Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структуралистская философия науки




 

Структурализм – направление в лингвистике, литературоведении, антропологии и философии ХХ века. Структурализм не представляет единой школы, он разделен на множество различных школ, которые принадлежат к различным, часто отдаленным научным дисциплинам. Их объединяет лишь общий интерес к структуре – целому, включающему в себя элементы, которые, взаимодействуя, подчиняются определенным правилам. Подобные структуры структуралисты стремятся обнаружить и расшифровать в самых различных срезах культуры: в древней мифологии, современных литературных произведениях, рекламе, бессознательном уровне психики человека и т.д.

Структурализм прошел определенную эволюцию. Первый этап его развития - лингвистический (1920-1950-е г.г.), когда в рамках науки о языке сформировался структурный метод. Большой вклад в работу над ним внесли Ф. де Соссюр, Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон и др. Лингвистический структурализм стремился изучать внутренние смысловые структуры языка, отвлекаясь от психологических, географических и других факторов. На волне развития лингвистического структурализма родилась семиотика – наука о знаковых системах, представляющая культуру как метаязык.

В 1950-1970-е г.г. возникает и развивается философский структурализм. Он представлен, прежде всего, концепциями французских мыслителей (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Л. Альтюссер, Ж. Лакан). Одной из главных идей философского структурализма была идея «смерти автора», сформулированная Р. Бартом. Согласно ей любой язык ограничен, поэтому неважно, что хотел сказать автор текста, важно - что позволил сказать язык. В итоге получается, что автор – это не демиург, создатель текста, это - только «фигура», часть текста, в сущности, текст самораскрывается при посредстве автора. Концепция «смерти автора» позволила избавиться от психологизма, антропологизма и субъективизма, которые привнесли во французскую философию экзистенциалисты, перейти на научный уровень анализа культуры.

В 1980-е годы структурализм начинает перерождаться в постструктурализм и постмодернизм, во многом под влиянием леворадикальных идей, которые стали популярны во Франции в конце 1960-х (период студенческих бунтов).

К научному познанию стали обращаться еще создатели структурализма, прежде всего, Мишель Фуко. По мнению Фуко, мы живем в эпоху перехода от одной эпистемы или типа рациональности к другой. Прежнюю эпистему Фуко называет классически-рационалистической, новую – современной. Для Фуко, как и для всех структуралистов главной является проблема языка, мышление – тоже язык, подчиняющийся своим собственным законам, и понимание языка задает определенный тип мышления. Для эпистемы классического рационализма язык – прозрачное средство выражения мысли, отсюда вера людей, воспитанных в рамках этой эпистемы, в наличие сущностей вещей, объективных законов мира. В эпистеме современной язык – самостоятельная сила, мир нам дается через язык, следовательно, нам дан не мир, а его языковая картина, ни о каких сущностях тут уже говорить невозможно (тут выводы Фуко смыкаются с выводами Барта о «смерти человека»). Наука как предприятие по получению достоверного знания по Фуко – принадлежность уже уходящей эпистемы классического рационализма, она исчезнет, как исчезнут категории «автора», «сущности человека», утерявшие смысл в мире, который представляет собой один сплошной текст (гипертекст). В современном мире на первый план выступают гуманитарные науки, которые претендуют не на проникновение в сущность, а на интерпретацию смыслов, реконструкцию историю культуры, представленную как совокупность текстов.

Дальнейшую разработку структуралистского учению о науке мы находим у австрийского философа науки Вольфганга Штегмюллера, который применяет структуралистский метод для анализа структуры и развития научны теорий. Он устанавливает структурные компоненты теории (модели, законы), связи теории и эмпирии, и выделяет структурное ядро – правила по которым строится теория. Штегмюллер является сторонником теории Куна и пытается ее реконструировать в более строгой форме, используя методы структурализма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.