Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место дидактических принципов среди дидактических категорий «закон», «закономерность», «правило»




Закономерности и принципы обучения: исторический аспект, современная интерпретация

Тема 4.

Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения в его конкретном историческом виде.

Принципы обучения имеют исторический характер, некоторые принципы, например, природосообразность, утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены; происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях; появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению. Современные принципы определяют требования ко всем компонентам учебного процесса: его целям и задачам, содержанию, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с намеченными целями и реализуются через правила обучения.

Закон – это внутренняя, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие.Законы не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии.

Закономерность обучения – это выражение действия законов в конкретных условиях, это объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.

Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

Правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели.

Под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.Правила обучения занимают низшую ступень в иерархии педагогической теории и являются переходным звеном от теории к практике – это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. С одной стороны, нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, что может привести к сковыванию творческой инициативы учителей, с другой стороны, нельзя совсем отказываться от правил, обрекая учебную работу на полную свободу действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.