r усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;
r прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов, т.е. от содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю;
r прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения;
r память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.
| 1.В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров.
2.Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания: наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, после чего количество повторений должно снижаться.
3.Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, занятия посторонней деятельностью) и внешние (опоздания, нарушения дисциплины), отвлекающие внимание учащихся. Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями.
4.Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав интереса и положительного отношения к новому материалу.
5.Следите за логикой подачи учебного материала: знания, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
6.Когда выяснилось, что темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину. Наиболее распространенные причины: падение интереса к учебному предмету и усталость.
7.Не злоупотребляйте произвольным вниманием учащихся, без необходимости не перегружайте его. Практикуйте на уроках увлекательные «отклонения», экспромты. Вместо очередной нотации – притча, басня, шутка. Применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дискуссии, проблемное обучение.
8.Не следует проводить повторение изученного по той же схеме, что и изучение: предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон. Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися, поэтому шире используйте взаимообучение.
9.Перед упражнением четко укажите, что и как надо делать, какие требования будут предъявлены к результатам работы, проведите пробные упражнения. Во время упражнений предупреждайте усталость учащихся.
10.Применяйте современные научно обоснованные методы контроля, пользуйтесь диагностическими способами выявления и измерения сдвигов в развитии учащихся: только так можно определить эффективность обучения.
|