На рубеже I в. до н. э. — I в. н. э. в Риме появилась первая философская школа Секстиев, «новое и римс- кого древа учение Секстиев», как его аттестует Сене- ка, но быстро угасшая и не получившая развития. Этим эпизодом завершается время II—I вв. до н. э. — время пришествия философии в Рим.
i § 4. Эпикуреизм в Риме: Лукреций Кар ____
Тит Лукреций Кар (99—55 гг. до н. э.) — единствен- ный значительный представитель эпикурейской фило- софии в Риме. Он автор сохранившейся философской поэмы «De rerum natura» («О природе вещей»). По сви- детельству Марка Витрувия, известного теоретика ар- хитектуры, у него была философская школа, к которой принадлежал и сам Витрувий. После Лукреция, уже в императорском Риме, эпикуреизму симпатизировали великие поэты Гораций и Вергилий.
Лукреций, во-первых, дал самое полное и систе- матическое изложение идей эпикурейского варианта атомистической философии. Что касается системы, именно порядка рассмотрения вопросов, то он соот- ветствует содержанию писем Эпикура к Геродоту и Пифоклу. Действительно, в письме к Геродоту гово- рится о вечности вселенной, о телах и пустоте, ато- мах, их движении, частях, свойствах тел, о душе и знании. Все это в такой же последовательности раз- вернуто в 1—4-й и отчасти в 5-й книге поэмы. В пись- ме к Пифоклу рассказывается о природных явлениях, метеорах, дается их объяснение, чему соответствует 6-я книга.
Во-вторых, — и это самое главное и оригинальное в содержании поэмы — Лукреций дал тщательное и всестороннее обоснование, доказательство положений учения Эпикура с целью убедить читателя в их истин- ности и тем самым способствовать его (учения) приня- тию и широкому распространению. Аргументация Лукреция сосредоточена в таквазываемых «отступле- ниях» в поэме. Исследовавшая этот вопрос Т.В. Васи- льева пишет о пути движения доказательства у Лукре- ция: короткий отрезок прямолинейного движения в
теоретическом плане, затем перерыв и отступление в план опытный, после чего возвращение назад, в теоре- тический план. Можно сказать, что Лукреций как ори- гинальный мыслитель выражает себя прежде всего в аргументах и менее в теоретических разработках, за исключением, может быть, историко-социологической концепции из 5-й книги. Приводимые Лукрецием до- казательства интересны тем, что в них можно усмот- реть много самостоятельных философско-научных проблем. Итак, заслуга Лукреция перед эпикурейской философией — в развернутом и детально аргументи- рованном повествовании о ней.
И содержание, и характер доказательств поэмы определяются решением основного вопроса эпикурей- ской философии — обеспечить человеку безмятежное существование, освободив его от страха перед богами, смертью, загробной жизнью и т. д. Это достигается по- знанием природы, просвещением человека, которое несет в себе некоторую антирелигиозную направлен- ность. Интересно замечание В.Вундта о том, что рели- гия есть «связанность» человека (слово religio проис- ходит от глагола religo «связываю»), а эпикурейцы «развязывают», освобождают людей от связи с богами. Просветительской задачей поэмы Лукреция некоторые исследователи (З.А.Покровская) объясняют его требо- вание ясности в поэзии и использование разнообраз- ных и обильных образов света.
Исходная мировоззренческая тема поэмы — кри- тика положения о божественном творении вещей из ничего. Лукреций доказывает этот тезис методом от противного: «Если бы из ничего в самом деле являлися вещи», то из этого вытекали бы самые несообразные следствия, несовместимые с жизненным опытом чело- века. Допущение творения из ничего означает возмож- ность возникновения всего из всего, отсутствие каких- либо законов, в частности, законов наследственности (генетических), а также причинности и необходимости в природе. Значит, коль скоро все это противоречит опыту, надо признать, что всякая вещь появляется не из ничего, а из чего-то, каких-то семян, материи, изна- чальных тел. В согласии с общеантичным представле- нием о природе как живой плоти, производящей, рас-
тительной силе Лукреций изображает возникновение вещей в виде появления растений, а именно — вещи вырастают из семян: «Очевидно, начала вещей обре- таются в почве».
Лукреций не допускает как возникновения из ни- чего, так и превращения в ничто, исчезновение, гибель. Доказательство этого опять же дается от противного, от противоречия опыту. «Коль вещи во всех частях были бы смертны», то: 1) внезапно бы исчезали из глаз (мы же видим, что гибель идет постепенно); 2) не было бы нужды в разрушающей силе (но без силы ничего не разрушить); 3) если бы время истребляло всю мате- рию без остатка, как бы возрождались животные, как бы воспроизводилось плодородие почвы, как бы напол- нялись моря и реки и т. д. (а все это непрерывно вос- полняется). Следовательно, в природе нет абсолютно- го уничтожения. Но у Лукреция есть и прямой довод на этот счет. Наблюдения показывают, что имеет мес- то не гибель, а превращение одного в другое: «... дожди исчезают... / Но наливаются злаки взамен...».
Общий вывод из сказанного: раз не из ничего воз- никают вещи ив ничто не обращаются, то есть начала вещей, недоступные для глаза. А чтобы читатель Лук- реция с доверием отнесся к этому утверждению — ведь его не проверить чувствами прямо, — следуют косвен- ные доводы по аналогии: 1) Есть многое невидимое, что обнаруживает себя действием на другие тела и на чувства человека: ветер, запах, жара, холод, звук. Не- видимое обладает свойством видимого: ветер подобен воде по своему действию. 2) Есть много процессов, которые протекают незримо и позволяют предположить существование мельчайших (а потому невидимых гла- зу) частиц (тел). Это — отсыревание, испарение, исти- рание, которые совершаются через отделение мельчай- ших частиц.
Затем следует доказательство существования пус- тоты. Во-первых, обоснование, исходящее из факта внешнего перемещения тел относительно друг друга. Наличность пустого пространства несомненна потому, что без пустоты вещам никуда невозможно было бы двигаться, так как «является признаком тела: противо- действовать и не пускать». Пустота — это возможность
отступить одному телу (или расступиться среде) и дать возможность двигаться другому. Во-вторых, доказатель- ство из наблюдения проницаемости тел, движения од- ного тела внутри другого. При своей видимой плотнос- ти вещи пористы телом: сквозь каменья пещер сочится влага, по телу живых созданий расходится пища, что указывает на наличие пустоты. Например, Лукреций убежден, что звук и мороз до костей проникают через пустоты (поры) в теле, т. е. звук и мороз — это «тела», которые движутся благодаря пустоте. В-третьих, дока- зательство основывается на сравнении вещей одинако- вого объема, но разного веса: клубка шерсти и слитка свинца. Различие в весе Лукреций объясняет, выдвигая следующий, постулат о различии тела и пустоты: «Кни- зу давить является признаком тела, / Наоборот: пустота по природе своей невесома». Из этого следует, что раз- ница в весе вещей проистекает из-за того, что одна из них заключает в себе либо больше пустоты (легкая вещь), либо больше тела (тяжелая).
Так Лукреций приходит к тому, что «составляют природу две вещи... тела... [и] пустое пространство». В этом нас убеждают и разум, и чувства, и здравый смысл. Нет никакой третьей природы «средь вещей... вне пустоты и вне тел», доступной чувствам и разуму. То, что существует, кроме тел и пустоты, оказывается или свойством, или явлением этих обоих начал. Под свойством Лукреций понимает существенные призна- ки предмета, без которых он не существует, разруша- ется. Это вес у камней, у огня теплота, у воды ее влаж- ность. Напротив, «все, что природу / При появленьи своем иль уходе, отнюдь не меняет; / Все это мы... явлением здесь называем». Примеры явлений показы- вают, что это состояния вещей, процессы, в которые они вовлечены: рабство, богатство, война, свобода и т. п. Слова Лукреция, о том, что «времени нет самого по себе, вне движения тел и покоя», свидетельствуют о невозможности существования свойства или состояния в качестве самостоятельной сущности, вещи. Характер- но в этом смысле его рассуждение о людских деяниях. Деяния следует считать явлениями тела и места.
Из характеристики тел — начал (т. е. атомов) отме- тим следующее. 1. Доказательство их плотности. Ато-
мы и пустота по своей природе противоположны друг другу: пустота исключает телесность, телесность — пустоту. «Значит, начальные плотны тела, и нет пусто- ты в них», — заключает Лукреций. 2. Понятие предель- ной точки тела, наименьшей его части (атома в атоме). Сплетение этих точек образует телесную сущность: «Первоначала вещей, таким образом, просты и плот- ны, / стиснуты будучи крепко, сцепленьем частей наи- меньших, / Но не являясь притом скопленьем отдель- ных частичек». Это интересное место поэмы содержит изложение математического атомизма Эпикура. Введе- ние наименьшей, далее неделимой величины, точки в качестве меры делает величины атомов и вещей стро- го определенными, ограниченными. Ведь если этого не сделать, то все будет состоять из бесконечного числа частей, и станут бесконечными и вселенная, и мель- чайшее тело.
Касаясь вопроса о движении тел, одного из фунда- ментальнейших в физике эпикурейцев, остановимся на двух сюжетах. Сюжет первый. Доказательство движе- ния атомов. Во-первых, Лукреций прибегает для этого просто к примеру, зримому подобию движения перво- начал: «пляске» пылинок в солнечном луче. Во-вторых, он считает, что описанное движение пылинок в луче света является следствием толчков атомов, т. е. дока- зывает движение последних. Это доказательство а posteriori. Интересна физическая сущность этого до- казательства. Лукреций использует своего рода есте- ственную камеру Вильсона, благодаря которой он по движению видимых частичек судит о движении неви- димых телец.
Второй сюжет — это знаменитая концепция откло- нения атома от первоначальной траектории движения. Приведем ее формулировку:
«Уносясь в пустоте, в направлении книзу отвес- ном, / Собственным весом тела изначальные в некое время / В месте неведомом нам начинают слегка от- клоняться. / Так что едва и назвать отклонением это возможно». В этой формулировке обращает на себя вни- мание то, что Лукреций, может быть, по-детски наивно хочет примирить неочевидное с очевидным и пытает- ся добиться этого указанием на бесконечно малую,
незаметную величину отклонения, что соответствует ранее введенному понятию «предельной точки».
Доказывая отклонение атома, Лукреций предлага- ет чисто логическое доказательство (от противного). Прямых физических фактов он и не смог бы найти, для этого, наверное, надо быть физиком XX в. Первое его обоснование отклонения имеет общефизический (в ан- тичном смысле слова) характер: «Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы падать, / Не отклоня- ясь ничуть на пути в пустоте необъятной, / То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не рождалось, / И ни- чего никогда породить не могла бы природа». Это не столько доказательство, сколько просто введение откло- нения как постулата, необходимого для построения эпикурейской физики: если все рождается из столкно- вений атомов, то нужно допустить отклонение, иначе не будет и столкновения.
Второе рассуждение Лукреция, должное показать реальность отклонения, относится уже к сфере антро- пологической (или биологической и психологической): «... коль не могут путем отклонения первоначала / выз- вать движений иных, разрушающих рока законы... / Как у созданий живых на земле не подвластная року, / Как и откуда, скажи, появилась свободная воля...» Откло- нение здесь введено как основание существования свободной воли человека (психического факта).
Итак, постулат об отклонении имеет следующее назначение: 1) выйти за пределы жесткой детермина- ции (необходимости) движения атома под действием силы тяжести; 2) противостоять року в жизни людей и обосновать их право на свободу выбора.
Как по отношению к античности, так и по отноше- нию к нашему времени принцип отклонения означал разрыв с традиционными детерминистскими представ- лениями о движении (точнее, изменении движения) тела под воздействием внешней причины. Атом же отклоняется самопроизвольно (спонтанно) вследствие какого-то (неназываемого) импульса. Отклонение ато- ма можно, наверное, сравнить с радиоактивностью, излучением электрона, мутациями в организме и т. п. Кроме того, мы не в состоянии точно указать, как пи- шет Лукреций, где, в каком месте и когда, в какое время
именно атом отклоняется, а также сказать, какой атом отклоняется, а какой нет (на этот момент обращает вни- мание Цицерон). Поэтому историки философии и на- уки зачастую видят в концепции отклонения атома прообраз вероятностных представлений о процессах, протекающих в глубинах материи, и законах природы, которая законопослушна, но не точна и представляет собой вероятностный мир неустранимых неопределен- ностей, в котором нет однозначного хода событий.
Из рассказа о «сущности и свойствах / Мира на- чал основных» важно подчеркнуть положение о их раз- нородности по фигурам (правда, не беспредельной), так как Лукреций делает это обстоятельство принципом природы: быть разнообразной, творить различное. Например, элементы масла «крючковатей», чем вина, которое легко течет (менее вязкое). Как у всех атоми- стов, у Лукреция начальные тела лишены цвета, звуча- ния, запаха, вкуса, тепла, холода и прочих осязаемых качеств (мягкости, гибкости и т. п.), лишены далее спо- собности ощущения, жизни и вообще всех тех беско- нечно разнообразных качеств, которые присущи телам неживой и живой природы. Он лишает атомы этих свойств на том основании, что они изменчивы, а это противоречит тезису о вечности атомов. Ведь изменчи- вость — дорога к гибели, исчезновению. Есть и другие доводы против наделения атомов качествами — оно ве- дет в бесконечность, лишает теорию основания: «Ибо ведь, если вполне они во всем смертным подобны, / Значит, и сами должны состоять из других элементов, / Эти — опять из других, и конца ты нигде не поло- жишь». Иногда доводы Лукреция имеют характер ка- рикатуры, что позволяет ему обостренно поставить вопрос о недопустимости приписывать атомам свой- ства живых средств:«Верно, способны они заливаться и хохотом звонким, / И орошать и лицо и щеки обиль- но слезами».
Положение о бескачественности атомов ставит Лукреция перед необходимостью объяснить, как ли- шенное свойства его производит. Объясняет он так: неживые и бесчувственные начала рождают живое и чувствующее посредством движения, перемены поло- жения, сочетания и разъединения подобно тому как
одними и теми же буквами мы обозначаем разные предметы (составляем разные слова). Правда, далеко не все благополучно с современной точки зрения при конкретном объяснении того, как «можно началам / Чувства лишенным, рождать существа, одаренные чув- ством». Вот во что превращается такой способ объяс- нения в рассказе о зарождении червей. Дрова и земля сами по себе непосредственно червей не рождают, «но коль скоро загнили они... / То производят червей», потому что их (дров и земли) тельца при этом измени- ли прежний порядок и сошлись, по-новому.
Завершив повествование о «сущности и свойствах Мира начал основных», Лукреций объявляет новую тему: «Природа Духа, а также души». Какие вопросы здесь являются главными? Какие проблемы заслужи- вают внимания? Во-первых, надо разобраться в тер- минологии Лукреция. Дух мы умом называем, пишет он. В нем «пребывают... сознанье живое и разум». Из описанья души следует, что это и жизненные силы человека (жизнь), и периферическая нервная систе- ма (способность ощущения), и что-то вроде вегетатив- ной нервной системы. Душа рассеяна всюду по телу; находится в сухожилиях, жилах и мясе. Реакции (чув- ствования) души в теле описываются так: «Пот выс- тупает на нем, бледнеет вся кожа, немеет / Оцепене- лый язык».
Во-вторых, следует выделить положение о телесной природе духа и души. Их телесность обнаруживается в том, что они движут телом и страдают вместе с ним. Субстратом духа и души являются мелкие семена, глад- кие и круглые. Сама телесная природа духа и души тройственна: тонкое дуновение, жар (тепло) и воздух. К ним добавляется «четвертая некая сущность»: «ни- какого ей нету названья». Из этой сущности возника- ют движения чувства и пробуждается мысль. Она яв- ляется душою души. О ней говорится также как об эмоции или мысли и их физиологическом выражении (или проявлении): «Дух развивает тепло, когда, распа- лившися гневом, / Вдруг закипит, и глаза засверкают неистовой страстью».
Третья значительная мировоззренческая пробле- ма — вопрос о смертности духа и души — решается
Лукрецием бескомпромиссно материалистически: «Дух, так и легкие души / Всяких созданий, живых и рож- даются, и умирают». При этом он исходит из един- ства души и тела, которое диктует разложение души при старении и гибели тела, а также и невозможность ее существования вне тела. Различными способами старается Лукреций доказать конечность души. При- знание ее вечности противоречит нашему внутренне- му опыту. Если душа бессмертна и поселяется в нас при рождении, то почему мы не помним о жизни про- шедшей, спрашивает он. Есть у Лукреция и непремен- ное для эпикурейцев стремление избавить человека от страха смерти, чего он думает добиться, указывая на то, что все страхи и мучения загробной жизни, ко- торыми пугают людей, уже имеют место в нашей жизни.
От рассмотрения духа и души Лукреций перехо- дит к рассмотрению вопросов познания. Начинает он с рассказа об ощущениях, а именно зрительных. Уже на их примере можно показать общий механизм ощу- щения. Причиною зрения служат образы вещей, кото- рые он обозначает словом «призрак»: «Тонкой подобно плеве, от поверхности тел отделяясь, / В воздухе реют они, летая во всех направленьях». Еще Лукреций на- зывает их «корой», «ибо и форму, и вид хранят отра- жения эти / Тел, из которых они выделяясь, блуждают повсюду». Само ощущение появляется тогда, когда образы (тельца), отлетающие от предметов, ударяют органы чувств, воздействуют надушу. Важно подчер- кнуть, что именно в душе рождаются ощущения, а не в духе. По глазам ударяют «окраска и форма пред- метов». Также истекают запахи, холод от рек, зной от солнца, благодаря чему мы всегда можем видеть, обонять, слышать и осязать. Звук или голос, напри- мер, проникнув в уши, своим телом затрагивает наше чувство.
Теперь перейдем к представлениям духа (ума), как и предлагает сам Лукреций. Они возникают подобно зрительным ощущениям и в некоторой части совпада- ют с последним. Лукреций прямо говорит, что «есть сходство меж тем, что мы видим умом и глазами» и что «причины того и другого должны быть подобны». На-
пример, когда с помощью призрака мы видим льва, пишет он, тогда и ум приходит в движение также под действием призрака льва. Однако ум способен воспри- нимать и такие призраки, которые недоступны глазам. Ум видит все, что различают и глаза, «но еще он и более тонкое видит», замечает Лукреций. Ум движется «тон- кими призраками разных вещей»; «их ткань по строе- нью значительно тоньше / Образов, бьющих в глаза и у нас вызывающих зренье». Они и есть «то, что при- ходит на ум», причем минуя органы зрения: «Нам в тело они проникая чрез поры, тревожат / Тонкую сущность души и приводят в движение чувство». Что же это за тонкие призраки, рождающие представления ума по- мимо зрительных ощущений? Это образы Кентавра, Скиллы, Кербера, которые возникают из сочетаний призраков, отделяющихся от различных вещей, а так- же образы ранее умерших людей. Примеры Лукреция показывают, что представления ума, о которых он го- ворит, являются собственно образами памяти и вооб- ражения (фантазии).
Лукреций четко распределяет роли между чувства- ми и разумом в процессе познания. Органы чувств просто фиксируют факты (что есть, что воспринято), а разум объясняет их. Чувства как непосредственное знание вещей и явлений никогда не ошибаются. Они дают нам истинное знание: «Не допускаем при том мы, чтобы глаз хоть слегка ошибался». Согласно Лукрецию, чувства сами собой убеждают нас в своей истинности. Но чтобы тезис о безоговорочном доверии ощущениям не вызывал возражений у читателя, ему пришлось об- ратиться к тому, что называется обманом чувств, види- мостью и кажимостью. Он приводит разные примеры обмана чувств, кажимости: «Кажется нам, что корабль, на котором плывем мы, недвижим. / Тот же, который, стоит причаленный, — мимо проходит». К числу этих примеров относятся и сновидения (спящему кажется, что он идет).
По мнению Лукреция, никакой обман чувств не может служить причиной недоверия им и поколебать веру в их истинность. Почему же он так уверен в ощущениях? Потому что органы чувств в этом обмане не повинны. Он порождается некоторыми объектив-
ными условиями, обстоятельствами восприятия, в ко- торых должен разобраться разум и объяснить возник- новение этих обманчивых видений. Таким образом, чувства реабилитируются, с них снимается обвинение в ложности. Сначала самый простой пример разумно- го объяснения чувственной кажимости: «А морякам на морях представляется, будто бы солнце / Утром восхо- дит из волн и в волнах, заходя, потухает, / Ибо они ничего, кроме моря и неба, не видят». Сложнее объяс- нение того, почему «квадратные города башни... круг- лыми кажутся часто». Это вызывается двумя обстоя- тельствами: 1) «всякий угол вдали представляется нам притупленным»; 2) угол совсем незаметен, толчок от него не доходит до глаза, так как его ослабляют частые препятствия при толстом слое воздуха, через который мчатся призраки.
Если же разум не в состоянии истолковать кажу- щееся органам чувств или же некритически прини- мает видимость за действительность, то это уже его вина, а не чувств. Лукреций возлагает прямую ответ- ственность за ложные видения на разум прежде все- го в случае сновидений, а затем при восприятии таких призраков, которые не отражают реальности (кентав- ра и т. п.). Впрочем, он высказывает это довольно не- внятно и скороговоркой.
Лукреций считает, что, объявляя чувства ложны- ми, мы делаем невозможными ни познание, ни даже саму жизнь. Так что ни при каких условиях нельзя под- вергать сомнению достоверность чувств. С такой по- зицией Лукреция едва ли можно полностью согла- ситься, так как она ведет к ошибочным воззрениям, проистекающим из отождествления чувственных об- разов с самой действительностью. Ограниченность его сенсуализма хорошо видна в отстаивании эпику- рейского представления о величине солнца: «Солнце нам видно с земли в его настоящих размерах». То же самое говорится и в отношении луны.
На этом завершается собственно философская, онтогносеологическая часть поэмы Лукреция. Часть 5- й книги и вся 6-я книга посвящены натурфилософс- ким темам и проблемам. Кроме того, как уже упомина- лось, 5-я книга содержала историко-социологическое
учение. Натурфилософия Лукреция в большей мере относится к истории науки, чем к истории философии, поэтому скажем о ней предельно кратко. Природа не божественна и не вечна. Она смертна, а следователь- но, рождена. Море, земля и небо — всё не вечно. В космогонии Лукреция нет места ни телеологичес- кому, ни религиозному подходу. Мир существует не ради нас и не создан божественной волей. Аргумен- тами при доказательстве «новизны» (невечности) мира (земли, воды, воздуха и т. д.) являются изменчи- вость всего, а также история людей и развитие циви- лизации.
Большое внимание уделяет Лукреций эпикурей- ской метеорологии, объясняющей законы небесных явлений (грома, молнии, смерчей, дождя и т.п.). И опять он отказывается признать в качестве их при- чины божье веление; отказывается от их мифологи- ческих толкований (например, молнии как Юпитера). При разъяснении метеоров он придерживается ме- тодологии Эпикура, включающей в себя многопри- чинное объяснение, аналогию (например, молния и искра из камней), поиски естественного основания; физико-механические истолкования явлений и гипо- тезы.
Космогонический процесс перерастает в процесс возникновения живого — животных и человека, кото- рые являются «порождением» земли. При этом имеет место простая очередность появления форм живого, а не их эволюция. Картина образования космоса завер- шается изображением развития культурного человече- ства. Таким образом, Лукреций выступает представи- телем той философской традиции, согласно которой на человека и цивилизацию надо смотреть исторически, видеть в них итог некоторого развития. В его поэме дано наиболее развернутое изложение античной картины прогресса человечества.
Как следует из ранее сказанного, концепция про- гресса общества взаимосвязана с учением о возник- новении космоса. Появление человека есть заверше- ние процесса образования мира (человек — terrigena). Развитие же культуры служит, в свою очередь, дока- зательством того, что мир возник сравнительно недав-
но (recens natura myndi). Первые люди наделяются ра- зумом, способностью учиться и приобретать опыт, но лишены членораздельной речи. Сначала они вели животный образ жизни. Определяя жизнь more fera- rum, Лукреций сравнивает ее с довольно высоким уровнем культуры, достигнутым греко-римским ми- ром. Сравнение человека с животным подводит чита- теля Лукреция к пониманию глубинного источника прогресса — противоречия между сущностью.чело- века, его потребностями и звероподобным образом жизни первых людей, которое является выражением более общего противоречия между человеком и при- родой. Ведь животное довольствуется тем, что дает природа, и не нуждается ни в погремушках, ни в одеж- де и оружии, как пишет поэт, а человек нуждается. Его потребности есть своего рода сверхприродные потребности. Осознание противоречия между сущно- стью человека и животным образом жизни (природой) и его разрешения выражается в понятиях usus и utili- tas, которые обозначают удовлетворение нужд чело- века и достижение им определенной пользы. Таким образом, в изменении условий существования, в пе- реходе от животного образа жизни к человеческому и совершается прогресс.
Аналитическое описание нарисованной Лукреци- ем картины прогресса позволяет выделить следующие стадии социального развития: 1) первоначальные хозяй- ственно-бытовые, социально-нравственные и антропо- логические изменения (открыт огонь, возникла семья, появилась речь); 2) зарождение социально-экономичес- кого и политического неравенства (богатство и власть), которое привело к дестабилизации общественной жиз- ни; 3) завершение формирования политической струк- туры общества (установление выбора должностных лиц, права и законов). Создание социально-политической организации общества сопровождалось дальнейшими достижениями в сфере материальной и духовной куль- туры. Источником всех изобретений и открытий Лук- реций считает разум человека, опирающийся на при- роду. В целом в процессе развития человека менялись его физические и нравственные характеристики, про- исходило изменение его ценностных ориентации.
Общественное развитие Лукреций понимает и изображает весьма диалектично. Человеку постоянно приходится сталкиваться с разнообразными противо- речиями. Вот наиболее значительные из них: 1) проти- воречие между человеком и природой, но уже не в смысле недостаточности для человека данного приро- дой, а в смысле неблагоприятности природных усло- вий существования и даже какого-то подобия экологи- ческого кризиса; 2) противоречие между личностью и обществом, которое выражается в том, что развитие ци- вилизации создает условия, благоприятные для суще- ствования людей, и, одновременно, порождает такие силы, которые несут людям немалые беды (войны, суеверия и др.).
Историко-социологическая концепция Лукреция не вполне совпадает с его общими эпикурейскими установками. Противоречия между человеком и при- родой, противоречивость общественной жизни не по- зволяют ему изображать жизнь людей с позиций без- мятежности, на которых стояли эпикурейцы. Римский поэт-философ лишен спокойствия. Он негодует против людских страданий. Его мироощущение антиномично.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление