Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологическая философия науки




 

Феноменология – направление в философии ХХ века, основанное немецким философом Эдмундом Гусссерлем (1859-1938). Его основные работы: «Философия арифметики», «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «идеи чистой феноменологии и феноменологической философии», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Феноменология широко распространилась в Германии, других странах Европы, в Америке и в Азии, повлияла на немецкий (М. Хайдегер) и французский (Ж.П. Сартр, Мерло-Понти) экзистенциализм, герменевтику (Г.Гадамер). Феноменологическая философия стала базой для специальных исследований в области религиоведения, этики, истории науки и т.д.

Феноменология в понимании Гуссерля – это не философия, а метод. Пафос феноменологии можно выразить лозунгом «назад к предметам!», сформулированным в противоположность популярным в то время лозунгам «назад к Канту!», «назад к Гегелю!». То есть Гусссерль призывал изучать не философские учения о вещах, а сами вещи. Феноменологии разработали специальную операцию – феноменологическую редукцию при помощи которой предмет «очищается» от словесных, метафизических и других наслоений, которыми они обрастают в нашем восприятии (поскольку любая вещь в нашем сознание связана с разными ассоциациями, например, глядя на березу, мы вспоминаем стихи Есенина). Однако Гуссерль далек от матералистически-натуралистического понимания вещей. Вещь – это не чувственный предмет. От чувственной оболочки тоже нужно избавиться при помощи «феноменологической редукции». Вещь – это явленность интеллигибельной, духовной сущности, «типического модуса», эйдоса. Феноменолог интересуется не фактами как таковыми, а общими «модусами», сущностями, которые стоят за этими фактами, и придающими бытию фактов случайному самому по себе, всеобщий характер. Феноменолога интересует не отдельная моральная норма, а норма вообще, не отдельный равносторонний треугольник, а идея треугольника вообще, причем идея предшествует вещи. Чистая феноменология есть познание «чистым сознанием» «чистого я» «чистых феноменов» – говорит Гуссерль. Как видим, эти сущности чистые (феномены) Гуссерль отказывается понимать в платоновском смысле, как объективно существующие нематериальные объекты (не принадлежащие человеческому «Я»), он близок скорее, к трансцендентальной или субъективно-идеалистической традиции, он считает, что эти общие идеи конструируются сознанием («чистым Я»). Сознание по Гуссерлю – это единственно существующая для нас реальность. Мир нам дан не непосредственно, а через сознание, и изучать мы можем лишь сознание, но не его эмпирическое или психологическое содержание (его нужно исключить из рассмотрения при помощи феноменологической редукции), а глубинный слой сознания, чистое сознание, где коренятся эйдосы. Сознание и наиболее очевидная реальность. В этом Гуссерль отталкивается от Декарта: наиболее очевидно существование того, что может выдержать проверку радикальным сомнением; можно сомневаться во всем – в существование внешнего мира, тела человека, Бога, но нельзя сомневаться в существование сознания, потому что сомнение – уже акт сознания. Поэтому вообще говоря, по Гуссерлю, кроме сознания ничего нет.

Но сознание интенционально, то есть всегда направлено на что-либо, сознание содержит в себе знания о чем-либо. Сознание предполагает существование феноменов сознания, и если речь идет о «чистом сознании», то есть о сознании, из которого исключены психологические, философские, языковые напластования, то эти феномены не что иное как указанные модусы или эйдосы. Но было бы неправильным их противопоставлять, сознание есть не субстанция а процесс, сознание осознает, и само сознание слито со своими феноменами. Процесс рефлексии над связями смыслов значений феноменов чистого сознания и есть феноменологическая редукция. Таковы общие положения феноменологии.

Основы феноменологической философии науки был заложены уже самим Гуссерлем. Он констатировал кризис европейской классической науки, созданной Галилеем. Эта наука разрушила «жизненный мир», непосредственное, наивное, донаучное, мифологическое восприятие мира человеком, подменила его миром логических схем и законов, в котором нет места человеку. Наука дегуманизировала мир. В понятиях и схемах науки нет подлинной реальности, так как они вырастают из жизненного мира, из наивного опыта, а не из глубин чистого сознания. Феноменология противопоставляет бездушной объективности галилеевской науки, интенциональность, ориентированность философии на мир чистого сознания, на сущности-эйдосы. Тем самым феноменология претендует на возвращение человека, «разорванного на части» сциентистской научной традиций, к своим основам. Феноменология призывает примирить разум и жизнь, тем самым будет преодолен фундаментальный кризис европейской культуры, так как именно ее неотъемлемым феноменом является наука, основанная на математической и логической рациональности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.