КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образец тематического плана вузовской дисциплины
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования в РФ. Тема 3. Планирование и организация занятий по целому курсу Вопросы для самопроверки Дополнительные источники 1. Селиванов В.В. Психология сознания. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. – 144 с. (Глава 2, стр. 40-60).
Краткое содержание. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования в РФ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Понятие учебного плана, его значение в образовательном процессе. Тематическое планирование (распределение часов по видам занятий). Таксономия учебных задач. Дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии. Требования к подготовке преподавателя к учебному занятию.
Оказание образовательных услуг гражданам РФ регулируется · Гражданским кодексом Российской Федерации; · Законом Российской Федерации «Об образовании»; · Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; · иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с этим законодательством. В настоящее время высшие учебные заведения сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий, самих студентов вполне самостоятельно строят учебный и исследовательский процессы. Гармонизирует деятельность всех российских вузов Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственным образовательным стандартом установлены самые общие требования к минимуму содержания высшего образования, т.е. к основным образовательным программам профессиональной подготовки (см. Приложение 1). Основная образовательная программа подготовки специалиста включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию: · цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; · цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины; · цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины; · ДС – Дисциплины специализации; · ФТД – Факультативные дисциплины. На основе положений государственного стандарта учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает основные профессиональные образовательные программы. Учебный план по конкретной специальности отражает график учебного процесса, перечень дисциплин установленных Государственным образовательным стандартом и дисциплин предлагаемых самим вузом; распределение учебных часов по курсам и семестрам, по формам организации и контроля. Учебный план помогает преподавателю определить место и время конкретной психологической дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Тематическое планирование позволяет наметить систему работы по формированию знаний, установить четкие связи между отдельными занятиями, выделить опорные знания и умения, наметить систему практических работ, продумать применение средств обучения, определить характер форм организации. Таблица 2
3.2. Таксономия учебных задач*
Д. Толлингерова, изучавшая виды опережающего управления обучением, наметила интересный подход к классификации учебных задач. Учебная задача выступает как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, это проект будущего учебного действия. Она определяет интеллектуальное пространство, в котором учащийся станет выполнять мыслительные действия. Виды управления обучением: 1) проективное – опережающее, оно операционализирует усваиваемое содержание знаний; 2) рефлексивное – связано с выделением и осознанием самого субъекта познания и обобщением способов его собственной мыслительной деятельности. Ставится необходимость осознания и выделения собственных способов когнитивных действий. Д. Толлингерова вводит таксономию, которая упорядочивает учебные задачи по основанию: требование задачи к когнитивному составу проектируемой учебной деятельности учащихся. Задачи разделены на пять классификационных групп согласно когнитивным характеристикам. _____________________________________________________________________________ *Параграфы 3.2 и 3.3 печатаются по Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.- С.14-22. Таблица 3 Таксономия учебных задач (Д. Толлингерова)
Для того, чтобы воспользоваться этой таксономией с целью проектирования учебных задач, нужно выполнить особую технологическую процедуру – таксацию. Она предполагает выбор задач из всех пяти групп.
Таксация проводится на основе выделения слов-стимулов в лексическом оформлении задачи; каждому из пяти типов задач соответствует своя лингвистическая характеристика – глаголы (скажите, покажите, напишите, перечислите и т.п.), наречия, местоимения (почему, какой, каким образом, что, кто и др.). Таксация позволяет преподавателю не только полно учитывать состав когнитивных требований к учебной деятельности учащихся и тем самым контролировать свои дидактические замыслы, но является средством целенаправленного прогнозирования хода обучения, с учетом меры сложности задач и нагрузки на все формы проецируемой познавательной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |