Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения и первые элементы медицинского права в древности




Нормативные акты к теме

Основные термины и понятия

 

Медицинские правоотношения; объект медицинских правоотношений; субъекты медицинских правоотношений; правосубъектность участника медицинских правоотношений; состав медицинских правоотношений; содержание медицинских правоотношений;юридический факт в сфере оказания медицинской помощи.

1..Конституція України: Прийнята на п’ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – №30. – Ст.141

2..Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. //Офіційний вісник України. – 2003. – №11. – Ст. 461.

3..Основы законодавства Украины о здравоохранении: Основы законодательства от 19 ноября 1992 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1993. – №4. – Ст. 19.

Литература к теме

1..Малеин Н.С., Малеина М.Н. Закон и охрана здоровья граждан. М., 1986. – 184 с.

2..Скакун О. Теорія держави і права: Підручник / Пер. з рос. – Х.: Консум, 2001. – 656 с.

3..Медичне право України: Збірник нормативно - правових актів / Упоряд. і наук. ред. Н.Б.Болотіна. – К.: Видавничий дім «Ін Юре», 2001. – 460 с.

4..Гурська Т. Право на здоров’я в системі особистих немайнових прав // Підприємництво, господарство і право. – 2002. – №6. – С.38 – 39.

5..Волков В., Дешко Л. Медичне право як галузь права, наука і навчальна дисципліна // Правничий часопис Донецького університету. – 2003. – №2. – C.51 – 56.

6..Стеценко С.Г. Медицинское право: Учебник. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2004. – 572 с.

7..Волков В., Дешко Л. Проблеми цивільно-правового регулювання угод, пов’язаних з наданням платних медичних послуг // Правничий часопис Донецького університету. – 2004. – №1. – С.42 – 48.

8..Дешко Л. Конституционное право на медицинскую помощь: понятие и содержание / Сб. матер. 2-й Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности». – М.: Издат. группа «Юрист», 2004. – С.173 – 176.



ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА

 

Медицинское право в том виде, в котором оно существует сегодня – это итог длительного процесса становления и развития норм, регулирующих отношения врача и пациента, принципов функционирования врачебной корпорации (на более позднем этапе – специализированных медицинских учреждений), которые государство закрепляет и утверждает в праве.

Уже в глубокой древности, на самых ранних этапах становления государственности, представленной первыми цивилизациями, просматриваются зачатки медицинского права, зафиксированные в классических памятниках права. Для этого времени характерны: фрагментарность (частичный характер) правовой регламентации врачебной деятельности, обращенность этой регламентации только к критическим и непоправимым результатам врачевания (например, смерть пациента), отсутствие четких рамок требований к квалификации врача (они преимущественно определялись замкнутым сословием целителей, тем или иным образом ограничивавших численность собственной корпорации и регулировавших приток в свою среду новых членов), нерасчлененность правовой и деонтологической (профессионально-этической) регламентации деятельности целителей.

В одном из древнейших египетских папирусов («папирус Эдвина Смита») содержится четкое указание врачу, чтобы он, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) «Это болезнь, которую я могу вылечить»; 2) «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить»; 3) «Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Соблюдая эти правила, древнеегипетский врачеватель ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил сурово каралось (вплоть до смертной казни).

В древней Месопотамии (Междуречье), у шумер, врачеванием занимались две категории врачей – асу и ашипу. Асу осуществляли лечение практическое, основанное на многовековом эмпирическом опыте, с использованием лекарственных средств, перевязок и т.п. Ашипу были магами-заклинателями. Подобно древнеегипетским коллегам, врачи Месопотамии еще до начала лечения должны были предварительно сообщить предполагаемый прогноз лечения. Клинописные памятники шумер содержат сведения о вознаграждении врачевателю за успешное лечение травм или удачно выполненный «надрез бронзовым ножом».

Законы царя Хаммурапи (царь первой династии, правившей во II тысячелетии до н.э.) отражают целый ряд правовых аспектов деятельности древневавилонских врачевателей. Как правило, речь шла об объеме возможного вознаграждения в случае успешного лечения:

«215. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и спас человека или сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и спас глаз человека, то он [этот врач] должен получить десять сиклей серебра…

221. Если лекарь срастил сломанную кость или же вылечил больной сустав, больной должен заплатить лекарю пять сиклей серебра.

222. Если это сын мушкенума, он должен заплатить три сикля серебра.

223. Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю три сикля серебра».

В приведенном тексте упоминается древняя денежная мера сикль – на один сикль серебра (около 8,4 гр.) в то время можно было купить примерно 300 л. зерна. Таким образом, даже на три сикля можно было содержать семью из нескольких человек в течение года. Словосочетание «сильный надрез» может обозначать как вскрытие нарыва (абсцесса), так и, возможно, какую-то иную серьезную операцию. Хирургическое вмешательство у вавилонян было связано с большим риском – ведь они не обладали такими знаниями об анатомии, как, например, египтяне с их тысячелетним опытом мумифицирования умерших людей и жертвенных животных.

При общей суровости законов Хаммурапи столь высокая плата врачу за лечение была связана с большим риском его профессии из-за обычая талиона (воздаяние равным за равное: око за око, зуб за зуб). В случае неблагоприятного исхода лечения врач подвергался суровому наказанию:

«218. Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку бронзовым ножом и погубил глаз этого человека, то надлежит отрезать [этому врачу] руку».

Передача медицинских знаний осуществлялась в Вавилоне в узком кругу посвященных: «Дай посвященному показать свои секреты магических знаний – посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь, – заставь его поклясться именами Асаллухи (Мардука) и Нинурты... затем покажи ему...».

Древнеиндийские «Законы Ману» (в оригинале - «Манаадхармашастра») формировались на протяжении веков на основе сакрализованных правовых трактатов, особенно интенсивно – в VI-III вв. до н.э., окончательно текст сложился во II в. до н.э. – II в. н.э. Они утверждали врачевание, как дело, приличествующее высшим варнам (кастам). Так, врачевание (cikitsita) считалось занятием, подобающим для амбаштхов – рожденным от представителей высших варн – вайшьев и брахманов [19].

В Древней Греции врач был практически свободен от обязанностей перед государством. Он привлекался к службе государством лишь в случае эпидемий и на время военных походов (с согласия самого врача). Уже в VII в. в ряде греческих городов-государств существовали общинные врачи, для содержания которых (а также приобретения необходимых лекарств) взимался особый налог. Примерно со II в до н.э. в Александрии эти общинные врачи (как до этого – придворные), согласно закону, имели своей обязанностью осуществлять надзор и корректировать деятельность многочисленных частных врачей, которых было довольно много в любом крупном городе того времени[20]. Врачи могли получать вознаграждение за свой труд, но оно не было закреплено за ними законом. Этот добровольный гонорар врачи получали чаще всего в натуральной форме; некоторые врачи, в особенности за лечение высокопоставленных лиц, получали и очень крупные гонорары [21].

В античной медицине основные регламентирующие предписания носили преимущественно этический характер. В течение многих веков т.н. «Клятва Гиппократа» была сводом непререкаемых правил, которым следовали врачи. Великий врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) предписывал, в частности:

- работать на благо пациента;

- не причинять боли;

-.не давать лекарств, способных привести к смерти (а аткже не давать яда);

- не использовать свое положение в корыстных целях;

- не разглашать секретов пациентов и т.п.

«Клятва» вошла в историю как основа врачебных присяг и профессионального кодекса врачебной корпорации. Влияние «Клятвы» прослеживается в трудах врачей средневекового Востока, например, у Ибн-Сины (Авиценны), в «Салернском кодексе здоровья».

Уже древнейшие памятники права Рима содержат в себе определенные санитарно-гигиенические предписания. В законах XII таблиц (ок. 450 г. до н.э.) запрещается погребение и сожжение умерших внутри города. Закон «Lex Regia» запрещал погребение беременных, закон также регулировал попечение душевнобольных. Однако, несмотря на это, вплоть до ІІ в. до н.э. у римлян не было настоящей медицины. Лишь рабы, которых приводили с собой римляне после войн, научили своих господ всевозможным премудростям врачевания того времени. Некоторые рабовладельцы отпускали своих рабов-лекарей на свободу с тем, чтобы они могли с выгодой (в том числе и для бывшего хозяина) продавать свои способности.

Постепенно профессия врача в Древнем Риме приобрела довольно высокий статус – наравне с риторами, учителями, адвокатами и землемерами. Врачи имели значительные права и льготы (например, освобождение от общей воинской повинности). Вехой в древнеримском «медицинском праве» был указ Юлия Цезаря (46 г. до н.э.), дававший всем свободным иностранцам, занимавшимся врачебной практикой в Риме, право римского гражданства и вместе с тем возможности заниматься своей профессией совершенно свободно, подобно всякому римскому гражданину. Цезарь освободил от налогов своего личного врача (бывшего раба) Антония-Музу. Впоследствии эта льгота распространилась на всех врачей. Длительное время проблемой оставалось то, что вне сферы государственно-правового регулирования находилось медицинское образование – оно было исключительно частным делом врачей. Положение изменилось во времена правления Александра Севера. Он отвел для медицинских занятий особые помещения (аудитории), предусмотрев денежное содержание для тех врачей, которые решали посвятить себя педагогике. Медицинское образование впервые признано делом государственного значения[22]. Указом императора предусматривался и необходимый минимум гонорара, который должен был уплачиваться пациентом врачу (до этого выплата вознаграждения была делом доброй воли больного, что ставило врача в определенную зависимость от пациента). Особый закон карал тех римлян, которые подвергли врача какому-то оскорблению (эта норма в особенности защищала должностных врачей, т.е. работавших в казенных учреждениях, библиотеках, школах гладиаторов, цирках и т.п.).

В империи инков существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации охраны здоровья. Например, существовал запрет больным жить в городах, а увечным и больным от рождения – вступать в брак.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.