Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джордж Беркли (1685-1753)




Английский религиозный философ, субъективный идеалист. Написал «Трактат о началах человеческого знания», «Опыт новой теории зрения»,«Три разговора между Гиласом и Филонусом» и др.

Беркли исходит из того, что человеку даны лишь отдельные ощущения и восприятия, поэтому всякая вещь для нас – это комплекс ощущений и восприятий, т.е. для вещи быть значит быть нами воспринимаемой. Причем Беркли не разделяет, как Т.Гоббс и Дж.Локк, качества вещей на первичные и вторичные, а сводит все качества к вторичным, т.е. зависимым от субъективности человека. Следовательно, не существует ни «материальной субстанции», ни «пространства», потому что они не даны нам в чувственном восприятии, а ум может образовать только общую идею вещи, а не отвлеченную идею «материи». Поэтому Дж. Беркли выступал против

1) понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел

2) учения Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел

3) учения Локка о происхождении понятий материя и пространство посредством абстрагирования от свойств реальных объектов.

Существует только духовное бытие – это: а) «идеи» (мысли, ощущения) – пассивно воспринимаемые нами субъективные качества, они существуют только в душе, а не являются копиями, подобиями вещей и б) «души» – деятельны и активны. И так как бытие объекта познания целиком зависит от восприятия его субъектом познания (человеком), то такая позиция называется субъективный идеализм, когда субъект (S) нельзя отмыслить от объекта (O), ведущий к солипсизму [39]. Восприятие вещи непрерывно в силу существования множества воспринимающих ее субъектов (людей) или, в конечном счете, любая вещь всегда воспринимается главным Субъектом – Богом, поэтому мир сотворенных им вещей не может исчезнуть. Идеи Беркли оказали влияние, как на дальнейшее развитие субъективного идеализма, так и на формирование эмпириокритицизма – философского направления XIX-XX вв.

Дэвид Юм (1711 – 1776)

Английский философ, идеалист, агностик. В «Трактате о человеческой природе» Д. Юмобосновал радикальный гносеологический скептицизм (агностицизм), а в «Естественной истории религии» – критическое отношение к историческим формам религии.

Исходя из сенсуалистических позиций, Юм считал чувственный опыт единственным источником знаний о действительности, которая понимается как «поток впечатлений». Опыт порождает представление о причинной связи, которая не может быть доказана логически и т.о. не имеет объективного характера. Поэтому признание существования внешних объектов, действующих на наши органы чувств – проблематично, ведь человеческое знание есть составление идей, комбинирование по принципу сходства и ассоциаций (перенос прошлого на будущее, привычки), а в том, что касается причинно-следственных связей нет возможности удостовериться.

Т.о. наш мир – это совокупность наших ощущений, восприятий, а что за их пределами – неизвестно. Основанием для жизненной ориентации является вера, а не теоретическое знание. В силу того, что человеческое «я» – это букет восприятий (перцепций), то нет единого и целостного «я», а значит не доступна и моральная истина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.