тела, устроенные для единого со- трудничества. Если человек считает себя просто в со- ставе целого (а не суставом в совокупности разумных существ), то значит, он еще не любит людей от всего сердца, полагает Марк Аврелий. Интересно отметить, что, в его понимании, единение людей в сообществе столь тесно, что человек, отщепленный от одного хотя бы человека, уже отпал от всей общности.
Но в чем же собственно нравственный смысл об- щественной жизни? Он в том, что личность должна трудиться ради общества; обращает свои устремления на общую пользу. Кроме того, он в гуманном отноше- нии к людям, в попечении о них, в любви к ближнему, в благожелательности к соплеменникам и т. п. По мне- нию Марка Аврелия, для человека естественно творить добро как бы инстинктивно, бессознательно и не тре- бовать за это никаких наград. Такого добродетельного человека он уподобляет лозе, которая принесла свой плод и ничего не ждет сверх этого. Искать мзды за
добро — все равно что глазу требовать платы за то, что он смотрит. Но глаз удовлетворяется своим действием. Так и человек-благодетель получает удовлетворение от самого благодетельствования.
Одним из заметных моментов гуманизма Марка Аврелия в отношении к людям является прощение грешников. Бесстыдных, жуликов, неверных и всяких погрешающих он воспринимает как неизбежность жизни и призывает быть к ним благожелательнее. Чтобы люди понимали грешников и сочувствовали им, он рекомендует руководствоваться целым сводом пра- вил, который насчитывает девять положений. Вот, для примера, некоторые из них: мы рождены друг для друга, значит, переучивай или переноси; если делают неправильно, то по неведению; и сам ты много погре- шаешь, и сам такой же и т. п.
Жизнь, согласная с природой и разумом, пред- полагает также, что человек подчиняется ходу собы- тий, установленному ими, принимает происходящее как должное. Марк Аврелий советует человеку: «Доб- ровольно вручай себя пряхе Клото и не мешай ей вшить тебя в какую ей будет угодно ткань». Поэтому он осуждает бунт против того, что природа несет человеку, и называет бунтующего «нарывом на ми- ре» (его обычная метафора). Человек должен достой- но принимать судьбу, а тот, кто печалится, опасает- ся и сердится на законы природы, подобен беглому рабу. Основанием, чтобы примириться и даже с нежностью принять все, что случается с человеком, служит для Марка Аврелия то, что все это замысли- ла общая природа и увязала со старшими причина- ми (а человек неотделен от всеобщей природы), и то, что с человеком не происходит ничего нечеловечес- кого (т. е. необычного, сверхъестественного). А на это нет смысла негодовать.
Среди событий, с которыми человек особенно труд- но примиряется, на первом месте стоит, конечно, смерть. И Марк Аврелий приводит немало аргументов, чтобы убедить человека принять ее как благо, как то, чего желает природа. «Разве ты сетуешь, что в тебе столько вот весу? — спрашивает он. — Так и с време- нем, до скольких лет тебе жить».
Но, наверное, главным следствием из положения о том, что человек — это дух, разум, а также из установ- ки жить согласно разуму, природе и богам, будет то, что подлинная жизнь человека сосредоточена в сфере духовно-нравственной, в отдалении от всего телесно- го. Благо человека надо искать не в телесном мире, а в духовно-нравственном. Марк Аврелий требует видеть благо в душевном складе и деянии правдолюбца. Сча- стливую жизнь человек обретает не в славе или удо- вольствиях, а в том, что делает его справедливым, здра- вомысленным, мужественным, свободным. Подлинно существующее благо — это благоразумие, здравомыс- лие, справедливость, мужество. Человека должны при- влекать великодушие, благородство, простота и т. п.
Стало быть, для достижения блага необходимо не только отвернуться от зла, но проявить безразличие к тому, что среднее между добродетелью и пороком: к смерти и рождению, славе и безвестности, боли, на- слаждению, богатству и бедности — ко всему тому, что случается равно с людьми хорошими и дурными, не являясь ни прекрасным, ни постыдным, ни добром, ни злом. Надо отделить от разума тело, дыхание и все извне и дать умственной силе жить чисто и отрешен- но, пишет Марк Аврелий. Тогда человек проживет в мире со своим гением.
По-видимому, с этим связан большой пласт раз- мышлений Марка Аврелия, причем весьма выразитель- но изложенных, о малоценности и ничтожности всего телесного, реальной человеческой жизни. Можно на- чать с того, что среда обитания человека, земной мир — ничто в сравнении с космосом, вселенной. Все частич- ное по сравнению с естеством — одно зернышко, а по времени — один поворот сверла. Азия, Европа — зако- улки мира. Целое море для мира — капля. Много таких высказываний можно найти в записках Марка Авре- лия. Он пишет о том, что телесное скоротечно и пере- менчиво и не заслуживает внимания. Жизнь челове- ка — это только настоящее, не что иное, как мгновение в потоке бытия. Вот его слова: в этой реке можно ли сверх меры почитать что-нибудь из этого мимо бегу- щего — все равно как полюбить пролетающего мимо воробышка, а он, гляди-ка, уж и с глаз долой. Особенно
обесценивает жизнь смерть. Она порождает уныние и осознание никчемности наших усилий: нечего «дер- гаться попусту», как выражается Марк Аврелий. Этот хоронил того, пишет он, а потом протянул ноги и сам. Вчера ты слизь, а завтра мумия или зола.
Итогом его рассуждений на эту тему является то, что в жизни нет ничего истинно ценного, истинного блага. Детские распри, забавы; души, таскающие своих мертвецов, — перед тобой мир теней, — так Марк Авре- лий описывает нашу жизнь. Разрушает он и последнюю, наверное, ценность жизни и надежду человека — славу (память). Ведь она умирает вместе с теми людьми, кото- рые помнили о славных деяниях предков. В общем, на- лицо его крайне пессимистическое отношение к реаль- ности: все, что ценимо в жизни, — пусто, мелко, гнило; собачья грызня, вздорные дети. Пессимизм Марка Ав- релия порождает у него какой-то кинический (цинич- ный) взгляд на вещи. Он срывает с них наряд и обнажа- ет их невзрачность: пища — труп рыбы, птицы, свиньи; фалернское вино — виноградная жижа, тога — овечьи волосья, вымазанные в крови ракушки. И если раньше человек, по его характеристике, был просто телом, ды- ханием и умом, то теперь он — вода, прах, кости, смрад — гнилое вещество, на котором замешан всякий.
В заключение о Марке Аврелии, наверное, можно сказать, что перед нами пример философа-стоика, ко- торый, вместо того чтобы учить других, хотел усовер- шенствовать прежде всего себя.
i § 3. Неоплатонизм ____________
Кризис III в. нарушил относительную стабильность империи. Переход от принципата к доминату сопро- вождался вооруженными столкновениями, правлени- ем так называемых солдатских императоров. В обще- стве усилились религиозно-мистические настроения, распространялись восточные культы и христианство. В такой среде возникла и новая философская школа поздней античности — школа неоплатоников.
Основоположник неоплатонизма — Плотин (205— 270 гг.) — выходец из Египта. В Риме поселился с 244 г.
При издании сочинений Плотина его ученик Порфи- рий разбил их на шесть книг по девять трактатов в каждой, поэтому они получили название «Эннеады» (от греч. έννεάς —девятка).
Плотин исходит из платоновского противопостав- ления идеального и материального миров, а также положения о запредельности (трансцендентности) иде- ального бытия. Это выразилось в учении о двух поляр- ных запредельных субстанциях: Едином и Материи. Единое — это высшая субстанция, сверхбытие («Еди- ное есть все и ничто, ибо начало всего как бы еще не есть, но будет»). Оно также благо и свет, и единство всего существующего. «Везде происходит сведение к единому,— пишет Плотин,— и в каждой отдельной вещи есть нечто единое, к чему ты ее можешь свести».
Материя — низшая субстанция, небытие («Даже и бытия не имеет материя — существуй она, она была бы тем самым причастна благу... так что правильно будет сказать о ней, что ее нет»). Она — начало раздроблен- ности и множественности бытия, причина всякого рода неорганизованности и беспорядка («Бытие материи должно быть чем-то неопределенным и лишенным фор- мы»), источник зла и недостатков («Ведь нужда— это природа материи»): болезней, уродств, бедности. «При- рода же материи дурна настолько, — сказано у Плоти- на, — что не только находящееся в ней, но даже и все, что только обратит к ней свой взор, [мгновенно] напол- няется всем ее злом». Поэтому в литературе отмечают, что понятие «материя» у Плотина (но, заметим, только в смысле «небытия», полярной противоположности Еди- ного) не совпадает с пониманием материи как тела и вещества. Из последующего изложения будет видно, что вещество, в представлении Плотина, — это лишь част- ный случай, разновидность Материи.
Между Единым — сверхбытием и Материей — не- бытием располагается бытие в виде Ума, Души и Космо- са, представляющих собой уровни бытия по степени убывания его совершенства. Родоначальником бытия является Единое, «потенция всех вещей». Оно создает сущее подобно тому, как солнце изливает свой свет. Плотин пишет: «Единое есть не сущее, а родитель его... оно как бы перелилось через край и, наполненное самим
собою, создало другое». Такой акт творения называется в истории философии эманацией (истечением). Но не- посредственно Единое производит только Ум, который в свою очередь (и тем же самым способом) порождает Душу. Душа же творит Космос. Эманация приводит к мысли о преформизме. Все низшее содержится в выс- шем; мир — в душе, душа — в уме, а ум — в едином.
Эманация, посредством которой возникает бытие на всех его уровнях, есть энергия и деятельность со- зерцания, заключающаяся в творении формы. Акты созерцания, поясняет Плотин, творят предмет созер- цания, как геометры чертят, созерцая. В процессе эманации идет взаимодействие созерцания-формы с Материей. С одной стороны, Материя — объект созер- цания и субстрат формы; с другой стороны, и созерца- ние-форма испытывает воздействие Материи. Резуль- татом этого взаимодействия и будет появление Ума, Души и Космоса. Поскольку же они возникают благо- даря действию формы на материю, то источник эмана- ции следует считать формой, а возникающее — мате- рией «в отношении к нему». Таким образом, Ум — материя в отношении к Единому, Душа — материя Ума, а Космос — материя Души. Например, Плотин отмеча- ет, что душа подобна материи как неопределенное и лишенное формы по отношению к уму и смыслу, ведь она естественно приобретает форму от них.
По-видимому, Плотин представлял себе иерархию уровней бытия в виде концентрических сфер. Во вся- ком случае, он пишет о том, что ум «действует и как бы живет вокруг блага»; «вокруг ума — снаружи — кру- жится душа».
Различие ступеней бытия обусловлено различием их материи, которая, воздействуя на форму, создает своеобразие Ума, Души и Космоса. Плотин говорит о «материи вечных вещей» (Ума и Души) и материи «ста- новящихся вещей» (Космоса). Материя идеального мира характеризуется тем, что она «остается тожде- ственной самой себе»; в ней «все одновременно», т. е. вечно; она никогда не лишена формы; «имеет опреде- ленную и мыслительную жизнь». Темнота материи в том мире иная, чем в здешнем. В общем, эта материя наделяется лишь одним признаком родовой Материи —
множественностью, «делением и разъединением» (ма- терия «есть то, что разделяется»).
Материя (вещественного) мира отмечена тем, что она изменчива, «постоянно имеет все новые и новые идеи», существует во времени («все идеи выступают здесь попеременно и каждый раз только одна»). Эта материя «совершенно темна» и безжизненна. «Здеш- няя материя» представлена либо в виде «тела», по терминологии Плотина, т. е. в виде определенной ма- терии (глина, золото, вода, например), либо в виде бес- качественной «первой материи». Материя реального мира — источник зла. Плотин замечает, что образ се- киры не сделает зла без железа.
Теперь рассмотрим Ум, Душу и Космос с точки зрения их материи и воздействия последней на форму. Ум менее всего затронут Материей. Это следует уже из того, что он — образ Единого, находящегося вне Материи. Поэтому материя Ума — это само мышление, интеллектуальная жизнь, это его образы (эйдосы). Плотин пишет об этом: «Ясная и первая жизнь есть одно с первым умом»,— а также: «Истиннейшая жизнь есть жизнь благодаря мышлению». Эйдосы образуют «умный мир». Их множество, и все разнообразие су- ществующего содержится в эйдосах Ума. В Уме — «пер- вое растение» как сущность растительной жизни; в нем — земля как таковая, огонь как таковой и т. д. Отсюда следует, что «материальность» Ума, в отличие от Единого, состоит лишь в том, что он множествен, разделен на эйдосы, что и выражается в известном оп- ределении его как «едино-многого». Материя же в качестве злого начала эйдосы Ума не затрагивает: «Ведь ни огонь сам по себе не жжет, — пишет Пло- тин, — ни другой какой эйдос не производит сам по себе того, что он делает, возникая в материи».
Самое же мышление Ума Плотин понимает также весьма своеобразно, весьма отлично от нашего обычно- го понимания как словесного логического рассуждения. Мышление, согласно Плотину, — это рациональная интуиция, непосредственное созерцание (как это было и у Платона) Единого и образов. Из созерцательного характера Ума следует, что сущность его — не словесно- логические положения, но «виды», «зрелища» (идеи).
Такую интерпретацию Ума в философии Плотина предлагал русский историк философии П.П.Блонский. Согласно его мнению, у Плотина была «зрительная», а не «словесная» концепция Ума. Мышление он уподоб- лял ощущению. Созерцаемое Умом — это «прекрасные статуи», умственные виды (эйдосы). Плотин, пифаго- реец-платоник, держался геометрического понимания видов, а вовсе не считал их обобщениями (универсали- ями) или общими понятиями.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление