КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие общества
Общество как особая реальность: введение в социальную философию Социальную философию можно рассматривать как своего рода продолжение философской антропологии, поскольку проблема природы и смысла общественной жизни существенным образом связана с проблемой природы и смысла человеческой жизни вообще. «Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия? И, наконец, какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков ее подлинный смысл, каково ее отношение к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?»[127]. Человек, таким образом, существенно связан не только с миром вообще, но и с другими людьми. В этом смысле и говорят, что человек - существо социальное, то есть он может существовать только в обществе себе подобных. На первый взгляд может показаться, что это как раз и есть тот идеальный случай, когда существование определяется сущностью и является тем самым аутентичным. Однако существование человека в обществе в основе своей противоречиво (Э. Фромм относит это к «экзистенциальным» противоречиям, которые в отличие, например, от исторических противоречий, не могут быть разрешимы, поскольку необходимым образом связаны с существенными сторонами человеческой жизни). Действительно, с одной стороны, человек не может жить вне общества; однако, с другой стороны, в силу своей уникальности он ощущает, будучи в обществе, дискомфорт одиночества, непонятости. Иначе говоря, социальность несет в себе возможность разных форм порабощения человека. Пожалуй, если с этой точки зрения рассмотреть человеческую историю, она окажется не чем иным, как сменой форм рабства. Так, в первобытном обществе человек был совершенно поглощен коллективом; коллективное сознание исторически предшествует сознанию индивидуальному. Формирование индивидуального сознания, Я, не означает утраты коллективности; напротив, многообразие форм коллективного существования расширяется. При этом человек вовсе не обязательно ощущает себя «жертвой», рабом коллективности. Очень часто, не полагаясь на себя, ощущая свою покинутость и беспомощность, он ищет в коллективе спасения, поскольку коллектив дает ему ощущение единства и мощи. Одним из самых непростых выражений такой зависимости служит феномен «массового человека». Человек издавна рассматривает себя в противостоянии обществу. Однако существует ли общество как особая, самостоятельная целостность, которой принадлежит главенство над людьми? Общество - это необходимое для совместной жизни объединение людей. Гегель использует понятие «гражданское общество» - это «объединение членов в качестве самостоятельных, единичных в формальной... всеобщности на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности и через внешний порядок для их особенных и общих интересов»[128]. Другими словами, гражданское общество - это система всесторонней зависимости людей, когда все обусловлено работой всех. Люди, делая что-то для себя, обнаруживают, что одновременно они делают нечто и для других или, наоборот, препятствуют другим; «…в то время как каждый полагает, что он работает для себя, себялюбие оборачивается по-иному и, стремясь к достижению своей цели, реализует цели других <…> Во всем, что человек делает для себя, он способствует реализации целей других таким образом, что и цели других обусловливают работу для него»[129]. Это очень похоже на рассуждения Платона о возникновении общества (в его диалоге общество отождествляется с государством): государство возникает, «когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Или ты приписываешь начало общества чему-либо иному?» Государство, продолжает Платон, «создают наши потребности»[130], рассматривая далее многообразные виды деятельности и обмен их результатами, необходимые для существования человека и общества. Гражданское общество - это единство индивидуального и всеобщего, или единичность (индивиды), ограниченная всеобщностью; в его основе лежит совместное действие двух принципов - принципа эгоизма и принципа всеобщности, и индивидуальные цели могут быть достигнуты только в этой системе всесторонней зависимости. «Индивиды в качестве граждан... - частные лица, целью которых является их собственный интерес. Поскольку же эта цель опосредована всеобщим, которое тем самым представляется им средством, то она может быть ими достигнута только постольку, поскольку они сами определяют свои желания, воление и действование всеобщим образом и делают себя звеном этой связующей цепи»[131]. Всеобщность в гражданском обществе - это предписания общества (или всеобщая воля) в форме правового устройства как средства обеспечения безопасности лиц и собственности. «Всеобщность... суть предписания гражданского общества, законы, вообще государство. Люди как будто вынуждаются следовать государственному велению, его порядку, сохранять упорядоченное поведение, которое выступает как внешняя необходимость, как дело ума; человек следует собственной цели, а она для него главное, следование законам служит ему средством осуществления своей цели. Поскольку законы проявляются как нечто внешнее, ему часто приходится временно отказываться от своих целей... Человек обнаруживает, что законы способствуют достижению его цели, что он не осуществил бы ее без законов, таким образом, интерес особенной индивидуальности связывается со всеобщим, с существованием государства»[132].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |