Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мифа




От истоков человечества до истоков философии: мифологическое сознание

 

Какой интерес, кроме академического, представляет изучение мифа как формы сознания? Для ответа на этот вопрос достаточно хотя бы вспомнить, встречается ли миф в современной культуре, присущ ли миф сознанию современного человека либо это «всего лишь» атрибут первобытной культуры.

Даже если мы и обнаруживаем миф в его непосредственном, «чистом» виде «всего лишь» в первобытную эпоху, следует признать, что коль скоро миф – это исторически первая форма сознания, то все современные формы сознания так или иначе основаны именно на мифе, а следовательно, в том или ином виде миф должен обнаруживаться, по-видимому, на протяжении всей истории вплоть до настоящего времени. В самом деле, присутствие мифа многообразно:

ü античные философы вплоть до Платона включительно используют мифологические символы и представления;

ü Платон строит собственные мифы для того, чтобы высказать философские идеи;

ü в искусстве, во-первых, обширно используются мифологические сюжеты, а во-вторых, миф нередко служит формой художественного произведения;

ü миф является атрибутом религии*;

ü без мифологии невозможно действовать в политике**;

ü наконец, согласно гипотезе К. Г. Юнга, глубинным «слоем» души каждого человека является коллективное бессознательное, архетипы которого представляют собой мифологические структуры, восходящие к первобытной культуре.

 

Что такое миф? Это слово довольно часто употребляют в обыденной речи, придавая ему весьма уничижительный смысл, что в корне расходится с философским смыслом понятия. Однако достаточно вспомнить, что миф – это своеобразный тип мировоззрения, существовавший на протяжении длительного времени (и существующий поныне), чтобы отнестись к нему со всей серьезностью.

На вопрос о том, что такое миф, невозможно ответить, приведя какое-либо общепринятое его определение. Так, словари сообщают лишь, что греческое слово muqoz означает предание, сказание. С этим вряд ли следует согласиться; напротив, интересно посмотреть, чем именно миф отличается от сказки и от исторического предания. Трудности в определении мифа связаны с тем, что это очень сложный, многогранный культурный феномен, для которого рамки любого определения оказываются непреодолимо тесными. Поэтому представление о мифе можно составить, по-видимому, лишь путем его рассмотрения с различных точек зрения, в результате чего постепенно будет складываться даже не столько понятие мифа, сколько его более или менее целостный образ. Не в последнюю очередь это связано с тем, что первобытный миф и мышление современного человека находятся, как отмечалось, словно бы по две разные стороны от «осевого времени», а потому вполне адекватное постижение мифа средствами современной логики вряд ли возможно. «Первобытные люди смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы»[23] – вот смысловой фон, на котором следует строить понимание мифологического сознания; впрочем, это сравнение применимо не только в данном случае, но к разным людям вообще.

Невозможность однозначно определить миф приводит также и к многообразию точек зрения, представленных в интересной и обширной литературе; в подобных случаях неизбежны выбор и соответствующее ограничение круга источников.

«Личность – история – чудо – слово»

Интереснейшим философским исследованием мифа является «Диалектика мифа» А. Ф. Лосева. Философия мифа здесь завершается формулой «личностьисториячудо – слово». «…Мы можем сказать так: миф есть в словах данная чудесная личностная история. Это и есть все, что я могу сказать о мифе. <…> …В нашей формуле… четыре члена: 1) личность, 2) история, 3) чудо, 4) слово»[24].

То, что для А. Ф. Лосева явилось итогом сложного исследования, может послужить хорошей отправной точкой «школьного» образования. Если понять, какие смыслы несет в себе каждый из компонентов формулы, то можно будет выделить соответствующие существенные характеристики мифа*.

Слово. Миф – это всегда рассказ, что и отражено в «словарном» истолковании мифа как сказания. Поскольку миф – это способ понимания действительности, постольку возникает вопрос о способе выражения этого понимания.

Существуют два способа выражения смысла: в слове и в действии. Действием, выражающим мифологический смысл, служит обряд (если точнее, то в ряде случаев обряд может служить не выражением мифа, а основанием для мифа). Какой же из двух способов выражения адекватен мифу? Оказывается, все-таки слово. «Миф в полноте своей не есть мысль, как не есть мысль и символика художественного произведения, однако он просится и в мысль, и становится мыслью, облекаясь в слово. <…> …Миф не отчетлив, пока из него не родилась мысль»[25].

Миф, таким образом, всегда словесно выражен, тогда как обряда оказывается недостаточно для его выражения. Именно слово помогает постичь многослойность мифологического смысла. «Слово – всегда выразительно. Оно всегда есть выражение, понимание, а не просто вещь или смысл сами по себе. Слово всегда глубинно-перспективно, а не плоскостно. Таков же и миф. Миф или прямо словесен или словесность его скрытая, но он всегда выразителен; всегда видно, что в нем два или больше слоев и что эти слои тем отождествляются друг с другом, что по одному из них можно узнать другой»[26].

Говоря о том, что миф всегда словесно выражен, важно не упустить из виду, что в словах, в повествовании можно выразить как понятийные представления о мире, так и символические. Для понимания мифа принципиально важно, что миф – это символический рассказ.

История. Когда о мифе говорят как об истории, никоим образом не подразумевают историю как определенную область знания – в этом смысле мифологическое мышление, конечно же, неисторично. Речь здесь идет об истории, скорее, в самом обыденном смысле: коль скоро миф – это рассказ, повествование, то это некоторая история, то есть рассказ о ком-то и о чем-то. Важно, что эта история – этот рассказ – непременно должна быть целостной, ее динамика строится соответственно триаде «начало – кульминация – финал»; в противном же случае – при отсутствии начала или окончания – мы просто не сможем понять смысл рассказа. По-видимому, здесь мы встречаемся с фундаментальным свойством сознания: оно может «иметь дело» только с целостностями; если же целое не дано, сознание «просто» достраивает данность до целого*.

Личность. О ком и о чем повествует мифологическая история? – О личностях. Все те, кто действуют в мифах, и всё то, что действует в мифах, наделяются свойствами личности, а именно сознательностью и свободой воли. Иначе говоря, для мифа характерна всеобщая персонификация.

Чудо. Что такое чудо? Для кого существует понятие чуда? Очевидно, что понятие чуда относительно: мы связываем чудо с действием неких высших, сверхъестественных сил. Таким образом, мы умеем проводить грань между естественным и сверхъестественным, и критерием здесь служит наука (естествознание). Однако как поступить с определением чуда человеку, не знакомому с наукой, то есть человеку с донаучным сознанием – то ли это современный ребенок, который еще не приступил к изучению наук, то ли это первобытный человек, живший в эпоху, когда науки просто не существовало и ее функции успешно выполнял миф? Очевидно, что для донаучного сознания понятие чуда не может существовать. Поэтому равным образом можно сказать, что в мифе все суть чудо и что в мифе нет вообще ничего чудесного, для этого мышления «все – чудо, т. е., вернее, ничто не является им; значит, для него ничто не кажется невозможным или нелепым»[27]. Одно из этих утверждений – о том, что в мире нет ничего чудесного, – очевидно, могло бы принадлежать мифическому субъекту, который смотрит на миф «мифическими глазами». Другое утверждение – о том, что в мифе все суть чудо, – принадлежит нам самим. Соответственно мы охарактеризуем миф как мистическое сознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.