Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия правильного семейного воспитания




(А. С. Макаренко)

 

Осознание родителями ответственности за воспитание детей Воспитывая детей, родители формируют личность будущих граждан, будущих отцов и матерей, поэтому воспитание ребенка следует рассматривать не как личное дело, но и как исполнение гражданского долга.
Наличие педагогических знаний у родителей Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути и средства осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и образовательном учреждении (детский сад, школа).
Родительский авторитет и личный пример родителей Авторитет родителей – это глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им и прислушиваться к их советам. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, учитывают их желания и интересы. А. С. Макаренко учил родителей отличать настоящий авторитет от ложного, основанного на стремлении добиться послушания любыми средствами. Ложными он считал авторитеты подавления, любви, чванства, педантизма и др. Авторитет подавления – самый страшный сорт авторитета, т.н. отцовский террор, который держит в страхе всю семью. Результатом является детская ложь, трусость, жестокость. Авторитет любви – самый распространенный вид ложного авторитета: родители, чтобы заслужить любовь детей, на каждом шагу показывают детям свою любовь (бесконечные лобзания, ласки, признания в избыточном количестве), если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?», т.е. ребенок все должен делать из любви к родителям. Результат – семейный эгоизм, когда дети начинают манипулировать родительской любовью к ним. Авторитет чванства – особый вид авторитета расстояния. Родители демонстрируют свою важность и значимость на каждом шагу, высокомерно относятся к другим людям. Очень часто, пораженные, например, таким видом отца, начинают чваниться и дети, повторяя всем и везде: «Мой папа – начальник» и т.д. Результат – отдаление родителей от собственных детей. Авторитет педантизма – родители уверены в том, что дети должны с трепетом выслушивать каждое родительское слово, отдают свои распоряжения холодным тоном. Результат – жизнь ребенка, его интересы проходят мимо такого родителя, который ничего не видит кроме своего бюрократического начальствования в семье.
Правильная организация семейной жизни Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, доброжелательные взаимоотношения между членами семьи, общий тон взаимного уважения и заботы, атмосфера трудолюбия, семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворялись не только материальные нужды (в еде, одежде и пр.), но и духовные потребности.
Установление правильных взаимоотно-шений с детьми В основе отношений родителей к ребенку лежит чувство любви к нему. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка с учетом его возможностей, особенностей возраста. Правильно относиться к ребенку – значит уважать в нем человека, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение общих задач воспитания детей: обеспечение качественного образования; развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии; формирование нравственности и культуры поведения учащихся; подготовка школьников к семейной жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни.

Главная идея развития взаимодействия – признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса(осознание личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу; включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования деятельности; предоставление возможности принимать самостоятельные решения; ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности).

 

Задачи воспитания детей Формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов
1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся Творческие отчеты по предметам (с выставкой детского творчества, лучших тетрадей); открытые уроки (показывают способности детей); общественный смотр знаний (учитель составляет задания, помогает формировать группы, родители участвуют в оформлении, входят в состав жюри и болельщиков); семейные задания по учебным предметам (подготовить сообщение и пр.); участие родителей в организации и работе предметных кружков и др.
2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии Встречи со специалистами; организация родителями экскурсий на предприятия; классные собрания-дискуссии; встречи-беседы с родителями, например «Что значит для меня моя профессия» и т.д.
3. Формирование у детей нравственности, культуры проведения Концерты, спектакли; дискуссии, классные собрания по проблемам нравственности; акции по оказанию помощи престарелым; экскурсии в музеи, культурные центры; Школа гражданина, занятия в которой проводятся с участием родителей; практикумы по проблемам взаимоотношений родителей и детей и др.
4. Подготовка учащихся к семейной жизни Клуб семейных встреч (знакомство с увлечениями членов семьи, их досугом, трудом); Школа будущего семьянина; классные собрания; конкурсы («Конкурс богатырей», «Юная хозяйка») и пр.
5. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни Встречи с наркологами, психологами и пр.; дни здоровья, спортивные соревнования (семейные, командные); походы; устройство детей в секции и др.
В школе и классе может быть организован Праздник семьи, где будут представлены результаты семейного творчества (выставки творческих семейных работ), организованы конкурсы семей, отмечены достижения детей и родителей.

Принципы сотрудничества:

ü Принцип гуманистической ориентации во взаимодействии с семьей

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- опора на положительные стороны родителей и детей;

- предоставление возможности каждому проявить свою индивидуальность и достичь успеха в совместной деятельности;

- доверие ребенку и родителям; принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- обеспечение единства педагогических влияний на ребенка;

- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

- обеспечение свободы вероисповедания ребенка и родителей;

- формирование доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;

- забота о здоровье ребенка и здоровом образе жизни семьи.

ü Принцип интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей

- обеспечение взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях;

- определение общих задач воспитания детей и их конкретизация для каждой из взаимодействующих сторон: в работе с детьми – воспитание уважительного отношения к родителям, формирование ответственности за свои поступки перед семьей; в работе с родителями - формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, психолого-педагогической культуры; в работе с педагогами – освоение способов изучения семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, метод самооценок, независимых оценок, проективный тест «Рисунок семьи») и форм взаимодействия с родителями;

- проведение всей воспитательной работы с привлечением родителей, объединение усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка наряду с распределением обязанностей между педагогами, родителями и детьми, согласованность действий;

- согласованность требований к ребенку школы и семьи;

- согласованность педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей.

ü Принцип управления взаимодействием школы и семьи

- отслеживание результатов взаимодействия педагогов и семьи на уровне школы и в классных коллективах, выявление трудностей, проблем взаимодействия;

- изучение и обобщение передового опыта взаимодействия педагогов и семьи, пропаганда достижений;

- оказание методической помощи педагогам и родителям в организации взаимодействия между педагогами и родителями, родителями и детьми.

Задачи работы педагога с семьей:

1) установление единства в воспитании детей (родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания будет успешным тогда, когда они станут союзниками; необходимо обеспечить единство требований к воспитанию ребенка, которые связаны с выполнением режимных моментов, отношением ребенка к своим обязанностям, поведением дома, в школе, общественных местах, т.к. ребенок быстро разбирается в разноречивых требованиях, начинает подстраиваться под ситуацию);

2) педагогическое просвещение родителей (используются активные формы проведения занятий: вопросы от родителей и коллективный поиск ответа при комментарии специалиста, решение проблемных ситуаций, дискуссия; организуется групповая работа родителей при подготовке и проведении занятий: подготовка занятий группой родителей (советом дела), коллективный поиск способов решения проблемы, разработка рекомендаций, составление памяток; проводятся занятия совместно с детьми по проблемам, которые интересны и детям, и взрослым; предоставляется информация о наиболее полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей; осуществляется подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации);

3) изучение опыта семейного воспитания;

4) ознакомление родителей с жизнью и работой школы.

Условия успешной работы:

ü целенаправленность в работе;

ü планомерность и систематичность работы с семьей;

ü конкретный характер педагогического просвещения (конкретизация общих требований и рекомендаций семье с учетом возможностей, условий, уровня педагогической культуры родителей);

ü доброжелательные и дружеские отношения с родителями (авторитет педагога высок в глазах родителя, если они видят в нем специалиста, культурного, тактичного, доброжелательного человека).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.