КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мероприятия реформы европейского образования
Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в средней и высшей школе. Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Тема 1. Методика преподавания психологии в свете современных реформ высшего образования. Введение в методику преподавания психологии Краткое содержание. Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Болонский процесс в европейской системе образования и в России. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета, цель и задачи методики преподавания психологии.
Социальные требования к выпускникам университетов и вузов развиваются с прогрессом общества, науки и техники.
Ускорение научно-технического прогресса Рис. 1. Высшее образование в условиях научно-технического прогресса
Современные условия развития общества, подвижность профессий и специализаций, диктуемые рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что делать ставку на усвоение определённой суммы знаний и умений, переданных преподавателем, уже невозможно.
Таким образом, специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса заключается в том, чтобы будущие специалисты научились приобретать знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности, формируя у себя психологическую, теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.
Как показывает мировой опыт, среди глобальных изменений образовательного процесса за последние десятилетия можно выделить следующие «мегатенденции»: · массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; · значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, · ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; · адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; · ориентация обучения на личность учащегося, на обеспечение возможностей его «самораскрытия». Важнейшей чертой современного обучения в большинстве стран признаётся его социально-практическая направленность, то есть, «направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х гг. получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО» (М.В. Кларин, 1995) Как один из наиболее общих принципов модернизации системы образования рассматривается гуманизация и демократизация. При этом, в частности, для профессиональной системы образования предлагается, что гуманизация и демократизация «требуют новых форм, методов и средств обучения, ориентированных на развитие творческого мышления, радикального снижения доли репродуктивной деятельности, создания на занятиях атмосферы сотрудничества преподавателей и студентов». На сегодняшний день основной тенденцией в перестройке обучения в нашей стране является интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. 2-3 декабря 2002 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с приказом Минобразования от 14.10 2001 N3582 состоялся международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы». В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций. На семинаре отмечалось, что в Российской Федерации созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс: 1. Действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения. 2. Развернуты эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Их внедрению в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов. 3. В России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.
Под Болонским процессом подразумевают ряд мероприятий, которые, начиная с 1998 года, прошли в Европе. Их цель заключалась в проведении масштабной реформы образования, результаты которой ожидаются после 2010 года.
Таблица 1
Болонский процесс является предметом оживленного дискурса как западноевропейской, так и российской интеллигенции, делящейся на сторонников либеральной и социальной концепций. · Точка зрения либералов представлена самой болонской декларацией. · Социалисты считают, что системные последствия предлагаемой реформы трудно предсказать. Делаются ссылки на то, что «европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для «обычных» людей, но остается нормальная сфера образования для элиты». __________________________________________________________________________ * ECTS (European Credit Transfer System) – Европейская система зачетного перевода. ECTS-кредит – это 1) объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний; 2) численное значение, относительная величина нагрузки студента; показывает, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов. В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов — полгода обучения (семестр), 20 кредитов — триместру обучения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |