Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие. Федеральное агентство по образованию




ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие

ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

Томск − 2005

 

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет систем управления

и радиоэлектроники (ТУСУР)

 

Л.В. Котликова

 

 

 

 

 

 

 

 


Корректор: Миллер С.В.

 

 

Котликова Л.В. Философия: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. − 257 c.

 

В учебном пособии даны рекомендации по выполнению заданий по курсу «Философия», а именно: как самостоятельно проработать рекомендованную по проблемам курса литературу, чтобы подготовиться к выполнению как зачетных, так и экзаменационных тестов. В приложении дан краткий словарь основных философских понятий, трактовка которых иногда достаточно сложна в предлагаемых философских словарях и энциклопедиях.

 

 

Ó Л.В. Котликова, 2005

Ó Томский межвузовский центр

дистанционного образования, 2005

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ КАК ЦЕЛОГО……………………………………………………………………………... 1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ ФИЛОСОФИИ………………………………………….. 1.2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ……………………………………………………… 1.3 МЕСТО ФИЛОСОФИИ СРЕДИ ДРУГИХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………..... 1.4 ПРОБЛЕМА ПРОГРЕССА ФИЛОСОФИИ………………………………….. 1.5 СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ…………… ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ…………………………………………………………………………….......... 2.1 ФИЛОСОФЫ О ПРЕДМЕТЕ ФИЛОСОФИИ………………………………… 2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ ПРОБЛЕМЫ «ОБРАЗА ФИЛОСОФИИ»……………………………………………………………………... 2.3 СЦИЕНТИЗМ КАК ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗА ФИЛОСОФИИ…………………………………………….. 2.4 СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ………………… ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ………………………………………………………………………………….. 3.1 ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПОДХОДЫ В РАССМОТРЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………….. 3.2 ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕМ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………………. 3.3 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА……………………………………........ 3.4 СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ…………………………. ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ, РЕЛИГИОЗНАЯ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА……………………………………………………... 4.1 БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………. 4.2 ОБРАЗЫ БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ………………………….….. 4.3 АНАЛИЗ ФОРМ БЫТИЯ МИРА……………………………………………… ГЛАВА 5. Основные понятия и принципы теории познания…………………………………………………………………………. 5.1 Гносеология и ее проблемы………………………………………….. 5.2 СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА………………………….. 5.3 ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ И ЕЕ КРИТЕРИЯ……………………………………. 5.4 СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ……………………………………. 5.5 ПОНЯТИЕ МЕТОДА, ЕГО СВЯЗЬ С ПРАКТИКОЙ И ТЕОРИЕЙ…………. ГЛАВА 6. ОБЩЕСТВО. МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР, ЦИВИЛИЗАЦИЙ, ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА………………………………………………… 6.1 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………………. 6.2 ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………. 6.3 СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ФОРМ БЫТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ………………………………………………....... ГЛАВА 7. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬУРЫ………………………………………. 7.1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО»……………………………………………………………………….. 7.2 ДИАЛОГ КУЛЬТУР В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ……………… ГЛАВА 8. ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………………... 8.1 ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СВОБОДЫ…………………………………….. 8.2 СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ…………………………………………… 8.3 СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ………………………………………….. ГЛАВА 9. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………. 9.1 СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ: ЧЕЛОВЕК − ТЕХНИКА……………………….. 9.2 ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ………………………………………………… 9.3 РОЛЬ «СМИ» И РЕКЛАМЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………. 9.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА………... ГЛАВА 10. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ…………………………………………………………………………… 10.1 ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………... 10.2 ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА………………………………………………. 10.3 ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА.…………………………….. 10.4 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………………………... 10.5 ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ…………………… КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ……...........                                            

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИЛОСОФИИ КАК ЦЕЛОГО

Вузовская программа обучения всегда включала в себя «Философию» как необходимый, обязательный курс среди других общегуманитарных дисциплин. Вместе с тем для большей части студентов необходимость данного курса отнюдь не была и не является очевидной. Более того, нередким является изначальное отторжение со стороны студента данного курса, как «досадного» приложения к предметам выбранной им специальности. Причины такого отношения могут быть различными, иметь субъективные и объективные основания. Эти причины, наконец, обусловлены и самой ситуацией, сложившейся в XX веке, как в развитии философского знания в целом, так и в изменении вектора развития общественных отношений в нашей стране. Все эти факторы породили соответствующий всплеск и философской рефлексии, которая в философской литературе (и в вузовской практике преподавания) проявила себя в определенном «хаосе» мыслей, излишней торопливости и категоричности, смены позиций, пристрастий и т.д. Предпочтения, отдаваемые философами в XX веке философской антропологии, хотя и кажутся вполне исторически оправданными, тем не менее очень часто способны исказить целостный характер и самой философии и ее проблематики. Отсутствие четкости в понимании в рядах самих философов: что есть сегодня философия (наука? рефлексия? мировоззрение?), каков ее предмет исследования (весь мир как целое, во всех связях и отношениях? отношения человека к миру при определении своего места в нем? внутренний мир самого человека?) – еще более усилили негативное отношение к ней со стороны студентов нефилософских факультетов. Сложившуюся ситуацию нельзя изменить одномоментно. Поэтому, на наш взгляд, вполне обоснованной и правомерной является своеобразная помощь студенту в виде разных (и по структуре, и по материалу, и по философской направленности) учебно-методических пособий, позволяющих скорректировать возникающие трудности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.