Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Нового времени. Антропоцентричность Возрождения еще более выражена в философии Нового времени




Антропоцентричность Возрождения еще более выражена в философии Нового времени. Бог все более уходит на дальний план философских размышлений и человеческой жизни. Человек все больше верит в себя, он уже не столько помощник Бога и продолжатель его идей и дел на Земле, сколько сам является творцом мира, в котором живет.

Определяя специфику философии Нового времени, ее направленности и проблематики, следует учитывать ряд обстоятельств:

1. само общество к этому времени достигло того уровня развития, которое начинает проявлять себя через становление новых промышленных отношений в производстве, через осознание новых потребностей со стороны человека;

2. потребность познания природы и использования полученных знаний в интересах человека становится вектором научных поисков и философской рефлексии;

3. стремление понять сущность «познающего субъекта» (человека) выступает необходимой задачей философии как таковой.

Стремительное становление научного знания в этот период, обусловленное не только «любопытством ума» самих ученых, но и проснувшимися потребностями общественного производства (создание машин, оборудования и т.д.), проявляет себя в философии через необходимость осмысления активности человека в его отношениях как с природой (и это пока выглядит предпочтительнее, важнее), так и с себе подобными.

Существенный вклад в создание нового образа человека внес французский философ Рене Декарт. На первый план Декарт выносит сознание человека, его самосознание. Сознание уже не связано с Божественным началом. Мысль понимается как состояние личности. И как субстанция (первоначало). Человеческая мысль сама себя порождает и сама себя обуславливает. Единственным подлинным существованием вещей признается их существование в мысли. Таким образом, сознание – критерий всего существующего и человека в том числе. «Я мыслю, следовательно, существую». Этим тезисом Декарт признает мышление единственным достоверным свидетельством человеческого существования. Мышление рассматривается в качестве специфики человека. Человек – это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души – это сознание.

Если говорить о решительном повороте философии Нового времени к человеческой проблематике, то, прежде всего, это поворот связан с именем Иммануила Канта. Именно он «ввел» человека в философию в качестве центрального познающего субъекта. Все интересы моего разума (и спекулятивные и практические), утверждал Кант, объединяются в следующих трех вопросах:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

Иначе говоря, по Канту следует стремиться познать не характер и свойства конкретных предметов, вещей окружающего человека мира (хотя это, безусловно, важно), а именно свойства познающего субъекта надо рассматривать как главный фактор познания. Тем самым человек в его познавательной деятельности стал главным объектом внимания философии. Именно здесь и был заложен фундамент для философского антропологизма, ставшего ведущим философским направлением ХХ века.

В понимании немецкого философа И.Канта человек также двойственен. Он принадлежит как миру природы, где властвует естественная необходимость, так и миру свободы. Специфика человека определяется его трансцендентальностью (трансцендентальный в переводе с греческого – выходящий за пределы эмпирического, конечного мира) и нравственной свободой поведения. Человек может выбирать, в том числе между добром и злом, в то время как действия животных обусловлены инстинктами.

С появлением учений Декарта и Канта философия признала участность сознания в бытии. Человек живет в том мире, который он помыслил, который он сотворил на уровне своих ощущений, т.е., в том мире, который он создал. И хотя у философов сознание практически выступает «творцом» бытия человека (идеализм), сама постановка проблемы его активности была весьма актуальной и для философии и для нарождающихся научных знаний о человеке.

В послекантовской философии антропологизм получил развитие как в идеалистическом (Фихте, Шеллинг, Гегель), так и в материалистическом (Фейербах, Маркс, Чернышевский) оформлении.

Говоря о человеке в учении Гегеля, следует особо подчеркнуть, что именно в познании, в познавательной деятельности и осуществляется смысл жизни человека и человечества в целом. Разум – специфика человека. Но он дан человеку не случайно. Человек появился в этом мире именно с этой миссией – познания мира и Абсолютной идеи как его первоначала. Познание – главная сфера человеческой деятельности. Для Гегеля человек – носитель общезначимого Духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры. Тем самым Гегель подчеркивает двойственность человеческого существа, которая заключается в его природном и духовном началах.

Весьма значимым для дальнейших судеб философского антропологизма был, конечно, марксизм, особенно ранний, периода т.н. «родовой природы» человека. Новое, что внес К. Маркс в рассмотрение проблемы человека и его сущности может быть резюмировано следующим образом:

Во-первых, дополнение познавательной деятельности человека его общественно-преобразующей, практической деятельностью.

Во-вторых, дополнение природной сущности человека анализом его социальной сущности.

В-третьих, введение в основу понимания человека вектора историчности.

Вместе с тем марксизм, по сути, не вводил в специальное рассмотрение субъектность человека, его уникальность и самодостаточность. Человек социальный затмевал человека индивидуального, человека с личностными особенностями и пристрастиями, хотя, безусловно, все эти характеристики человека присутствовали и раскрывались.

Итак, философия Фейербаха и Маркса делала акцент в образе человека на осуществлении им предметной деятельности, что отличает его от других существ этого мира.

Понимание человеческой сущности как предметной вытекает из учения о генезисе человека. Происхождение человека в этом мире связано с трудовой деятельностью и использованием орудий труда в целеполагающей деятельности.

Данные воззрения основаны на гипотезе Чарльза Дарвина об эволюции природы и о возникновении человека из обезьяны. Сознание возникает в процессе трудовой деятельности и является спецификой человеческого существа. Таким образом, материализм признает двойственность человека, обуславливая сознание человека его природой.

Заслуга классической философии состоит в преодолении «субстанциализации» человека, который трактуется как субъект теоретического и практического разума. Складывается новый дискурс описания человека – личности: не в терминах пространства, времени, причинности, а в терминах трансценденции. Человек начинает рассматриваться как исполнитель разумных, нравственных, эстетических актов. Вместе с тем в классической философии преобладал гносеологический подход к сознанию. Таким образом, достижением философии Нового времени явилось сведение мирового целого к объекту, а человека – к действующему и познающему субъекту; формирование целого слоя предпосылок и установок, задающих картину мира, систему ценностей и ориентаций развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.