Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема прогресса философии 1 страница




В самой философии существовали полярные позиции при обсуждении этой проблемы.

Одни философы придерживались мнения, что прогресса в философии нет и не может быть. И эта идея отрицания прогресса имеет глубокие основания. Если философия ищет решение предельных оснований, то нахождение ею правильных ответов означало бы конец для философии как таковой.Хотя ряд философов (Кант, Ницше) оставляли за собой право «завершить» этот поиск истинных ответов.

Другие философы, рассматривая философию как социокультурное образование, считали, что, как целое, она имеет свою историю, свое развитие (Гегель). Эти философы подчеркивали, что в философии имеет место эмпирически фиксируемая преемственность идей и более позднее учение есть самое богатое и самое конкретное.

Что же такое прогресс? Прежде всего, это философское понятие. И это понятие, прежде всего, сопоставляется с понятием регресса. О прогрессе можно говорить:

1) имея в виду какие-то конечные системы, объекты. Прогрессом системы можно считать повышение ее стабильности в среде обитания;

2) имея в виду открытость понятия прогресса. То есть, прогресс должен мыслиться бесконечным. А раз так, то прогрессивно развивающейся системе должна быть присуща орогенность, в том смысле, что достигнутая ступень дает возможность для дальнейшего развития;

3) имея в виду аксиологический (оценочный) характер прогресса, как движения к лучшему;

4) имея в виду возможность мыслить прогресс как нечто относительное, то есть улучшение не всего и вообще, а чего-то и в чем-то.

Говоря о прогрессе, мы связываем это понятие также с понятиями изменения и развития. Развитие – предпосылка прогресса. Но развитие может быть двух видов:

а) динамическое развитие целостной системы, которое проходит некие ступени (например, от зародыша до цельного организма и затем до смерти). В этом случае имеет место развертывание заложенных в системе неких потенций.Однако, рассматривая, например, динамику развития человека – ребенок – подросток – зрелый человек – старик – мы можем утверждать, что данная динамика представляет собой прогресс, но не сможем дать оценку, какая ступень в этом развитии выше или лучше;

б) популяционное развитие, которое предполагает развитие некоего множества объектов (например, возникновение жизни на Земле), когда большую роль играют случайности и нельзя точно предсказать, какие виды популяции могут появиться.

Философия есть именно популяционное образование. В ее развитии происходит не только развертывание старых философских школ, но и появление новых философских направлений. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что прогресс философии не заключается в том, что после некоторых учений появляются более лучшие учения. (Может, такие связи и имеют место, но не это главное). Прогресс философии заключается в росте, обогащении этой популяции, в ее утверждении во внешней среде.

Иначе говоря, прогресс философии в том, что прибавляются новые философские учения и входят в общую философскую копилку человечества. Можно сопоставлять эпохи философского развития, но не отдельные учения. Так, вполне правомерно говорить, что в более поздней философии есть проблемы, которые не знала предыдущая философия. Следует учитывать, что по мере развития и общества, и науки расширяется поле дискуссий, появляются новые школы и направления в самой философии. Наконец, очевидным является и продолжающаяся экспансия философии в сферу духовной жизни общества, например, через развитие сферы образования, науки, искусства.

Говоря о прогрессе философии, следует иметь в виду и то обстоятельство, что разные стороны самой философии переживают прогресс по-разному. Если в логике прогресс проявляет себя в обогащении, уточнении, увеличении категориального аппарата, то, например, в мировоззрении нет такого накопительного развития, а идеологии вообще способны возникать и отмирать, сменяя друг друга.

И, наконец, рассматривая историю философии можно выделять определенные этапы ее развития, в зависимости от центральной проблемы, решаемой философией в данный период времени. Так можно выделить:

1. Античную философию, которая носила космоцентрический характер, а центральной проблемой имела проблему соотношения человека и космоса.

2. Средневековую философию, которая носила теоцентрический характер и решала центральную проблему соотношения человека и Бога.

3. Философию нового времени, которая по характеру была антропоцентрической, а в центре главной проблемы стоял сам человек.

4. Философию новейшего времени, которая стала социоцентрической по своему характеру и пытается осмыслить проблему взаимоотношений человека и общества.

Вместе с тем эти предложенные четыре деления нельзя рассматривать в чистом виде или в виде прогресса. При всем их временном различии каждая из философских систем имеет и свою специфику, и взаимосвязь с последующими или предыдущими философскими размышлениями или построениями.

 

1.5 СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Философия – как любое другое сложное образование – может быть структурирована различными способами. Вычленение ее составляющих частей может осуществляться по разным основаниям, исходя из тех познавательных задач и интересов, которые определяют деятельность исследователей.

Многомерность предмета философии, его изменение на протяжении истории обуславливают многообразие подходов к этому феномену и различие вариантов его структурирования. Дифференциация философского знания, его дальнейшее дробление приводят к тому, что некоторые разделы философии со временем становятся самостоятельными дисциплинами, как, например, педагогика, психология, социология. Современная философия – динамичная, гибкая, изменчивая система, элементами или подсистемами которой являются различные философские дисциплины, так или иначе связанные между собой. В настоящее время существует множество схем, попыток упорядочить, систематизировать многообразие философских знаний. Традиционно выделяют следующие разделы, части или области философского знания:

Онтология и (или) метафизика – философское учение о бытии, его принципах и началах. Одна из наиболее древних философских дисциплин. Аристотель считал ее главным разделом философии. Онтология пытается синтезировать целостную картину мира, вскрыть его сущностные причины, глубинные, предельные основания. Метафизика трактуется более широко как учение о сверхчувственной реальности, трансцендентном, ориентированное на постижение скрытой сущности вещей, обнаружение их внутреннего единства и взаимосвязи.

Гносеология или (и) эпистемология – философское учение о познании, рассматривающее особенности процесса познания мира общественным человеком. Гносеология выявляет условия, сущность и границы познания, отношения знания к реальности, а также условия достоверности и истинности познания. В рамках теории познания вычленяется теория науки, как один из видов познавательной деятельности. Здесь анализируются особые познавательные процедуры в науке, способы создания идеализированных объектов, которыми оперирует наука, изучение соотношения эмпирического и теоретического уровней исследования. Иногда комплекс указанных проблем выделяется в специальный раздел знания, который называют философией и методологией науки.

Логика – наука о формах правильного (т.е., связного, последовательного, доказательного) мышления. Иначе говоря, логика есть наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. Задача логики, которую вслед за Кантом обычно называют формальной логикой, исторически сводилась к каталогизации правильных способов рассуждений, позволяющих из истинных суждений-посылок всегда получать истинные суждения-заключения. При этом логические теории не субъективны и не произвольны, а представляют собой глубокое и адекватное отображение посредством символов объективной «логики вещей» на ступени абстрактного мышления.

Значительная специфика двух важнейших сфер бытия – природы и общества, необходимость их философского анализа обуславливает существование натурфилософии и социальной философии.

Натурфилософия (философия природы) стремится объяснить как неживую, так и живую природу во всем многообразии связей и закономерностей ее явлений, проанализировать основные естественнонаучные понятия: субстанция, материя, движение, энергия, сила, время, пространство, жизнь, развитие, прогресс, закон природы и т.д.

Социальная философия (философия общества) – область философского знания, исследующая наиболее общие характеристики общественной жизни, социальные закономерности, их специфику. Иногда разделом социальной философии считают философию истории (историософию), анализирующую сущность, направление, ход истории развития общества и человека, как субъекта исторического процесса. Некоторые исследователи выделяют философию истории в самостоятельный раздел философского знания.

Философская антропология – философское учение о человеке, человеческом бытии, не сводимым только к социальным и биологическим свойствам и качествам. Человек – существо универсальное, его активное отношение к миру обладает значительной спецификой и требует специального философского анализа. Собственно, бытие человека – главная проблема философии, ее основной предмет исследования. Философская антропология стремится показать целостного человека в единстве его телесности, воли, эмоций и разума.

Этика – тесно связанное с философской антропологией учение о нравственности, интеллектуальных предпосылках морального сознания. И. Кант считал этику главным разделом философии, полагая, что познание не может являться основным средством ориентации человека в мире и обеспечения его свободы. Поэтому именно этике должны быть подчинены и онтология и гносеология. Цель этики – выявить фундаментальные основания справедливых действий в совместной жизни людей. Она ставит вопросы о природе добра и зла, о свободе воли человека, его добродетелях и пороках, о счастье, справедливости и общественном благе.

Эстетика – философское учение о прекрасном и формах его появления в искусстве, жизни и природе. Представители немецкого романтизма считали эстетику главной философской дисциплиной, поскольку именно она, по их мнению, способна дать целостное представление о «всеобщем». Истина и добро приходят во взаимное соответствие именно в красоте и через красоту.

Кроме перечисленных разделов философского знания, нередко выделяют в качестве автономных философских дисциплин философию религии, права, политики, искусства и др. Являясь результатом взаимодействия философии с другими формами общественного сознания, они применяют познавательные средства для решения мировоззренческих и методологических проблем соответствующих сфер, областей сознания. Философия же получает возможность продемонстрировать эффективность своих понятий, принципов и методов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что определяет возможности философии в современном мире?

2. Нужна ли философия “обычному человеку”?

3. В чем состоит основное содержание перехода от мифологии к философии?

4. Современна ли философия?

5. В чем состоит специфика рефлексии как метода философии?

6. В чем состоит принципиальная разница в следующих формулировках:

- “проблемы науки” и “наука как проблема”;

- “проблемы религии” и “религия как проблема”;

- “проблемы морали” и “мораль как проблема”? Поясните.

7. Каковы основные принципы и подходы к проблеме периодизации истории философии?

8. Какие области современного философского знания связаны с проблематикой Вашей деятельности?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. История философии: Запад − Россия − Восток. В 4-х кн. − М.: Греко-римский кабинет, 1995-1999.

2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. − Спб: Петрополис, 1994.

3. Рассел Бертран. История западной философии. В 3-х кн. − Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997.

 

 


ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Термин «философия» в наши дни является не только достоянием специальной научной литературы. Он широко вошел в практику периодической печати, средств массовой информации, стал непременным элементом повседневного общения людей. Вместе с тем, очевидно, просматривается неоднозначность в употреблении термина «философия». Но может быть это характерно только для той среды, где нет надобности использовать его в строго научном смысле? Вполне правомерно предположить, что в научной и учебной литературе этот недостаток преодолен.

Однако знакомство с учебниками и учебными пособиями не дает оснований для такого вывода. При определении философии в целом авторы одних учебников акцентируют внимание на том, что философия – это форма общественного сознания; другие – что это «специфическое по своему содержанию и форме мировоззрение; третьи – представляют философию как «мировоззрение и метод познания»; четвертые особо подчеркивают роль философии как науки.

Ортега-и-Гассет отмечает, что если физику и математику заранее известны границы и основные атрибуты их объекта, то философия начинает с поиска своего объекта, с определения предмета своего исследования.

 

2.1 ФИЛОСОФЫ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ

 

Описанная ситуация обостряет интерес к вопросу: чем занимается философия, что является предметом ее исследования?

На первый взгляд, самый простой и легко доступный каждому способ решить этот вопрос состоит в том, чтобы обратиться к авторитету самих философов, к их высказываниям по этому поводу. Действительно, кому другому, кроме самих философов, лучше знать, чем они занимаются, что изучают. Безусловно, что мысли всех философов учесть трудно, да, вероятно, не так уж и необходимо. Попытаемся обратиться к суждениям наиболее авторитетных, оставивших глубокий след в развитии философской мысли.

Античные мыслители, для которых философия была мудростью, отмечали, что она представляет собой высшее знание, отличающееся от знания единичных, преходящих вещей. «Мудрость, − считал Аристотель, занимается первыми причинами и началами». (Аристотель. Соч. В 4-х т., − М., 1975, т. 1., с. 67.) Это – знание непреходящего, сущности или природы самих вещей. Таким образом, задача философии – изучение не отдельных вещей самих по себе, а первоначал, лежащих как в их основе, так и в основе всего мира; изучение того общего, что составляет их сущность, природу. Философия выступает как учение о бытии, о мире, о человеке и человеческом обществе и о познании.

По мнению родоначальника английского материализма Ф. Бэкона «у философии троякий предмет – бог, природа, человек...» (Ф. Бэкон. Соч. В 2-х т. − М., 1971, т. 1., C. 209.) Соответственно этому философия подразделяется им на три учения: учение о божестве, учение о природе, учение о человеке. Бэкон допускает существование одной всеобщей науки, которая была бы «матерью» остальных наук. Эту науку он называет «первой философией» или «мудростью». Задачей ее является показать единство природы.

Другой представитель английского материализма Т. Гоббс считает, что философия – это учение о телах, ибо ничего другого вообще не существует. «Предметом философии, или материей, о которой она трактует, является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении сравнить с другими телами...» (Т. Гоббс. Избранные произведения в двух томах. Т.1. − М., 1964, с. 58.)

Французский философ Р. Декарт, представитель классического рационализма, сравнивал философию с деревом, о чем уже говорилось раньше. Если философия есть дерево, корни и ствол которого составляют ее же части (метафизика и физика), то все остальные науки (медицина, механика, этика) выступают в виде ветвей этого дерева. Метафизика содержит в себе начала познания, в физике «рассматривается, как образован весь мир вообще; затем, особо, какова природа Земли и всех остальных тел, находящихся около Земли....» (Р. Декарт. Начала философии. Избранные произведения. − М., 1950, с. 420-421.). Кроме того, философия занимается изучением живой природы и особенно человека.

И. Кант – родоначальник немецкой классической философии определяет философию в ее высшем значении, как учение о мудрости, как «законодательницу разума», которая призвана ответить на вопросы о том, что человек может знать, что он должен делать, на что он смеет надеяться и что такое сам человек Философия, по Канту, имеет два предмета – природу и свободу, она содержит в себе естественный и нравственный закон и делится на метафизику природы, или теоретического, спекулятивного познания того, что есть, и метафизику нравов, или практического познания того, что должно быть. (См.: Кант И. Сочинения в 6-и томах. − М., 1963-66., т.3.. с. 685-686; т.5., с. 167-168.).

По мнению В. Гегеля, выдающегося представителя немецкой классической философии, философию можно определить как мыслящее рассмотрение предметов, или как своеобразный способ познания посредством понятий. В связи с этим, он отмечает, что «предмет философии не есть некая данность» (Гегель В. Философия религии в 2-х томах. Т.1., − М., 1976, с. 282.), ее задача как раз и состоит в исследовании мыслительных форм понятий, категорий; фиксировать чистые мысли и двигаться в них. «... Философия живет в царстве истины, строит его, и, занимаясь его изучением, мы становимся причастными этому царству... Цель философии состоит в том, чтобы постигнуть идею в ее истинном образе и всеобщности» (Гегель В. Энциклопедия философских наук. Т.1. − М., 1974, с. 83.)

Русский философ, революционер-демократ Д.Н. Писарев считал, что высшая задача философии «состоит в том, чтобы разрешить навсегда неизбежный вопрос о голодных и раздетых людях». Философия должна двигать массы, разбивать дряхлые кумиры, расшатывать устарелые формы гражданской и общественной жизни».

(Писарев Д.И. Избранные философские и общественно-политические статьи. − М., 1949, с. 85.)

Представители неопозитивизма сводят задачи философии к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм делает предметом своего рассмотрения формы языка и пытается осуществить анализ знания через возможности выражения его в языке. Один из ведущих представителей раннего этапа неопозитивизма М. Шлик писал, что предметом философии является не искание истины, а «исследование значения».

Согласно экзистенциалистам, предмет философии – человек, но не как что-то биологическое или социальное, а как «самоозарение» человека, выявление им условий своего существования или «прояснение себя для самого себя». Экзистенциализм видит свою задачу в том, чтобы постигнуть бытие как некую непосредственно нерасчлененную целостность субъекта и объекта, как переживание субъектом своего «бытия в мире».

Философская антропология ставит в центр своих исследований человека, пытаясь через всестороннее изучение человеческого бытия и его специфики, найти ответы на основные философские вопросы.

Сторонники возникшего в XX веке нового философского течения – аксиологии считают, что предметом философских исследований должна быть проблема ценностей.

На наш взгляд, приведенных примеров вполне достаточно, чтобы убедиться, что единого, общего понимания предмета философии у философов нет. Не только философы разных исторических эпох, но и жившие (и живущие) примерно в одно время, по-разному трактовали предмет философии. Несогласие в понимании предмета философии порождало среди философов несогласие и в понимании ее проблематики, задач, ее предназначения. И. Фихте, представитель немецкого идеализма, обращаясь к противникам своей философии (тоже идеалистического направления), писал: «Между вами и мной нет ни одного общего пункта, относительно которого мы могли бы договориться и, исходя из которого, мы могли бы в чем-либо согласиться».

Отсутствие какого бы то ни было единства в понимании предмета философии, ее задач; существование множества различных, нередко взаимоисключающих друг друга философских систем, течений порождало и порождает неверие в способность философии позитивно решать обсуждаемые вопросы. Более того, это порождает и сомнение в необходимости и оправданности философии, приводит часто и к ее отрицанию.

Уже античные скептики утверждали, что философия – «несостоятельное занятие», так как все философы не согласны друг с другом по всем вопросам. А Ж.Ж. Руссо дал весьма красочную характеристику соперничающих философов и философских систем: «Если их послушать, разве нельзя их принять за толпу шарлатанов, что кричат каждый свое на общественной площади: идите ко мне, только я один никогда не ошибаюсь! Один утверждает, что тел вообще нет в природе и что все есть мое представление о них; другой, что нет ни иного вещества, кроме материи, ни иного бога, кроме Вселенной. Этот заявляет, что не существует ни добродетелей, ни пороков, и что добро и зло в области нравственности – это выдумки; тот – что люди суть волки и могут со спокойной совестью пожирать друг друга». (Ж.Ж. Руссо. Трактаты. − М., 1969, с. 27.) Бельгийский философ XX века А. де Валонс верно замечает, что на протяжении всей истории философии ее право на существование почти всегда оставалось под вопросом.

Анализируя высказывания отдельных философов о предмете философии, следует учитывать, что действительно исследуемый ими круг вопросов и проблем не всегда прямо и непосредственно совпадал с тем, что провозглашалось. Так, например, Д. Локк, определяя философию как «истинное познание мира вещей», не ограничивает свою философию изложением ньютоновской картины мира, признанием корпускул, атомов, законов небесной и земной механики. Он исследует главнейшие гносеологические проблемы, считая это первоочередной задачей своей философии; рассуждает о благе человеческого рода; занимается решением этических проблем; публикует работы, посвященные вопросам воспитания.

Необходимо учитывать и то обстоятельство, что понимание предмета философии может нести в себе элементы субъективного, такого, что идет от личности философа, его идейной, мировоззренческой позиции, от его понимания роли философии, задач, которые она призвана решать.

Итак, можно утверждать, что наше обращение к высказываниям философов о предмете философии не только не помогло выйти из ситуации, с констатации которой был начат анализ, не только не прояснило ее, но, пожалуй, еще более усложнило. Несомненно, что именно с этим фактом связано утверждение, что у философов нет единого предмета исследования, сколько философов, столько и предметов философии.

Конец двадцатого века, духовная ситуация, сложившаяся в мире к этому времени, сделали актуальной проблему формирования нового образа философии. В философской общественности сложилось понимание определенного кризиса, стагнации имеющейся философии.

 

2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА ФИЛОСОФИИ»

 

В широком смысле образ философии – это сложившееся в обществе понимание ее сущности, места и роли в обществе, отношение к ней и оценка ее, а также ожидания, связанные с ее функционированием. Этот образ состоит из двух слагаемых.

Первая из них – это модель философии, создаваемая самими философами. Это то, что сама философия думает о себе: о своем предмете, характере своего знания, способах его получения, о роли, которую она призвана играть в обществе, о задачах, которые ей предстоит решать. В зависимости от того, какое понимание, какой смысл вкладывался философами при рассмотрении всего выше перечисленного, философия и выступала то в образе «мудрости», то «науки наук» или «первой науки». Философия могла видеть свое предназначение либо в том, чтобы раскрыть первые причины и основания мира (Аристотель), либо в том, чтобы не только объяснить мир, но и изменить его (К. Маркс).

Вторая слагаемая представляет собой восприятие этой модели нефилософским сообществом, преломление ее в массовом сознании. Необычность философских проблем, их дистанцированность от обыденности, высокая степень абстрактности философского знания, специфичность терминологии, сложность языка (порой излишняя и преднамеренная) – все это затрудняло формирование в сознании масс адекватного образа философии. В результате, о философии возникали представления то, как о чем-то сверхсложном и недоступном для обычного интеллекта, то, как о чем-то бессодержательном, схоластическом.

При анализе феномена «образ философии» можно выделить четыре аспекта его исследования, которые в известной мере дополняют друг друга.

1. Образ философии данного мыслителя. Например, философия Аристотеля, философия Декарта, философия Гегеля, философия Бердяева и т.д. В данном случае, образ философии выступает как результат изложения учения конкретного автора, его критического анализа, как истолкование (герменевтика) его текстов. Причем, философское учение одного и того же автора может обретать разные образы, что во многом зависит от мировоззрения, философских пристрастий того, кто занимается исследованием и интерпретацией учения данного философа. Это может зависеть и от изменений в культурной, духовной ситуации общества. (Так, например, образ философии Бердяева выглядит совершенно по-разному в нашем недалеком советском прошлом и сегодня).

2. Образ философии, как образ определенного философского течения: философии жизни, позитивизма, экзистенциализма, феноменологии и т.п. В этом случае тоже трудно найти единую общую оценку, на основе которой можно было бы построить образ философского течения, устраивающий всех. Так, например, образ позитивизма в глазах рационализма будет существенно отличаться от его же образа, сформировавшегося в рамках экзистенциализма.

3. Образ философии какой-то исторической эпохи: античная философия, философия нового времени, классическая немецкая философия, современная философия. Это, конечно, собирательный образ, но он не является простым перечислением или арифметической суммой образов философских учений и течений, существующих в этот период. Целостность такого образа философии обуславливается единством, общностью проблематики, решаемой данными философами, а также общностью времени, которому они принадлежат, и единством, общностью культурного поля, в границах которого они развиваются.

4. Образ философии как социального явления, как феномена культуры, который, несмотря на свое развитие, определенные изменения, приобретение новых черт – остается самим собой. При всем многообразии и разбросе философских школ, течений и учений, у нас есть основания подвести их под один знаменатель, объединить их в границах единой духовной сферы, имя которой – философия. Образ философии как социального явления может проявлять себя в разное время в разных формах и вариантах. Однако в рамках того или иного типа культуры может иметь место некий единый, ведущий, характерный для него, отрефлексированный самой философией и общественным сознанием образ философии. В рамках европейской культуры, например, на протяжении многих веков такую роль играл образ философии, который по сути своей является сциентическим.

 

2.3 СЦИЕНТИЗМ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗА ФИЛОСОФИИ

 

Главная особенность сциентического образа философии, его смысл состоит в переносе на философию характерных признаков, черт науки, в уравнивании философии с наукой, в редуцировании ее к науке. Чтобы при этом не лишить философию ее самостоятельности, суверенности, обычно подчеркивают, что между философией и наукой нет абсолютного тождества. По мнению одних, она превосходит науку (философия – это «наука наук», «первая наука», «наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления»). По мнению других – она не дотягивает до звания науки и является как бы некой «ущербной» формой науки (то у нее нет предмета – эмпирической базы, то в ее познавательном арсенале отсутствует эксперимент, то развитие ее знания идет не так как развитие научного и т.д.).

Причины и истоки формирования сциентического образа философии лежат в далекой истории. Они связаны с условиями и предпосылками становления европейской философии, а конкретно с условиями возникновения античной философии. Ряд исследователей (В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев) обращают внимание на следующие особенности генезиса философии Древней Греции:

а) тесная связь учений античной философии с учениями о природе. Философия еще не существовала отдельно в своем познании природы, от накапливаемых знаний о природе;

б) более высокий уровень предфилософской науки по сравнению с Древним Китаем и Древней Индией;

в) в отсутствии сформировавшегося философского языка (понятийного аппарата), научные представления первых философов о мире определяли и свойственную для них постановку и решение философских вопросов;

г) широко развитая склонность к теоретическому и логическому обоснованию выдвигаемых положений и их доказательству.

Все это не могло не связать прочными узами уже в процессе рождения европейскую философию с научными знаниями, не могло не придать ей характер научности, а ее образу – печать наукообразности. На Древнем Востоке, где уровень предфилософского знания был ниже, чем на Западе, более сильным было влияние традиций. Поэтому здесь философия при своем зарождении не испытала такого воздействия со стороны научных знаний и сциентический образ философии не характерен для культуры Востока.

Печать научности, легшая на образ европейской философии в период ее становления, не только не исчезла в ходе дальнейшего развития, а наоборот, еще больше закрепилась и углубилась. Ее европейская философия с теми или иными коррективами пронесла от Аристотеля и до наших дней. Философия, по выражению Н. Бердяева, мечтала стать научной или наукообразной и желает стать универсальной наукой своего времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.