Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миф как коллективное сознание




«Представления, называемые коллективными,… могут распознаваться по следующим признакам, присущим всем членам данной социальной группы: они передаются в ней из поколения в поколение, они навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов. Они не зависят в своем бытии от отдельной личности. Это происходит не потому, что представления предполагают некий коллективный субъект, отличный от индивидов, составляющих социальную группу, а потому, что они проявляют черты, которые невозможно осмыслить и понять путем одного только рассмотрения индивида как такового»[61]. Таким образом, основной смысл характеристики мифологического сознания как коллективного – в ответе на вопрос о степени самостоятельности сознания. Этот вопрос интересен не только относительно первобытного сознания; он касается и сознания современного. Иначе говоря, это вопрос о традиционности сознания.

Можно говорить о явном преобладании коллективных представлений в первобытном сознании. Это связано прежде всего с тем, что индивидуальное сознание дифференцируется из коллективного более или менее медленно. «…Очень трудно, если не сказать невозможно, провести четкую разграничительную линию между индивидуальными и коллективными представлениями. В самом деле, что может быть более индивидуально, чем чувственное восприятие? И тем не менее мы обнаружили, до какой степени чувственное восприятие первобытных людей окутано мистическими элементами, которые нельзя от него отделить и которые, несомненно, имеют коллективную природу»[62].

Что же касается современного мифологического сознания, то его коллективность, несмотря на пройденный сознанием вообще эволюционный путь, также не вызывает сомнений. По-прежнему можно сказать, что в массовом сознании, мифологичном по природе, реализуется принцип тождественности части и целого, сознания индивида и общности.

Эти традиционные коллективные представления - как первобытные, так и современные – отличаются преобладанием эмоционального над рациональным. Их аффективность может выступать как своего рода игра с реальностью, когда в зависимости от характера эмоции меняется облик мира. «Для мифа каждый момент мира может обернуться другим лицом, поскольку именно аффект определяет это лицо. В любви и ненависти, в надежде и страхе, в радости и ужасе меняются черты действительности»[63].

Ранее уже шла речь о своеобразных априорных формах отношениях мифологического сознания к миру - о предассоциациях. Труднее всего при этом понять, что не только логические, но и чувственно-эмоциональные элементы восприятий могут быть предопределены. «Институты первобытного общества, так сказать, наперед закрепляют – ne varietur (в неизменном виде) – реально возможные комбинации коллективных представлений. <…> …Коллективные представления обычно образуют часть мистического комплекса, в котором эмоциональные и аффективные элементы совершенно не позволяют мысли быть и владеть собой. <…> …Причем сам характер эмоции в свою очередь предопределен традициями»[64].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.