Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ХХ век: проблема человека как проблема эпохи




Человек, его сущность и существование: введение в философскую антропологию

Метод сопряженных градентов

В случае если матрица А симметрична, то очевидно что метод BiCG более простой вид. Метод, который получается за счет упрощений вносимых симметричностью, называется методом сопряженных градиентов (CG). Следует заметить, что метод бисопряженных градиентов исторически появился как обобщение CG на несимметричный случай.

Далее приведен алгоритм метода сопряженных градиентов.

Алгоритм метода CG

Если необходимо построить матрицу предобусловливателя M
Выбрать начальное приближение x(0)
Вычислить r(0) = b – A x(0)
Для i = 1, 2,…до сходимости или до Nitmax
Найти z( i 1) из системы Mz( i 1) = r( i –1)
r i –1 = (r( i –1), z( i –1))
Если i = 1
p(1) = z(0)
Иначе
b i –1 = r i –1 / r i –2
p(i) = z( i –1) + b i –1 p( i –1)
q(i) = A p(i)
a i = r i –1 / (p(i), q(i))
x(i) = x( i –1) + a i p( i )
r(i) = r( i –1) – a i q( i )
Если ||r||2/ ||r(0)||2£ tol
то КОНЕЦ(x( i ) – полученное решение)
увеличить i

 

 

Проблема человека как самостоятельная философская проблема стала предметом активного обсуждения лишь в нашу эпоху: как это ни странно, оказалось, человек теперь не знает, чт о он такое, и знает, что не знает этого. Выдвижение антропологии в центр всей философской проблематики в ХХ веке - это результат развития самосознания человека, когда по-новому актуальным стал сократовский призыв: «Человек, познай самого себя!».

Поскольку самосознание - это встреча человека со своим «Я», постольку, возможно, заметное увеличение интереса к философской антропологии можно расценить как метафизический ответ на тот «приступ мирового одиночества» (М. Бубер), что испытало человечество ХХ столетия, ибо более всего склонным к самопознанию оказывается именно одинокий человек. В данном случае речь идет о «положительном», продуктивном смысле одиночества, когда человек, оставаясь наедине с собой, получает возможность отнестись к себе «всерьез», ощутить противостояние своего Я всему миру и тем самым за собственными, личными проблемами увидеть проблемы человечества. Поэтому совсем неслучайно проблема одиночества оказывается в центре внимания всех философов, занимающихся проблемами человека, его существования, личности. Так, например, Н. А. Бердяеву она представляется основной философской проблемой, ибо «с ней связаны проблемы «я», личности, общества, общения, познания. В предельной же своей постановке проблема одиночества есть проблема смерти»[1].

Понимание одиночества как необходимого условия самопознания дает возможность определить те исторические условия, которые приводят к актуализации антропологических проблем: это эпохи, когда человечество перестает чувствовать себя в мире уютно, как в защищенном доме, и оказывается один на один с бесконечным миром. В самом деле, бесконечный космос не может представляться домом, а потому человек и почувствовал одиночество, как только принял идею бесконечности. Антропологический вопрос «прозвучал в ту пору, когда был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка. Конец этого образа мира и, следовательно, его надежности повлек за собой и новые вопросы беззащитного, бездомного и потому проблематичного для самого себя человека»[2].

М. Бубер обнаруживает в современном мире два особых фактора, которые особенно способствовали пробуждению сильного интереса к проблематике человека (помимо общего хода философского развития), связанные с кризисным состоянием его бытия в мире: социологический фактор и фактор истории души. Эти факторы порождены как сменой мировоззрений, так и изменением социальной ситуации. Первый из них - разрушение органических форм жизни. Сначала человек перестал осознавать себя как органическую часть античного космоса, затем, начиная с Нового времени, постепенно утрачивает силу чувство органической связи человека с Богом. Впоследствии рождение буржуазного общества ознаменовало начало «нового приступа мирового одиночества», что было связано с распадом традиционных органических форм человеческой совместной жизни. Здесь под органическими формами человеческой жизни «подразумеваются те человеческие общности, которые в количественном отношении не могут быть б о льшими, чем это требуется для постоянного пребывания вместе всех объединяемых ими людей и для непосредственных отношений их друг к другу; качественно же они таковы, что для всякого человека, родившегося или вросшего в эти общности, принадлежность к ним определяется судьбой и живой преемственностью, а не свободно возникающими связями с остальными их членами...»[3]. Важность этих форм, к которым М. Бубер относит семью, ремесленный союз и городскую и сельскую общины, обусловливается их ролью «социального дома», дающего «социологическую уверенность»: вследствие утраты «космического дома» и чувства «космологической безопасности» они становятся необходимы как последний гарант уютного, надежного бытия человека в мире. Эти старые органические формы, однако, разрушаются изнутри, утрачивая свой исконный смысл и постепенно уступая место новым формам типа клуба, партии, которые, увы, не могут уже дать человеку прежнего чувства стабильности.

Другая особенность современного кризиса бытия человека в мире - «отторжение человека от его творения», представляющее собой коренное изменение отношения человека к созданным им вещам и связям, когда творец попадает в рабскую зависимость от творения, что обозначается понятием «отчуждение». Это проявилось прежде всего в трех областях – в технике, экономике и политической практике, - в результате чего «человек оказался перед страшной реальностью, смысл которой в том, что творец демонов перестал быть их господином»[4]. Не случайно поэтому, как отмечает М. Бубер, что наиболее весомые философско-антропологические труды появились в Европе в первое десятилетие после первой мировой войны, которая, возможно, явилась для европейцев «последней каплей»: чувство беззащитности перед могучими социальными и космическими силами достигло предела, и человеку потребовалось главное - снова обрести уверенность в себе, а для этого - понять себя и свое существование в мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.