Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственно-правовой аспект медицинской деятельности




 

Реформирование общественных отношений, социально-экономическое преобразование всех сфер государства требует переосмысления функций, задач, роли и значения системы здравоохранения. Традиционно сложившаяся доктрина в социалистический период хозяйствования о системе охраны здоровья как непроизводственной сфере, более чем, несостоятельна.

Фактическая действительность, изменение многих приоритетов и ряд других обстоятельств подтверждают необходимость и неизбежность концептуальной реструктуризации здравоохранения, освобождения его от иллюзий и утопий. Для решения данных вопросов необходимо использование, прежде всего, правовых механизмов регулирования указанных общественных отношений.

Следует подчеркнуть, что, в настоящее время, законодательство не содержит понятия «медицинская деятельность», вариативность его дефиниций остается дискуссионной и требует дополнительных исследований, изучения, в том числе, и хозяйственных аспектов.

Необходимо констатировать, что медицинская деятельность - обобщающий собирательный термин. Эта деятельность включает в себя аспекты многих отраслей права, и в первую очередь, гражданского и хозяйственного.

Характер взаимоотношений, складывающихся в сфере здравоохранения, предполагает трактовать медицинскую деятельность,как участие субъектов различного организационно-правового статуса в сфере системы здравоохранения с целью оказания услуг, выполнения работ, производства продукции, предоставления медицинской помощи. Разумеется, данные предложения не являются аффирмацией и не носят ассерторический характер.

Здравоохранение – многогранная, сложная социально-экономическая сфера общественных отношений, располагающая денежными, материальными, трудовыми ресурсами. Как любая отрасль производства, она должна быть стабильно эффективной и прибыльной. Анализ практики высокоразвитых стран свидетельствует, что система стратегической стабильности и безопасности государства должна включать такой значимый фактор, как человеческий. Следовательно, здоровье является предпосылкой успешного развития личности, показателем общественного благосостояния, фактором роста общественного производства[63]. Именно поэтому, в сферу здравоохранения требуется интенсивное внедрение новых видов и форм хозяйствования, направленных на процесс восстановления и преумножения государственного потенциала. Значительная роль в данном процессе принадлежит предпринимательству. Предпринимательство - тот сегмент хозяйственных отношений, который изменит ситуацию в отрасли.

Конституция Украины, Законы Украины «О собственности» и «О предпринимательстве», «Основы законодательства Украины о здравоохранении» - те первые нормативные акты, определившие организационно-юридические начала предпринимательской деятельности в системе здравоохранения. Осознавая и ощущая себя составляющей единого хозяйственного комплекса государства, система охраны здоровья, используя различные организационные формы хозяйствования, развивает конкуренцию, укрепляет ведомственный протекционизм, создает режим благоприятствования медицинской деятельности.

Поэтому изменение общественно-экономических отношений, увеличение роли человеческого фактора во всех сферах производства констатирует, что здоровье приобретает особое значение в обеспечении роста производительности труда, а методы его охраны являются факторами повышения эффективности общественного производства, следовательно, здоровье – один из важнейших экономических ресурсов общества, и, совершенно обоснованной является необходимость надлежащей его правовой защиты, с использованием, прежде всего, правовых механизмов.

Медицинская деятельность, ее вклад в народное хозяйство, роль, значение и влияние на экономику государства дает возможность требовать переосмысления отношения к сфере здравоохранения в целом. Здравоохранение, как и система образования, науки в государстве, - основа социально-экономического фундамента, приоритетная часть народно-хозяйственного комплекса, эта триада - производитель и гарант основных ресурсов - здоровья и интеллекта [64].

Анализ практики регулирования медицинской деятельности развитых стран подтверждает ее колоссальный потенциал, неограниченные возможности, как одной из специфических систем хозяйственных отношений.

Перед здравоохранением, так же, как и перед другими отраслями народного хозяйства, стоит задача улучшения использования средств, ресурсов, кадров и повышения эффективности затрат.

Хозяйственно-правовой аспект медицинской деятельности указывает на то, что она, как любая хозяйственная деятельность, связана с производством и реализацией продукции (лекарственных препаратов, детского питания, медицинской аппаратуры, протезных средств, продукции лечебно - производственных и производственных мастерских и подразделений и т.д.), выполнением работ (научно-исследовательских, экспертных, инвестиционно-инновационных), с оказанием услуг различного вида и характера (лечебно-профилактических, консультационных, рекламных, страховых и т.д.).

Реформа хозяйственных отношений обеспечила внедрение рыночных инструментов, и в системе здравоохранения это, прежде всего, касается функционирования различных организационно-правовых форм субъектов медицинской деятельности.

Согласно действующему законодательству, субъекты в сфере здравоохранения могут быть представлены различными формами собственности. Государственной формой собственности - научно-исследовательские институты системы здравоохранения Украины, общегосударственные медицинские центры, больницы; собственностью Автономной Республики Крым - республиканские больницы, диспансеры, санатории, медицинские центры и т.д.; коммунальной собственностью - областные, городские, районные лечебные учреждения, диспансеры, сельские районные и участковые больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты; коллективной формой собственности – медико-санитарные части промышленных предприятий, которые приватизированы путем акционирования; медицинские предприятия, которые были созданы физическими и юридическими лицами в форме хозяйственных обществ; частной формой собственности - медицинские предприятия, созданные физическими лицами за счет собственных средств.

Среди медицинских предприятий негосударственной формы собственности наиболее распространены хозяйственные товарищества: закрытые и открытые акционерные общества. В соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г. в сфере медицинских отношений больше десяти лет функционируют общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные общества с дополнительной ответственностью, полные и коммандитные хозяйственные общества. Необходимо отметить, что, как и в целом, для системы хозяйственных отношений, так и для здравоохранения, в частности, характерны процессы корпоратизации медицинских учреждений. Формирование и организация концернов, корпораций, холдингов способствуют развитию конкуренции, привлечению инвестиционных средств в систему охраны здоровья, к доступности медицинской помощи.

Медицинские предприятия – полноправные субъекты предпринимательского законодательства. Статья 17 Основ законодательства Украины об охране здоровья подтверждает, что государство поддерживает и поощряет индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения.

Разрешение (лицензия) на осуществление такой деятельности выдается в порядке, предусмотренном законодательством. Занятие медицинской и фармацевтической практикой без наличия соответствующей лицензии запрещено.

Лицензионной палатой при Министерстве экономики Украины и Министерства охраны здоровья Украины 22 марта 1996 г. была утверждена «Инструкция о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на право осуществления медицинской практики, проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, условия и правила осуществления этой деятельности и контроля за их соблюдением».

Приказом Лицензионной Палаты и Государственным Комитетом Украины по медицинской и микробиологической промышленности от 16 июля 1996 г. утверждена «Инструкция о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специального разрешения (лицензии) на изготовление и оптовую реализацию медикаментов, условия и правила осуществления этой деятельности, контроль за их соблюдением».

Закон Украины «О лечебных средствах» от 4 апреля 1996г. устанавливает порядок производства, контроль качества и реализацию лечебных средств. Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. утверждены Правила розничной реализации лекарственных средств, где регламентирована деятельность субъектов предпринимательства, занимающихся данным видом торговли.

Приказом Лицензионной Палаты, Министерства охраны здоровья Украины от 11 мая 1999 г. утверждена Инструкция «Об условиях и правилах осуществления предпринимательской деятельности (лицензионные условия) по переработке и сохранению донорской крови и ее компонентов, реализации их и изготовления из них препаратов и контролю за их соблюдением».

Государственный Комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Министерства охраны здоровья утвердил 16 февраля 2001 г. Лицензионные условия выполнения хозяйственной деятельности в медицинской практике (далее Лицензионные условия), которые разработаны в соответствии с Основами законодательства Украины об охране здоровья, Законами Украины «О предпринимательстве», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и другими актами законодательства, определивших лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности в медицинской практике. Деятельность Лицензионных условий распространяется на всех субъектов хозяйствования, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, как юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые проводят хозяйственную деятельность в медицинской практике, а также на физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в данной отрасли.

Лицензионными условиями утверждается, что медицинская практика осуществляется субъектами хозяйствования на основании лицензии на определенный вид медицинской практики с исполнением ими квалификационных, организационных и других специальных требований.

Пункт 12 Лицензионных условий раскрывает содержание понятия термина «медицинская практика» - как деятельность, связанная с комплексом специальных мероприятий, направленных на способствование улучшению здоровья, повышение санитарной культуры, предупреждение заболеваний и инвалидности, на диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями, реабилитацию больных и инвалидов. Данный нормативный акт закрепляет квалификационные специальные и особые требования к субъектам хозяйствования, осуществляющим медицинскую практику. В соответствии со ст.9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» медицинская практика, как вид хозяйственной деятельности, подлежит лицензированию. Поэтому, хозяйственная деятельность согласно п.п.2.1.3 (Лицензионных условий) определенных видов медицинской практики осуществляется субъектами хозяйствования на основании лицензии, выдаваемой Министерством охраны здоровья Украины.

Лицензирование – одно из средств (ст. 12 ХК Украины) государственного регулирования хозяйственной деятельности в системе охраны здоровья, имеющее принципиальное значение как в целом для отрасли, так и для хозяйственного комплекса государства. Необходимость повышения эффективности медицинской сферы хозяйствования, ее совершенствования и преобразования позволит решить многие социальные экономические проблемы общества; это один из составляющих интенсивных факторов экономического роста государства.

Правовая регламентация хозяйственной предпринимательской деятельности системы охраны здоровья - свидетельство серьезных преобразований, создания условий для повышения эффективности использования ресурсов системы охраны здоровья, формирования рыночных институтов хозяйствования в данной сфере отношений. Государство содействует производству и реализации лечебно- медицинской продукции, развитию торговли в этой системе, обеспечивает реализацию программ приоритетного развития медицинской, биологической, фармацевтической промышленности, поощряет предпринимательство и международное сотрудничество, создает систему налоговых, таможенных, ценовых льгот и привилегий.

В отрасли осуществляется поддержка выполнения научных работ, внедрения их результатов. Исследования, проводимые академическими и ведомственными научными учреждениями, высшими учебными медицинскими учреждениями, отдельными научными работниками, могут финансироваться как из государственного бюджета, так из других, не противоречащих законодательству, источников. Медицинская деятельность, являясь элементом комплекса хозяйственной деятельности государства, требует надлежащего правового регулирования, с помощью которого обеспечивается организованность и порядок в управлении экономикой, основанной на рыночных принципах; учитывая особенности, специфику, цели, принципы медицинской деятельности, ее правовая регламентация осуществляется и нормами Хозяйственного Кодекса Украины, регулирующего некоммерческую и коммерческую хозяйственную деятельность, положения которого являются с 1 января 2004 г. правовой основой хозяйствования.

Следует отметить также, что и общие, и специальные нормы хозяйственного права содержат механизмы регулирования качества медицинской деятельности, к ним, прежде всего, следует отнести стандартизацию и сертификацию, используемые при производстве и реализации лекарственных и протезных средств. Основными нормативными актами данной сферы отношений являются: Закон Украины «О лечебных средствах» от 4 апреля 1996 г.; Положение о государственном контроле за качеством и безопасностью незарегестрированной медицинской техники и изделий медицинского назначения при их ввозе на таможенную территорию Украины, утвержденное приказом Национального агенства по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания, лечебных средств и изделий медицинского назначения 30 июня 1999 г.; Правила проведення утилизации и уничтожения некачественных лекарственных средств, утвержденные приказом Министерства охраны здоровья Украины от 8 июля 1996 г. Медицинская деятельность регламентируется также множеством различного вида и характера стандартами и правилами, гарантирующими качество и безопасность продукции, работ и услуг отрасли. Необходимо отметить и рекламную медицинскую деятельность, регулируемую нормативно-правовой базой различного уровня и статуса. Реклама лекарственных средств, методов лечения, субъектов медицинской деятельности, медицинского оборудования и т.д. должна соответствовать требованиям государственного информационного стандарта. Многие специалисты выступают против медицинской рекламы вообще, поскольку она пропагандирует лекарственную зависимость [65].

Хозяйственная деятельность системы здравоохранения - это и значительный сегмент экспортно-импортных операций в сфере внешнеэкономических отношении, связанный с ввозом-вывозом сырья, медицинской продукции, осуществлением научно-исследовательских работ, для выполнения которых установлен особый правовой порядок, регулируемый Законом «О внешнеэкономической деятельности», Таможенным Кодексом Украины, а также Указами Президента Украины, и Постановлениями Правительства, ведомственными нормативно-правовыми актами.

Комитет по вопросам экономики ООН, по результатам экспертных оценок, представил отчет с выводами, что количество бедных в мире сократилось на 50% и это, прежде всего, за счет стран Юго-Восточной Азии. Анализ эффективности таких данных позволил получить Комитету ООН информацию, характеризующую методы достижения таких показателей. Оказывается, столь значительные изменения произошли за счет вложения основных инвестиций в сферу здравоохранения и науки. Следовательно, обеспечение данных отраслей необходимыми финансово-материальными средствами, переориентация государств на одни из перспективных систем общественных отношений позволили изменить социально - экономические условия в странах и, в целом, в мире. Поэтому, это еще одно из доказательств публичности отношений отрасли здравоохранения, значимости и роли отрасли в сфере хозяйствования [66]. Законодательство - эффективный регулятор правоотношений, складывающихся в сфере здравоохранения, первоочередной задачей которого является устранение факторов, сдерживающих развитие рыночных отношений в данной отрасли хозяйствования [67].

Таким образом, основа правовой регламентации медицинской деятельности здравоохранения, как особой сферы хозяйственной деятельности государства, определяет основные виды хозяйственной деятельности: оказание медицинских, экспертных услуг; производство и реализация лечебных средств и средств медицинского назначения; осуществление санитарного контроля и надзора; лицензирование, аккредитация субъектов хозяйствования отрасли; осуществление ВЭД; осуществление рекламной, страховой, научно - исследовательской деятельности, и это не исчерпывающий перечень. Система разбалансированности существующей модели украинского здравоохранения с переходом государства на рыночную экономику, продолжающиеся деструктивные процессы с угрожающими последствиями обусловлены многими объективными причинами. Одной из них является несовершенство нормативно-правовой базы[68]. Поэтому первоочередной задачей отрасли является совершенствование и стандартизация национально-правового механизма, регламентирующего очень важную и сложную систему общественных отношений.

 

Вопросы для самоконтроля

1..Понятие и сущность медицинской помощи.

2..Виды медицинской помощи согласно законодательству.

3..Характеристика и особенности первичной лечебно-профилактической помощи.

4..Специализированная (вторичная) лечебно-профилактическая помощь в Украине.

5..Высокоспециализированная медико-профилактическая помощь.

Практические задания

 

1. Дайте правовую оценку одному из основных принципов здравоохранения в Украине «Многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции».

2. Рассмотрите примеры действия государственных органов, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости населения, дав им правовую оценку.

3. Составьте схему источников медицинской информации в Украине по различным критериям.

4. Составьте схему государственных и общественных институтов, осуществляющих контроль за охраной здоровья детей в детских учреждениях, учебных заведениях, базах производственного обучения.

5. Составьте проект договора на оказание медицинской помощи, предусматривающий способы защиты прав сторон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.