КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода и ответственность
«Но если существование действительно предшествует сущности, - пишет Ж. П. Сартр, - то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование»[114]. Ответственность - это «сознание быть неоспоримым автором события или объекта»[115]. По-другому говоря, человек «осужден на свободу». Но это совсем иная свобода, нежели иллюзорная свобода античного раба, заключающаяся, как ее определил А. Камю, «в отсутствии чувства ответственности»[116]. Намного больше это похоже на характеристику М. Шелера, называющего концепцию сверхчеловека Ф. Ницше «постулаторным атеизмом серьезности и ответственности», когда Бог отвергается «во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека»[117]. Ответственность, связанная с выбором ценностей, простирается у человека не только на себя самого, но и на всех людей, «он ответствен за мир и за самого себя в качестве способа бытия»[118]. Дело в том, что понятие ценности предполагает общезначимость, поэтому утверждение ценностей и, следовательно, определенного человеческого образа предполагает общезначимость этого образа. По сути дела, за этим скрывается древний нравственный принцип, который, например, напоминает Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7:12). Подобные слова приписываются Будде, Конфуцию, Аристотелю, Сенеке, причем иногда этот принцип высказывается в отрицательной форме: «чего ты не делаешь себе, того не делай другим», «чем прогневляют тебя другие, того не делай им». Это же утверждается и категорическим императивом И. Канта, провозглашающим «идею воли каждого разумного существа как воли, устанавливающей всеобщие законы»: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать», «поступай так, как если бы твоя максима в то же время должна была служить всеобщим законом (для всех разумных существ)»[119]. Таким образом, и в экзистенциализме можно говорить «о всеобщности человека, которая, однако, не дана заранее, но постоянно созидается. Выбирая себя, я созидаю всеобщее»[120]. При этом человек никоим образом не является объектом; напротив, он - свободный, творческий субъект, в том числе он творец и в сфере морали. Это подлинное, аутентичное существование человека, тогда как неаутентичным является существование, подчиненное внешнему давлению, то есть отчужденное, рабское, связанное с утратой Я.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |