Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образец тематического плана вузовской дисциплины




Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования в РФ.

Тема 3. Планирование и организация занятий по целому курсу

Вопросы для самопроверки

Дополнительные источники

1. Селиванов В.В. Психология сознания. – Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. – 144 с. (Глава 2, стр. 40-60).

  1. Назовите парадигмы психологической науки, значимые при разработке учебного курса.
  2. Проведите анализ учебно-методической литературы, в которой отражена специфика содержания психологии как учебной дисциплины в детском саду и школе. Какая программа Вам показалась наиболее интересной? Аргументируйте свой ответ.

 

Краткое содержание. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования в РФ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Понятие учебного плана, его значение в образовательном процессе. Тематическое планирование (распределение часов по видам занятий). Таксономия учебных задач. Дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии. Требования к подготовке преподавателя к учебному занятию.

 

Оказание образовательных услуг гражданам РФ регулируется

· Гражданским кодексом Российской Федерации;

· Законом Российской Федерации «Об образовании»;

· Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

· иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с этим законодательством.

В настоящее время высшие учебные заведения сообразно своим возможностям и потребностям своих регионов, предприятий, самих студентов вполне самостоятельно строят учебный и исследовательский процессы. Гармонизирует деятельность всех российских вузов Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

 
 


Государственным образовательным стандартом установлены самые общие требования к минимуму содержания высшего образования, т.е. к основным образовательным программам профессиональной подготовки (см. Приложение 1).

Основная образовательная программа подготовки специалиста включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Основная образовательная программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

· цикл ГСЭ – Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

· цикл ЕН – Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

· цикл ОПД – Общепрофессиональные дисциплины;

· ДС – Дисциплины специализации;

· ФТД – Факультативные дисциплины.

На основе положений государственного стандарта учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает основные профессиональные образовательные программы.

Учебный план по конкретной специальности отражает график учебного процесса, перечень дисциплин установленных Государственным образовательным стандартом и дисциплин предлагаемых самим вузом; распределение учебных часов по курсам и семестрам, по формам организации и контроля. Учебный план помогает преподавателю определить место и время конкретной психологической дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Тематическое планирование позволяет наметить систему работы по формированию знаний, установить четкие связи между отдельными занятиями, выделить опорные знания и умения, наметить систему практических работ, продумать применение средств обучения, определить характер форм организации.

Таблица 2

Название темы Количество часов
Всего Лекции Семинары Лабораторные Самостоятельная работа
             

 

3.2. Таксономия учебных задач*

 

Д. Толлингерова, изучавшая виды опережающего управления обучением, наметила интересный подход к классификации учебных задач. Учебная задача выступает как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, это проект будущего учебного действия. Она определяет интеллектуальное пространство, в котором учащийся станет выполнять мыслительные действия.

Виды управления обучением:

1) проективное – опережающее, оно операционализирует усваиваемое содержание знаний;

2) рефлексивное – связано с выделением и осознанием самого субъекта познания и обобщением способов его собственной мыслительной деятельности. Ставится необходимость осознания и выделения собственных способов когнитивных действий.

Д. Толлингерова вводит таксономию, которая упорядочивает учебные задачи по основанию: требование задачи к когнитивному составу проектируемой учебной деятельности учащихся.

Задачи разделены на пять классификационных групп согласно когнитивным характеристикам.

_____________________________________________________________________________

*Параграфы 3.2 и 3.3 печатаются по Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.- С.14-22.

Таблица 3

Таксономия учебных задач (Д. Толлингерова)

I. Задачи, предпола- гающие воспроизведение знаний: II. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции III. Задачи, предпола- гающие сложные мыслительные операции. IV. Задачи, предпола- гающие обобщение знаний и сочинение. V. Задачи, предпола- гающие продуктивное мышление. VI. Рефлексивные задачи
1) на узнавание; 2)на воспроизведение отдельных фактов (данных, понятий); 3)на воспроизведение определений (норм, правил и т.д.); 4)на воспроизведение текста.   1) на определение фактов; 2) на перечисление и описание фактов; 3) на перечисление и описание процессов деятельности; 4) на анализ и синтез; 5) на сравнение и различение; 6) на упорядочивание 7) на определение отношений; 8) на абстракцию, конкретизацию, обобщение; 9) на решение простых заданий, предполагающие манипуляцию с неизвестными величинами и их поиск по правилу, формуле.   1) на трансформацию; 2) на интерпретацию (объяснение смысла, значения и пр.); 3) на индукцию (от частного к общему); 4) на дедукцию (от общего к частному); 5) на аргументацию (верификация); 6) на оценку.   1) на сочинение обозрения (конспекты, резюме и пр.); 2) на сочинение доклада, отчета; 3) на самостоятельные письменные работы, проекты и пр.   1) на применение на практике; 2) на решение проблемных ситуаций; 3) на целеполагание и постановку вопросов; 4) на эвристический поиск на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных; 5) на эвристический поиск на базе логического мышления.   1) освоение рефлексивных процедур по отношению к структурам действия опознания, запоминания; 2) рефлексивные процедуры по отношению к разным видам эвристик; 3) рефлексивные действия, связанные с построением письменного текста; 4) на построение стратегий совместного и индивидуального решения проблем; 5) на выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.

Для того, чтобы воспользоваться этой таксономией с целью проектирования учебных задач, нужно выполнить особую технологическую процедуру – таксацию. Она предполагает выбор задач из всех пяти групп.

 
 

 

 


Таксация проводится на основе выделения слов-стимулов в лексическом оформлении задачи; каждому из пяти типов задач соответствует своя лингвистическая характеристика – глаголы (скажите, покажите, напишите, перечислите и т.п.), наречия, местоимения (почему, какой, каким образом, что, кто и др.).

Таксация позволяет преподавателю не только полно учитывать состав когнитивных требований к учебной деятельности учащихся и тем самым контролировать свои дидактические замыслы, но является средством целенаправленного прогнозирования хода обучения, с учетом меры сложности задач и нагрузки на все формы проецируемой познавательной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.