КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Дискуссионные вопросы
Дискуссионные вопросы Темы рефератов Темы сообщений План ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема семинарского занятия «Дидактика, ее закономерности и принципы»
1 Понятие “обучение” и структура обучения. 2 Закономерности и принципы обучения. 3 Знания, умения, навыки как основные категории дидактики. 4 Классификация методов обучения. Контрольные вопросы 1 Какие типы взаимоотношений личности и коллектива вы знаете? 2 Каковы основные типы семейных взаимоотношений? 3 Назовите общие методы семейного воспитания. 1 Структура обучающей деятельности педагога. 2 Психология обучения. 3 Приемы рациональной организации умственного труда. 4 Организация самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.
1 Разработка в педагогике основных закономерностей процесса обучения. 2 Современные технические средства обучения и критерии их эффективности. 3 Групповые методы обучения. 1 Какие группы мотивов наиболеедейственны в современной школе? 2 Какие рекомендации по мотивации обучаемых вы могли бы сформулировать? 3 Какова взаимосвязь знаний, умений и навыков? 4 Чем объяснить наличие большого числа положений, претендующих на статус дидактических принципов? БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ
1 Что понимается в педагогике под обучением? 2 Что такое принцип обучения? Что такое правила обучения? 3 Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский? 4 Что такое общепризнанные принципы обучения?Какие принципы входят в систему общепризнанных? 5 Каковы основные факторы, определяющие успешность обучения? 6 Какова структура обучения и ее составные элементы? 7 Охарактеризуйте общепринятую в педагогике классификацию методов обучения. 8 Что означает мотивация учения? Что такое мотивы учения и обучения? Как классифицируются мотивы учения? 9 Что такое активность учения? Как осуществляется активизация учебной деятельности школьников? 10 Раскройте иерархию потребностей. Охарактеризуйте связь интересов и потребностей. Сформулируйте закономерности действия интереса в обучении. 11 Как поддерживать положительное отношение к учебному труду? 12 Что означает стимулирование учения? Какие стимулы учения используются в школе? 13 Какие стимулы учения рекомендует использовать гуманистическая педагогика? 14 В чем сущность принципа сознательности и активности? Приведите несколько правил его реализации. 15 В чем проявляется принцип наглядности? Назовите правила его реализации. 16 Какова роль принципа систематичности и последовательности в обучении? 17 Что собой представляет принцип прочности? 18 Раскройте содержание принципа доступности и приведите примеры его применения. 19 Какова сущность принципа научности? 20 Что выражает принцип связи теории с практикой? Тема 7 Формы и виды обучения Формы обучения – способы совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения дидактических задач. Формы обучения бывают общими и конкретными – урок, домашняя работа, факультативные занятия, курсовые работы, консультации, дополнительные занятия, формы контроля. Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Классификация уроков: 1) уроки-лекции (обычно монолог учителя на заданную тему); 2) лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3) уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы); 4) комбинированные уроки (проводятся по следующей схеме: повторение, освоение нового материала, отработка навыков и умений применения знаний на практике, чаще всего – решение задач по новому материалу, выдача домашнего задания). Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60 – начале 70-х годов. Эти занятия призваны дать более глубокие знания. Экскурсии – форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т. п., что должно способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся. Виды обучения. Традиционное обучение, его содержание и недостатки. На сегодня самым распространенным (особенно в средней школе) является вид обучения знаниям, умениям и навыкам по следующей (традиционной) схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. Традиционный вид обучения обладает целым рядом недостатков, поэтому в настоящее время он постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала, поскольку: · во-первых, увеличение объема научных знаний происходит в геометрической прогрессии и ни один человек не может сохранять их в полном объеме в своей памяти; · во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение учеником необходимых знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний и тем самым приводят к перегрузкам учеников; · в-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечитьих необходимым запасом знаний, несостоятельны в условиях высокодинамичного общества. В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно-креативной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Креативность – способность к творчеству. На решение этой проблемы и направлено развивающее и дистанционное обучение. Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и наих реализацию. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач. Эти задачи должны удовлетворять обязательному требованию – вынуждать обучаемого к овладению новыми навыками, получению новых знаний, к созданию новой схемы решения, нового способа действий. Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, активной жизненной позиции. Основными формами развивающего обучения являются: вовлечение учащегося в различные виды деятельности; использование в преподавании дидактических игр, использование дискуссий, использование методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи, создание проблемных ситуаций. Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов. Система общих методов включает в себя следующие: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (т.е. общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся: 1) монологическом; 2) рассуждающем; 3) диалогическом; 4) эвристическом; 5) исследовательском; 6) методе программированных заданий. Система бинарных методов – информационно-репродуктивный, информационно-эвристический, слушание чтения учебника, упражнения и т.д. Структура бинарных методов обучения:
Дистанционная форма обучения (ДО) – это получение образовательных услуг без посещения вуза, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации (электронная почта, телевидение и Интернет). Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Получив учебные материалы в электронном и (или) печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке земного шара. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время. Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |