r Беседы
r Консультации (индивидуальные) – в основе консультации лежат ответы на вопросы родителей, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
r Посещение семьи (осуществляется по приглашению). Правила посещения: проявлять педагогический такт в беседе с родителями, не переходить на стиль жалоб на ученика и претензий к родителям, а стремиться совместно разобраться в причинах отставания в учебе или недостатках поведения школьника, обязательно дать педагогические рекомендации и советы по улучшению учебы и поведения.
r Поручения: поручения, предполагающиенепосредственную воспитательную работу с детьми (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, наставничество и т.д.); поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю (содействие в проведении экскурсий, в организации встреч с интересными людьми и пр.); поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач (участие в оборудовании кабинетов, помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы).
r Переписка
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитательные возможности (так, разговор по душам, может оказать сильное воздействие на родителей, изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса). Психологическим условием взаимодействия с родителями являются внимательность, проникновенность.
Коллективные формы
r Родительские собрания – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного или школьного коллективов. Общешкольное родительское собрание проводится 1-2 раза в течение учебного года, классные родительские собрания проводятся не реже 1 раза в учебную четверть: организационные родительские собрания (планирование работы, выбор родительского комитета, собрание по итогам учебного года) и тематические (по наиболее актуальным проблемам воспитания). Первые собрания могут вести педагоги, в дальнейшем эту роль выполняют родители, организаторами собрания являются члены родительского комитета. Родительский комитет или группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе подготовки собрания.
r Родительский лекторий повышает педагогическую культуру родителей, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В определении тематики лектория участвуют родители, педагог может предложить набор тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, проблем воспитания детей в данном коллективе.
r Конференция по обмену опытом воспитания (при наличии опыта положительного семейного воспитания) может быть тематической, может включать несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес.
r Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей по вопросам, возникающим в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На вопросы отвечают педагог, специалисты, ряд вопросов проблемного характера может быть вынесен на обсуждение родителей.
r Диспут-размышление по проблемам воспитания проходит в непринужденной обстановке, предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе кинофильмы; для подведения итогов совет дела, педагог или кто-либо из родителей готовит сообщение обобщающего характера.
r Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно (педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания, встреча может быть завершена индивидуальными консультациями).
r Вечера для родителей (своеобразие этой формы работы заключается в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, педагогов, самих родителей).
r Дни открытых дверей (1-й вариант: совместный праздник педагогов и семьи, сочетание мероприятий на уровне всей школы и в классных коллективах; 2-й вариант – «День открытых дверей» проводится для родителей с целью их непосредственного общения с учителями, психологом, социальным педагогом и приглашенными специалистами в форме индивидуальных и групповых консультаций).
Групповые формы
r Родительский комитет выбирается родительским собранием на весь учебный год, является опорой педагогов. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, вырабатываются способы реализации решений, которые приняты родительским собранием. Члены комитета могут распределить обязанности по организации работы с родителями, с детьми.Родительский комитет школы формируется из представителей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школьного коллектива.
r Советы дел – группы временных организаторов конкретной деятельности (формируются педагогами и родительским комитетом).
r Групповые консультации.
r Практические занятия для родителей с привлечением специалистов (например, по оказанию детям помощи в овладении навыками быстрого чтения).
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия: так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить на групповых консультациях, при индивидуальных встречах с родителями.
В работе с семьей используется комплекс наглядных средств: показ работы учителя с детьми (открытые уроки), оформление выставок с творческими работами детей, стендов (текстовые и фотоиллюстративные материалы на определенную тему), использование технических средств (например, кинофильмы на темы воспитания).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление