КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фридрих Шеллинг. От наукоучения к философии тождества
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) сначала следовал принципам наукоучения Фихте; затем дополнил их натурфилософскими соображениями, создав систему «трансцендентального идеализма», рассматривающую философию как историю самосознания, различающуюся эпохами конструирования природы; потом – философию абсолютного тождества материального и идеального и, наконец, философию откровения. Основное произведение – «Система трансцендентального идеализма» (1800). Шеллинг считает, что Фихте не решил проблему обоснования начала философии. Ни сознание, ни природа сами по себе не могут быть таким началом. Если в качестве начала философии выбрать абсолютное сознание, это будет означать приписывание ему такой полноты функций, которая сделает бессмысленной существование другой противоположности – природы. Аналогично, если в качестве начала философии выбрать природу, это будет означать приписывание ей такой полноты функций, которая уничтожит необходимость существования сознания. Необходимо исходить из единства природы и сознания, понимая под ним Абсолют как центр равновесия всех противоположностей, в котором их действия друг против друга нейтрализуются, как точка всеобщего безразличия. Абсолют – это Бог Абсолют – высший принцип всего существующего, в нем нет никаких различий между сознанием и природой. Ни материализм, ни идеализм не представляют полной правды. Подлинная философия – философия абсолютного тождества природы и разума. Между неорганической и органической природой нет резких границ. Вся природа пронизана двойственностью (полярностью) сил, вечно стремящихся к синтезу, или примирению. «Закон полярности есть всеобщий закон мироздания». («О мировой душе».) На каждой ступени развития природы можно найти действие позитивных тенденций и действие контрагентов- негативных тенденций. Эти противоречивые полярные силы действуют везде. Так происходит общее развитие природы. То же и с человеком: в нем действуют как сознательное, так и бессознательное, свобода и необходимость, добро и зло. Природа развивается исторически, ибо она есть непрерывная «продуктивность». «…Природа в качестве бесконечной продуктивности должна, собственно говоря, мыслиться находящейся в процессе бесконечной эволюции»[48]. На определенной ее ступени возникает человек, разум, сознание. Разум способен усмотреть единство противоположностей мира благодаря философам, художникам и поэтам. Однако позже Шеллинг утверждает, что окончательно познать Абсолют с помощью разума невозможно. Единство всех противоположностей открывается только в откровении и интуиции, так Бог открывает себя людям. Таким образом, философия Шеллинга трансформируется в теологию. Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на экзистенциализм, философию жизни (особенно Ницше), русскую философию (Соловьева, Флоренского), философию культуры, философию Гегеля и Маркса.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |