Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая философия. Общая характеристика средневековой культуры




Общая характеристика средневековой культуры. Полемика с античными философами. Иерархия сущего. Этапы средневековой философии: 1.апологетика, 2. патристика, 3. схоластика.

В I в. н. э. на арене мировой истории появляется христианство. Возникнув на окраине римской империи и будучи поначалу небольшой сектой, гонимой государством, христианство расспространяется по всему бассейну Средиземного моря и в IV в. становится официальной религией империи. Это был долгий процесс, сопровождавшийся массовыми гонениями христиан, изданием указов против них, а также попытками представить его в невыгодном свете. Речь шла о конфликте двух культур: античной, перевалившей уже за пик своего развития, и христианством как культурой нарождающейся.

Нас интересует в первую очередь духовный аспект этой борьбы, то есть столкновение идей. Исследование сохранившегося материала позволяет нам выделить основные причины конфликта между двумя лагерями мыслителей. Все они в конечном счёте есть следствие глубинного расхождения в отношении понятия божества. Греческая философия достаточно рано сформулировала принцип монотеизма [8]. Уже в VII в. до н. э. Ксенофан Колофонский провозгласил, что есть только один Бог. Это был выпад против народной религии. Ксенофана поддержали Платон, Аристотель и другие греческие философы, сумевшие понять, что фигуры богов народной религии пронизаны человеческими чертами, что не вязалось с новым высоким понятием божества. Бог не может любить, страдать, ненавидеть и пр., потому что всё это характерная черта несовершенной природы человека, – такова была философская критика антропоморфизма [9]. Следствием её было представление о Боге как существе, лишённом всех человеческих слабостей. Так, Бог нематериален, поскольку всё материальное подвержено распаду и гибели, Бог не испытывает страстей и т.д. Бог, скорее, есть чистый разум, и мудрец-философ стремится уподобиться ему. Признаками такого подобия будут «апатия» (бесстрастность), «атараксия» (невозмутимость) и «автаркия» (самодостаточность). Наконец, в III в. н. э. неоплатоник Плотин формулирует учение о Боге-Едином, о котором даже нельзя сказать, что он есть или разумен, потому что он выше всех определений.

Таково было положение дел в античной философии на тот момент, когда она встретилась с христианством. Последнее тоже говорило о едином Боге, унаследовав это понимание от иудейской традиции, где оно появилось задолго до возникновения греческой философии[10]. Но это был совсем другой Бог, это был прежде всего Отец, любящий своих детей или наказывающий их, радующийся или гневающийся, в общем то, что христианские философы назовут «живым Богом» и противопоставят «мёртвому Богу» греческой философии, подразумевая как раз упомянутую невозмутимость последнего. Таким образом христианство противопоставляет Богу философов Бога откровения, открывшегося людям и принявшего участие в их судьбе.

Задача учёного не в том, чтобы оценивать истинность того или иного представления, но в том, чтобы попытаться выяснить причину их различия. Есть, к примеру, мнение, что оно было вызвано разностью социальных структур Запада и Востока. В греческом мире государств-полисов высшей инстанцией, регулирующей правовые отношения, был закон, безличная структура, в большей или меньшей степени обеспечивавшая защиту отдельного гражданина; на Востоке, напротив, человек чувствовал себя незащищённым от произвола правителя, не закон, а личное желание которого решало судьбу людей. В такой ситуации человек мог оградить себя, лишь аппелируя к более высокому личному началу, доброму и справедливому Богу-отцу. Интересно сопоставить основные категории западной и восточной мысли: среди первых господствуют «холодные» понятия: «закон», «разум», «мысль», а среди вторых – «тёплые» категории Ветхого Завета: «отец», «мать», «сердце», «чрево» и т.д.

С наибольшей полнотой новое понятие божества выражено в учении о Христе. Будучи посредником между Богом и людьми, он совмещает в себе две природы, божественную и человеческую и, таким образом, в самом себе осуществляет примирение божества и человека. Именно этот пункт христианского учения стал камнем преткновения для античной философии – для неё мысль о вочеловечении божества казалась нелепой и кощунственной.

Мы видим, что это было столкновение двух настолько противоположных культур мысли, что примирение их на какой-то более общей платформе было невозможно и одна должна была вытеснить другую. Однако вытеснение не означает полного отрицания. Христианство победило помимо прочего и по той причине, что, отринув содержание античной философии, христианские мыслители сумели взять на вооружение её формальное богатство: методы исследования и доказательства, способы аргументации и те идеи, которые были совместимы с их собственным учением. Христианские философы рано поняли, что их полемика с язычеством будет успешной в том случае, если они будут столь же сведущи в античной философии. Отсюда появление ряда блестящих мыслителей, свободно ориентировавшихся в античной философии и сумевших, – перефразируя слова апостола Павла, – быть для философов философами. Именно в этом духовном противостоянии язычеству сформировалось то, что мы по праву называем христианской философией, то есть система воззрений, обладающая внутренней логикой и опирающаяся на собственный терминологический аппарат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.