Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иоганн Фихте. От критической философии к наукоучению




 

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) трансформировал «критицизм» Канта в абсолютный субъективный идеализм: исключив понятие вещи в себе и создав монистическую философию, исходя из одного познающего сознания: единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я - концепция»), обладающая бесконечной активностью, творчеством.

Основные сочинения Фихте: «О понятии наукоучения или так называемой философии» (1794), «Основы общего наукоучения» (1794). Наукоучение – «наука всех наук» должно обосновать то, что предполагается отдельными науками, определить условия, на которые опираются другие науки.

Человек в философии Канта не свободен, т.к. зависит от власти вещей. Противоречия чистого разума, порождаемые попытками познать вещь в себе, доказывают несвободу человека. Нужна новая философия, обосновывающая полную свободу человека.

«Моя система – это первая система свободы… моя система освобождает от вещей самих по себе». (Из личного письма.)

Философия должна быть основой, фундаментом для всех остальных наук, наукоучением. Философия Канта двойственна. В ней два основоположения – вещь в себе и чистый разум. Фихте отбрасывает вещь в себе (вместе с чувственностью) как противоречивое понятие: вещь в себе – причина ощущений, но сама непознаваема; порождает ощущения, но не имеет с ними ничего общего.

Основоположение наукоучения – основное положение в науке - системность, когда одни положения и идеи выводятся из других. Следовательно, в основе науки должен находиться истинный и самоочевидный принцип. Таковым является мое собственное сознание, мое «Я». Именно с изучения сознания и должна начинаться философия. Существуют разные виды «Я»: 1) - личное, индивидуальное «Я» - полагание;,2) - сознание «Я» множества других людей, в чем-то отличающееся от моего сознания, что мне следует учитывать – отрицание; 3) -Абсолютное «Я», означающее схожесть большинства фундаментальных свойств сознания людей (не смотря на различие в частностях), что следует учитывать всеми субъектами взаимодействия - синтез. Сознание никогда не является завершенным, готовым, заданным, оно постоянно развивается, проходя ряд стадий: от 1) «Я – Я», стадии осознания своей самоопределенности, самотождественности; к 2) «Я» (как субъект)__- «не - Я» (как объект, предмет познания); и к 3) синтез «Я» и «не - Я», синтез, накладывающий взаимные ограничения и детерминанты в рамках целого.

«Я» развивается посредством диалектического саморазвития (создания и разрешения противоречий).

Развитие «Я» через познание необходимости только и делает человека свободным, раздвигая Я и уменьшая границы его «не- Я». Быть свободным – значит сделать себя свободным, увеличивая область «Я» и сокращая область «не – Я» в рамках Абсолюта. Поэтому самой худшей формой жизнедеятельности является отсутствие всякой деятельности, т.е. бездеятельность, ибо она оставляет человека на уровне вещи, на уровне «не – Я». Однако, развивая свою свободу, человек, живя в социуме, вынужден ограничивать ее, признавая право других на их свободу. Так рождается право и государство путем общественного договора. Основу их должно составлять право на труд и собственность.

Особенности наукоучения Фихте, повлиявшие на дальнейшее развитие философии: отстаивание монизма, учение о свободной и продуктивной деятельности сознания, диалектической формы саморазвития, что нашло отражение в концепциях феноменологии, психоанализа и др. течений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.