Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Древнего мира и средних веков




NB

Средневековая философия Западной Европы складыва-
лась как подспорье для теологии, как средство выраже-
ния христианского мировоззрения, поэтому ее сквозной
проблемой стало выяснение вопроса о соотношении фи-
лософии и богословия, знания и веры. Его решение, пред-
ложенное Августином (Ув.), открыло направление фиде-
истской, иррационалистической гносеологии, которое


считало, что без веры невозможно никакое богопозна-
ние, и ставило, таким образом, веру выше разума. Сто-
ронником такого подхода был также Ансельм Кентербе-
рийский (XI в.).

Иное понимание вопроса было у Абеляра (ХПв.), который
выдвинул тезис о том, что вера следует за знанием, то есть
поставил разум выше веры. С его именем связано направ-
ление теологического рационализма, которое использо-
вало диалектику (логику) для прояснения положений Свя-
щенного писания и взглядов отцов церкви.

Борьба между противниками и сторонниками использо-
вания философии (диалектики) в делах вероучения при-
вела впоследствии к выработке компромиссного мнения
о возможности согласования веры и разума. Такое реше-
ние вопроса предложил Фома Аквинский (XIII в.). Он
стал рассматривать теологию и философию, веру и зна-
ние в качестве двух (хотя и неравноценных) путей к по-
знанию Бога, исходящих, с одной стороны, из Боже-
ственной благодати и откровения, а с другой стороны, из
естественного света разума. Это согласование веры и
разума стало классическим в западно-христианской фи-
лософии, в томизме и затем неотомизме. У самого Фомы
допущение философии в теологию выразилось в том,
что он, опираясь на аристотелизм, создал учение, в кото-
ром религиозные представления получили абстрактно-
понятийное, категориальное выражение и логическое
доказательство.

Среди собственно философских вопросов большое мес-
то заняло обсуждение сущности и существования уни-
версалий (родов и видов, общего), в ходе которого (на
протяжении всего Средневековья) обнаруживали себя
различные онтологические и логико-гносеологические
моменты. Многочисленные варианты решения пробле-
мы универсалий сводятся к двум принципиально проти-
воположным позициям: к реализму (универсалии — это
особые вещи, субстанции) и номинализму (универса-
лии — это имена или понятия), которые выражали соот-
ветственно точки зрения, близкие платонизму, идеализ-
му и рационализму, и аристотелизму, материализму и
эмпиризму.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Источники

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 1 —2.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях зна-
менитых философов. М., 1979; 1986.

Древнеиндийская философия. М., 1972.
Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972; 1994.
Древнеримская философия. М., 1999.
Материалисты Древней Греции. М., 1955.
Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс.

Избранные тексты. М., 1997.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1.

Хрестоматия по эллинистическо-римской философии.
Свердловск, 1987.

Пособия ________________

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976; 1998; 1999.
Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

История философии: Запад — Россия — Восток. М.,

1996. Кн. 1.
Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М.,

1997.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от исто-
ков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1—2.
Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.
Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., 1999.
Шохин В. К. Первые философы Индии. М., 1997.


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ_________3

Глава I. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

В ИНДИИ______________________________5

§ 1. Мировоззрение упанишад............................................. 5

§ 2. Философские школы. Учение локаята (чарвака)..... 11

Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ___17

§ 1. Мировоззрение «классических книг».................... 17

§ 2. Традиционные философские школы.

Конфуцианство................................................................. 22

§ 3. Учение даосов................................................................... 27

§ 4. Воззрения Ван Чуна....................................................... 32

Глава III. РАННЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИОНИЙСКИХ

И ИТАЛИЙСКИХ ПОЛИСАХ______45

§ 1. Философские представления в мифах.................. 45

§ 2. Милетские философы - ученые................................ 49

§ 3. Гераклит Эфесский.................................................... 57

§ 4. Философы в Элее........................................................ 65

Глава IV. КЛАССИЧЕСКАЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ_____________________________78

§ 1. Воззрения софистов....................................................... 79

§ 2. Атомистика Демокрита............................................... 101

§ 3. Идеализм Платона......................................................... ИЗ

§ 4. Философия Аристотеля............................................... 128

ГЛАВА V. ЭЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ_____148

§ 1. Учение Эпикура............................................................. 149

§ 2. Древняя Стоя................................................................ 162


§ 3. Философия Римской эпохи.

Усвоение греческой философии в Риме............. 172

§ 4. Эпикуреизм в Риме: Лукреций Кар..................... 183

§ 5. Философские воззрения Цицерона....................... 196

§ 6. Римский стоицизм: Сенека....................................... 212

§ 7. Учение Эпиктета............................................................ 224

§ 8. Мировоззрение Марка Аврелия............................. 237

§ 9. Неоплатонизм................................................................. 246

РАЗДЕЛ II. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ_____257

ГЛАВА I. ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ _259

§ 1. Никейский собор и его место в истории

христианской философии.......................................... 259

§ 2. Предхристианский платонизм и христианский

неоплатонизм.................................................................. 270

§ 3. Философия в Византии............................................... 274

ГЛАВА II. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ IХ-ХIIВВ._286

§ 1. Становление мусульманской философии........... 286

§ 2. Арабский аристотелизм.............................................. 288

ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ_____________________________________306

§ 1. Предыстория средневековой европейской

философии. Аврелий Августин............................... 306

§ 2. Раннесредневековая европейская философия.

Начало споров о диалектике и универсалиях... 316

§ 3. Продолжение споров о диалектике и

универсалиях в XII в. Петр Абеляр...................... 323

§ 4. Философия XIII в. Фома Аквинский..................... 330

Литература для дальнейшего изучения......................... 345


Списоктетрадей: • «Я н мое тело»; •«Как не попасть в непри- ятную историю "страш- ные, но полезные исто- рии для девочек и мальчиков"»; • «Я не позволю себя оби- жать»; •«Как не попасть в непри- ятную историю {психо- логические ловушки для девочек)»; •«Как не попасть в непри- ятную историю (психо- логические ловушки дан мальчиков)»; •«Я не позволю себя оби- жать»; • «Развод родителей: где Я?»; •«Учимся владеть собой»; • «Ты и.таиь на свидание. Тетрадь для мальчи- ков»; • «Ты идешь на свидание. Тетрадь для девочек»: •«Почему ребята берут чу- жое»; • «Предотвращение само- убийства»; •«Похожие и непохожие. Отношение к детям с ограниченными особен- ностями»; •«Люди с трудным харак- тером»; • «Как помочь себе и дру- гу выйти из кризиса».

По вопросом приобретения книги просим обращаться в 000 «Тракста»: 111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4 Тел.: (095) 176 9338; 305 6092; факс: 305 6088 E-mail: [email protected]

Учебное пособие

Витольд Титович Звиревич

Компьютерная верстка:

A.C. Щукин

Корректор:

Л.И. Шарибджанова

Литературно-издательское агентство

«Академический Проект»

Изд. лиц. № 04050 от 20. 02. 01.

111399, Москва, ул. Мартеновская, 3, стр. 4

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Департамента государственного

эпидемиологического надзора
№ 77.99.04.953.П.002217.08.01 от 24.08.2001 г.

Издательство «Деловая книга»

Изд. лиц. № 04050 от 20.02.01

620219, Екатеринбург, ул. Тургенева, 13, к. 4

По вопросам приобретения книги просим обращаться

в ЗАО «Трикста»:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.