КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек и общество: часть и целое
Выведение общества из единства двух противоположных принципов - принципа эгоизма и принципа всеобщности - порождает проблему соотношения человека и общества как части и целого. Очевидно, что это не просто логическая проблема, но выражение действительно существующей социальной ситуации. Несомненно, что определенная общность человеческого существования вполне реальна. Что же касается общества как такового, «общества вообще», то это лишь продукт человеческого абстрагирующего ума. Общества не может быть вне людей, между которыми установлена некая общность, взаимодействие, связи, отношения. Это, однако, не исключает возможности отчуждения, рабской зависимости человека от общества. «Человек находится в дурной рабьей зависимости от общества, и он сам создает эту зависимость, гипостазируя общество, создавая о нем мифы. Социальные влияния и внушения искажают религиозные верования, нравственные оценки, самое познание человека. Но есть реальность, лежащая глубже того, что называют обществом, - реальность общественных отношений людей, реальность ступеней общности между людьми»[133]. Тем не менее в обществе всегда есть силы, которые выражают интересы общественного целого, и в этих интересах – подчинение человека обществу. Давление общества на человека с целью формирования определенной, полезной обществу иерархии ценностей, социального характера оказывается особенно эффективным в условиях коллективности, порождающей «массового человека». Важным средством манипулирования массовым сознанием служат мифы. «В основании общества всегда лежат социальные мифы и символы, без них не могут существовать народы. Когда консервативные мифы и символы разлагаются и умирают, начинают разлагаться и умирать и общества. Происходят революции, выдвигающие новые символы и мифы, например миф о суверенитете народа, общая воля которого безгрешна (Руссо), миф о пролетариате как классе-мессии, освободителе человечества (Маркс), миф о государстве, миф о расе и пр. Мифы и символы приспособляются к среднему человеку... Настоящее освобождение есть освобождение от всех порабощающих символов и мифов, переход к подлинно человеческой реальности»[134]. Противостояние человека и общества как части и целого нашло отражение в различных подходах к пониманию общества, две крайности которых связаны с абсолютизацией либо индивида («социальный атомизм»), либо социального целого («тоталитаризм», «холизм»). «В общем очевидно, что общество определяется через индивидов, которые принадлежат этому обществу или которым это общество принадлежит». На вопрос о взаимозависимости человека и общества «существует два противоположных ответа. Первый состоит в том, что отдельное человеческое существо - это реальность, способная существовать и быть познаваемой сама по себе, а общество представляет собой не что иное, как сумму или совокупность атомарных индивидов, взаимодействие которых и создает его. Второе мнение прямо противоположно. Согласно ему, реальность - это общество, а не индивид. Общество есть совершенное и умопостигаемое целое, тогда как индивид - всего лишь часть этого целого, не способная ни существовать, ни быть понятой в отрыве от той социальной системы, в которую он помещен. Если проанализировать эти взаимно исключающие положения, то мы убедимся, что ни одно из них не выдерживает критики»[135].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |