Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия эпохи Возрождения. Вопросы для самопроверки по теме




Вопросы для самопроверки по теме.

1) Какова общая характеристика средневековой культуры?

2) Что такое иерархия сущего?

3) Каковы основные периоды средневековой философии?

4) Что такое «высокая схоластика»?

5) Каково отношение веры и знания в средневековой философии?


Общая характеристика эпохи. Отношение к античной культуре. Гуманизм. Наука и философия. Зарождение математического естествознания.

 

В сравнении со средневековьем эпоха Возрождения выглядит куда более понятной и привлекательной для современного человека. Искусство, наука, театр и мода – все эти детали нашей сегодняшней жизни были известны человеку Возрождения и ценимы им. Обычно культура Возрождения связывается с Италией и главным её выражением считается искусство. У всех на слуху имена Рафаэля, Леонардо да Винчи и др. художников, однако Возрождение представляет собой значительно более широкое явление, следы которого мы находим не только в Италии, но и во Франции, Германии, Испании и других европейских странах; кроме того, появление нового искусства есть всего лишь один из целого ряда феноменов, проявившихся в эту эпоху. Все они есть следствие некоего глубинного перелома во внутреннем мире человека, в его взглядах на внешний мир и на самого себя.

Прежде чем перечислить новые веяния, будет правильным вспомнить ту концепцию, которая определяла внутренний мир средневекового человека, а именно представление об иерархии сущего. Средневековье видит всё сущее выстроенным по вертикали бытия и поэтому различает «высшее» сущее и «низшее». Чем ближе к Богу, тем «выше» вещь, и тем она ценнее. Выражаясь схематически, можно сказать, что в эпоху Возрождения эта вертикаль сменяется горизонталью: теперь сущее видится лежащим в одной горизонтальной плоскости, где нет «высшего» и «низшего», при этом Бог мыслится присутствующим в каждой вещи, ибо он – творец мира, и, следовательно, в каждой вещи есть печать его творения. Эта схема поможет нам лучше понять суть тех реформ духовной жизни, которыми характеризуется новая эпоха.

Прежде всего, возрождается интерес к античности, а именно к античному искусству и наукам, отсюда, кстати, и название эпохи – «возрождение». Средневековье отвергало античную культуру, поскольку видело в ней культ земной красоты. Но теперь, когда слово «земное» перестало быть бранным эпитетом, античный человек предстаёт как истинный ценитель и ревнитель прекрасного, как мастер, у которого стоит учиться. Отсюда огромный интерес к древностям, будь то статуи, развалины древних храмов или книги. Образованный человек испытывает пиетет к древним рукописям, он старательно ищет их, приобретает за огромные деньги или, при отсутствии таковых, переписывает от руки. Возникает целая плеяда людей, все интересы которых сосредоточены на античности; таких людей и принято называть первыми гуманистами.

Вообще, гуманизм – важнейшая характеристика этой эпохи. Как мы сказали, первоначально гуманистами называли людей, погружённых в изучение античного наследия. Однако сегодня учёные вкладывают более широкий смысл в понятие гуманизма. Средневековье было равнодушно к истории, земная жизнь человека рассматривалась как кратковременный период, в течении которого он должен подготовиться к истинной жизни с Богом, так что всё происходящее на земле само по себе не имеет значения и важно лишь постольку, поскольку определяет будущее человека уже за пределами земного существования. Но после той трансформации взглядов, о которой мы говорили, земная жизнь человека становится ценным объектом наблюдения, и этот переход часто называют пробуждением интереса к истории и человеку – таков более глубокий смысл гуманизма.

Другим следствием этого пробуждения становится индивидуализм. Современный человек глубоко индивидуален, каждый из нас осознаёт себя как уникальную и неповторимую личность или стремится быть таковой. Но так было не всегда. Человеку средневековья неведомо это чувство во всей его полноте, он видит себя прежде всего членом общества, сословия, корпорации, в общем, собрания. Церковь представляет собой идеальную модель такого собрания, вне церкви прийти к Богу нельзя – таково важнейшее положение христианства.

В эпоху Возрождения впервые появляется иной тип человека. Слова Библии: «Создадим человека по образу нашему и подобию» воспринимаются как свидетельство божественной сущности человека; но Бог есть Творец, следовательно, и каждый человек должен быть творцом, во всяком случае своей судьбы. Те же, кому удаётся творить произведения искусства, становятся подлинными героями своего времени. Художники, скульпторы, архитекторы становятся самыми востребованными людьми и повсюду прославляются. Да и сами они осознают себя чуть ли не полубогами-гениями, которых нельзя мерить общим аршином, – так зарождается известное сегодняшнему человеку представление о людях творческой натуры, которые живут по иным правилам, нежели обычные люди. Всё это вызвало ещё один феномен, неизвестный средневековью. Средневековое общество было строго иерархическим, все люди делились на сословия и переход из одного в другое был практически невозможен. В эпоху Возрождения люди делятся уже по иным стандартам: образованный или невежа, простолюдин. Здесь нет преград, мешающих перебраться из одной группы в другую, и это первые зачатки социального равенства, в котором сегодня живём мы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.