КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Джон Локк (1632 — 1704)
Английский философ-просветитель, основоположник материалистического сенсуализма [34]. Основные произведения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата об управлении государством», «Разумность христианства», «Некоторые мысли о воспитании». Учение об опыте как источнике знаний. Развивая учение о происхождении знания, Локк, отвергая существование врожденных идей Декарта, полагал, что с рождения человеческое сознание представляет собой чистую доску (tabula rasa) или пустое помещение (empty cabinet). Содержание наших знаний мы получаем только из внешнего опыта: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях», а уже на основе заполненного опытом «пустого помещения» сознания возникает внутренний опыт – рефлексия (мысль о мысли), способная порождать идеи, безотносительно к внешнему опыту, так преодолевается дуализм Декарта. Источником ощущений является объективно существующий мир, состоящий из пассивных атомов движимых Богом. В основе же мира, лежит материя-субстанция, сохраняющая устойчивые первичные качества предметов внешнего мира[35]. Проблема истины. Локк следовал классической концепции истины как соответствию знаний их предмету: «соединению или разъединению знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей друг с другом». Истины подразделяются на реальные, когда знаки соответствуют нашим идеям, которые могут существовать в природе («все люди смертны») и на номинальные [36] (словесные), когда объекта не существует в природе, он воображаем («Все кентавры суть живые существа»), но истинность здесь следует из значений терминов. Следовательно не всякое истинное предложение нуждается в проверке, только реальные истины, к которым Локк относил и истины математики, не выявляя ее специфики[37]. О воспитании. Предположение зависимости мыслей и действий человека от того, что записано на его «чистую доску» сознания опытом, Локк в «Некоторых мыслях о воспитании» развивает идею зависимости человека от среды, в которой он воспитывается. Поэтому воспитание должно быть строго индивидуальным, учитывающим естественные склонности и способности и в конечном итоге должно формировать крепкого духом и телом благовоспитанного джентльмена. Дальнейшее развитие этих мыслей продолжили философы-просветители XVIII-XIX вв. Социологические взгляды. Развивая концепцию Т.Гоббса о возникновении государства путем общественного договора, Локк полагал, что в естественном состоянии нет «войны всех против всех», а люди свободны, равны, живут своим трудом, соблюдают естественные законы, а война – это только частный случай. Поэтому Локк, в отличие от Гоббса, придерживался либеральных [38] взглядов на общество, создав учение 1) о разделении властей на законодательную (парламент) власть, исполнительную (включая судебную и военную) и федеративную (внешних сношений: министры и король) и 2) о естественных правах человека, главное из которых – право на собственность – должно быть закреплено в законах. Так Локк обосновал власть народа, ограниченного законом и право на восстание.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |