Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Дискуссионные вопросы




Дискуссионные вопросы

Темы рефератов

Темы сообщений

План

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Тема семинарского занятия «Дидактика, ее закономерности и принципы»

 

1 Понятие “обучение” и структура обучения.

2 Закономерности и принципы обучения.

3 Знания, умения, навыки как основные категории дидактики.

4 Классификация методов обучения.

Контрольные вопросы

1 Какие типы взаимоотношений личности и коллектива вы знаете?

2 Каковы основные типы семейных взаимоотношений?

3 Назовите общие методы семейного воспитания.

1 Структура обучающей деятельности педагога.

2 Психология обучения.

3 Приемы рациональной организации умственного труда.

4 Организация самостоятельной работы учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками.

 

1 Разработка в педагогике основных закономерностей процесса обучения.

2 Современные технические средства обучения и критерии их эффективности.

3 Групповые методы обучения.

1 Какие группы мотивов наиболеедейственны в современной школе?

2 Какие рекомендации по мотивации обучаемых вы могли бы сформулировать?

3 Какова взаимосвязь знаний, умений и навыков?

4 Чем объяснить наличие большого числа положений, претенду­ющих на статус дидактических принципов?

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

 

1 Что понимается в педагогике под обучением?

2 Что такое принцип обучения? Что такое правила обучения?

3 Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

4 Что такое общепризнанные принципы обучения?Какие принципы входят в систему общепризнанных?

5 Каковы основные факторы, определяющие успешность обучения?

6 Какова структура обучения и ее составные элементы?

7 Охарактеризуйте общепринятую в педагогике классификацию методов обучения.

8 Что означает мотивация учения? Что такое мотивы учения и обучения? Как классифицируются мотивы учения?

9 Что такое активность учения? Как осуществляется активизация учебной деятельности школьников?

10 Раскройте иерархию потребностей. Охарактеризуйте связь интересов и потребностей. Сформулируйте закономерности действия интереса в обуче­нии.

11 Как поддерживать положительное отношение к учебному труду?

12 Что означает стимулирование учения? Какие стимулы учения используются в школе?

13 Какие стимулы учения рекомендует использовать гуманисти­ческая педагогика?

14 В чем сущность принципа сознательности и активности? Приведите несколько правил его реализации.

15 В чем проявляется принцип наглядности? Назовите правила его реализации.

16 Какова роль принципа систематичности и последователь­ности в обучении?

17 Что собой представляет принцип прочности?

18 Раскройте содержание принципа доступности и приведите примеры его применения.

19 Какова сущность принципа научности?

20 Что выражает принцип связи теории с практикой?

Тема 7 Формы и виды обучения

Формы обучения – способы совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения дидактических задач. Формы обучения бывают общими и конкретными – урок, домашняя работа, факультативные занятия, курсовые работы, консультации, дополнительные занятия, формы контроля. Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Классификация уроков: 1) уроки-лекции (обычно монолог учителя на заданную тему); 2) лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3) уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы); 4) комбинированные уроки (проводятся по следующей схеме: повторение, освоение нового материала, отработка навыков и умений применения знаний на практике, чаще все­го – решение задач по новому материалу, выдача домашнего задания).

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60 – начале 70-х годов. Эти занятия призваны дать более глубо­кие знания. Экскурсии – форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа – форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т. п., что должно способство­вать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Виды обучения. Традиционное обучение, его содержание и недостатки. На сегодня самым распространенным (особенно в средней школе) являет­ся вид обучения знаниям, умениям и навыкам по следующей (традицион­ной) схеме: изучение новогозакреплениеконтрольоценка.

Традиционный вид обучения обладает целым рядом недостатков, поэтому в настоящее время он постепенно вытесняется другими видами обучения, так как оп­ределяются другие требования к личности и процессу ее развития в шко­ле.Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятель­ности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала, поскольку:

· во-первых, увеличение объема научных знаний происходит в геометрической прогрессии и ни один человек не может сохранять их в полном объеме в своей памяти;

· во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самосто­ятельное освоение учеником необходимых знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний и тем самым приводят к перегрузкам учеников;

· в-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечитьих необходимым запасом зна­ний, несостоятельны в условиях высокодинамичного общества.

В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно-креативной и пре­одолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Креативность – способность к творчеству.

На решение этой проблемы и направлено развивающее и дистанционное обучение.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенци­альные возможности человека и наих реализацию. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющих­ся предметных задач. Эти задачи должны удовлетворять обязательному требованию – вынуждать обучаемого к овладению новыми навыками, получению новых знаний, к созданию новой схемы решения, нового спо­соба действий. Основная задача педагога в процессе развивающего обучения – организа­ция учебной деятельности ученика, направленной на формирование по­знавательной самостоятельности, развитие и формирование способнос­тей, активной жизненной позиции. Основными формами развивающего обучения являются: вовлечение учащегося в различные виды деятельности; использование в преподавании дидактических игр, использование дискуссий, использование методов обучения, направленных на обогащение творчес­кого воображения, мышления, памяти, речи, создание проблемных ситуаций. Система методов проблемного обучения представляет собой органическое сочетание общих и бинарных методов. Система общих методов включа­ет в себя следующие: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. В целом можно говорить о шести дидактических способах организации про­цесса проблемного обучения (т.е. общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида орга­низации им самостоятельной учебной деятельности учащихся: 1) монологическом; 2) рассуждающем; 3) диалогическом; 4) эвристическом; 5) исследовательском; 6) методе программированных заданий. Система бинарных методов – информационно-репродуктивный, инфор­мационно-эвристический, слушание чтения учебника, упражнения и т.д.

Структура бинарных методов обучения:

Методы преподавания Методы учения
сообщающий исполнительный
объяснительный репродуктивный
инструктивный практический
объяснительно-побуждающий частично-поисковый
побуждающий поисковый

Дистанционная форма обучения (ДО) – это получение образовательных услуг без посещения вуза, с помощью современных информационно-об­разовательных технологий и систем телекоммуникации (электронная по­чта, телевидение и Интернет). Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Дистанционное образование открывает большие возможности для сту­дентов-инвалидов. Современные информационные образовательные тех­нологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболева­ниями опорно-двигательного аппарата. Получив учебные материалы в электронном и (или) печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладе­вать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютер­ном классе в любой точке земного шара. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней глав­ное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отече­ственным и международным базам данных и знаний на любом расстоя­нии и в любое время. Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последо­вательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обу­чение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.