Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неомарксистская философия науки




Философия науки классического и советского марксизма

В творческом тандеме Маркс-Энгельс именно Фридрих Энгельс занимался вопросами философии науки. Его перу принадлежит незаконченный труд «Диалектика природы», который оказал большое влияние на философии науки в странах социалистического лагеря, прежде всего, в СССР.

В нашей стране, начиная с 30-х годов прошлого века, формируется собственная традиция философии науки, настолько значимая, что она не только не уступала исследовательским программам ученых За­падной Европы и США, но и оказывала на них сильное влияние (например, под впечатлением исследований советского философа науки Б. Гессена в Англии в 30-е годы возникло новое направление в философии науки - экс­тернализм). Расцвет советской философии науки пришелся на 60-е – 80- годы. В это время советская и российская философия науки представлена такими именами как Степин, Микешина, Гайденко, Мамчур, Косарева, Чудинов, Лойфман и др. Успехи советской философии науки были связаны с тем, что гуманитарные, обществоведческие области философии в СССР были чрезвычайно идеологизированы, там было невозможно отойти от стереоти­пов официальной доктрины - вульгарного марксизма, так что наиболее ори­гинально мыслящие исследователи, желавшие работать легально, уходили в философию науки – область, максимально удаленную от «опасных», заидео­логизированных тем.

 

 

Неомарксизм – направление в западном марксизме ХХ века, для которого свойственны отказ от некоторых идей классического марксизма (например, об идее о революционной роли пролетариата) и стремление сблизить марксизм и другие направления философии ХХ века: психоанализ, экзистенциализм, феноменология и т.д. В узком смысле под неомарксизмом понимают учения «Франкфуртской школы». Так называют группу исследователей, которая работала в Институте социальных исследований во Франкфурте на Майне во второй половине ХХ века (Адорно, Хоркхаймер, Маркузе, Фромм, Хабермас). Расцвет Франкфуртской школы пришелся на 1940-е-1960-е г.г. когда ею была создана оригинальная версия неомарксизма или фрейдомарксизма, которая не только оказала влияние на европейскую философию, но и определила круг идей и ценностей молодежных субкультур и политических направлений Запада (хиппи, «новые левые»). Теория франкфуртцев называется критическая теория. Она направлена против современного индустриального общества, как в его социалистической версии (советский социализм), так и в неолиберальной версии (западное «общество потребления»). Франкфуртцы расширяют термин «тоталитаризм» и причисляют к тоталитарным и политический режим западного «общества потребления». Это особый, «мягкий тоталитаризм», при котором человеком управляют не при помощи военно-полицейского насилия, а при помощи манипуляции сознанием (через телевидение, газеты, коммерческую рекламу), стандартизируя людей, делая невозможным всякое инакомыслие. Истоки тоталитаризма франкфуртцы видели в гипертрофии рационального начала в западноевропейской цивилизации. Наука Галилея и Ньютона, сделавшая экспериментальный метод основным своим оружием, уже была тоталитарна, она стремилась вырвать силой загадки природы, подвергнуть природу пытке (Галилей сравнивал эксперимент с орудием пытки – «испанским сапожком»). Тоталитарна и идеология индустриализма, которая связана с научной революцией Нового времени: сначала люди пытаются подчинить себе природу, затем выясняется, что человек – часть природы и духовное закабаление человека - логический вывод из просвещенческого культа науки и техники.

Франкфуртцы считали, что тоталитаризм углубляет отчуждение, которому человек подвергается при капитализме. Революционной силой, которая могла бы разрушить капиталистический тоталитаризм, франкфуртцы признавали не пролетариат, который, по их мнению, уже встроился в буржуазную систему, а свободные интеллектуалов, студентов, маргиналов, национальные и сексуальные меньшинства.

Особе место среди учений о науке франкфуртцев занимает учение Юргена Хабербамса. Хабермас – наименее радикален среди франкфуртцев (левых революционеров 68-го года, которые вдохновлялись идеями другого старшего франкфуртца – Маркузе, Хабермас называл «левыми фашистами»). Он выступает за классовый мир, разрешение социальных конфликтов в рамках системы либеральной демократии с помощью методов управления. Природа кризисов современного общества лежит в социо-культурной сфере. Хабермас различает два вида поведение – стратегическое и коммуникативное. Для стратегического свойственно отчуждение, отношение к человеку как средству для достижения своих корыстных целей. Для коммуникационного, напротив – равноправие, открытость, что способствует духовному творческому самовыражению каждого человека. Драма современного общества в том, что стратегическое поведение в рамках институтов государства, бизнеса в нем превалирует над коммуникационным («жизненным миром»). Бороться с этим Хабермас предлагает при помощи критической теории, обогащенной идеями трансцендентальной и лингвистической философии. Требуется пересмотр самой парадигмы рациональности, критика разума, но не в кантовском смысле, а в смысле рассмотрения разума как результата существующих в обществе отношений. На смену авторитарному разуму, отражающему стратегическое поведение, основанное на господстве и подчинении, должен прийти свободный критический разум, основанный на свободной коммуникации. Большая роль в этой критике разума отводится размонтированию языковых игр, которые глубоко внедрены в парадигму рациональности.

Одной из ярких форм свободной коммуникации Хабермас считает идеал отношений ученых в научном сообществе. Наука в силу присущего ей от природы здорового скептицизма может стать инструментом по развенчанию духа тоталитаризма (тут Хабермас не согласен со старшими франкфуртцами, которые считали саму науку тоталитарным феноменом). Однако реальная наука не совпадает с идеалом и в жизни немало ученых, которые сознательно или бессознательно вместо бескорыстного и объективного исследования занимаются оправданием своих или чужих социальных интересов, то есть продуцируют не научное знание, а идеологию. В знаменитой дискуссии с аналитическим философом Роулсом Хабермас отстаивал позицию, что здесь поможет не моральная критика таких ученых, а создание условий в научном сообществе, которые делали бы такие мотивации невозможными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.