КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика. Немецкая классическая философияНемецкая классическая философия Вопросы для самопроверки по теме. 1. Дайте краткую характеристику философии эпохи Нового времени. 2. Раскройте суть отличия эмпиризма от рационализма и проследите эволюцию этих направлений. 3. В чем отличие индуктивного метода познания от дедуктивного? 4. Проследите противоположные представления разных авторов о содержании человеческого сознания: теория «идолов», «врожденных идей», «чистой доски». 5. Как по-разному решают проблему субстанции Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Юм? 6. С каким из представлений о природе человека Вы согласны: как злом и эгоистичном, как добром, и злом и добром одновременно? 7. Как по-разному решается проблема природы человека Т. Гоббсом и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локком и Ж. Ламетри, Б. Паскалем и др. С каким из них Вы согласны? 8. Сопоставьте концепции становления общества, возникновения государства в Новое время и в эпоху Античности. Особенности немецкой классической философии. Философия И. Канта: коперникианский переворот в философии, «Критика чистого разума», «Критика практического разума» (категорический императив), «Критика способности суждения». Иоганн Фихте: от критической философии к наукоучению. Фридрих Шеллинг: от наукоучения к философии тождества. Георг Гегель: от философии тождества к философии Абсолюта, логика саморазвития Абсолюта и структура философии: логика, философия природы, философия духа. Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии. Это было предопределено как общеевропейской, так и немецкой социально-политической реальностью (Германия стояла на пороге буржуазно-демократической революции), что не могло не отразиться на ее духовной культуре и философии в частности. Философия смогла глубоко исследовать важнейшие проблемы не только своего времени, но и таких, которые определили будущее развитие европейской философии; совместить в себе почти все основные направления развития философии (от субъективного идеализма до материализм); создать новую (вторую после античности) форму диалектики (теперь уже как целостной системы законов и категорий), открыть десятки новых имен, «золотой фонд» мировой философии. Термин «классическая немецкая философия» был введен в историко-философский оборот Фридрихом Энгельсом в известной работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). К классикам немецкой философии Энгельс отнес Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля (вершина) и Людвига Фейербаха (завершающая фигура). Соглашаясь с мнением Энгельса, следует, тем не менее, указать, что в его работе отсутствует точный критерий выделения классиков немецкой философии. Кроме того, сейчас более чем очевидно, что подлинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основоположников которого был сам Энгельс. Можно предположить, что объединяющим моментом всех перечисленных философов является признание творческой активности разума, его способности создавать искусственную среду обитания человека, материализуясь в различных продуктах человеческой деятельности, творить самого человека.
Кант предположил, что не разум должен рабски копировать вещи, а вещи должны сообразовываться с разумом. Из этого «коперникианского переворота» последовали три знаменитых «Критики» Канта, в которых в деталях были расписаны все следствия нового познавательного отношения между разумом и природой. Фихте исключил понятие вещи в себе из философии Канта как противоречивое и создал монистическую философию, единственным основанием которой стало творческое созидающее Я. Шеллинг не согласился с Фихте и восстановил права природы в философии. В его философии абсолютного тождества сознание и природа образуют неразрывное единство, в котором и природа творит дух и дух (бессознательно) творит природу. Познавательные возможности интуиции Шеллинг ценил выше способностей разума. Гегель критикует Канта за допущение непознаваемой вещи в себе, Фихте за субъективный идеализм, Шеллинга за философию тождества и пренебрежение ролью разума в философии. Гегель создает систему абсолютного идеализма, в которой разум наделен способностью саморазвития (самопознания) сначала в форме логики, затем отчуждения в сферу природы и истории и, наконец, возвращения в исходное состояние. Фейербах обвинил Гегеля в отождествлении Абсолютного духа с христианским Богом и фактическом превращении философии в теологию. Фейербах также доказал, что христианский Бог придуман человеком по аналогии с самим собой из-за страха перед природой. Это открытие побудило его заняться обоснованием новой философии, основанной на любви человека к человеку. Он называл ее антропологическим материализмом, а также религией будущего.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |