КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Й этап – выявление качеств, опасных для общения
Тактические приемы третьего этапа Прием «Формулирование принятого» означает проговаривание вслух того, что собеседник специально желает подчеркнуть. Это и удовлетворяет партнера, и сокращает количество попыток повторять то, что он уже однажды высказал. Прием «Подведение итогов» – суммирование высказанного ранее Прием «Сходные мнения» («Уподобление») – высказывания о том, что, по вашему мнению, служит доказательством идентичного понимания отдельных моментов в поведении и отношениях. Например, вы можете спросить: «Согласны ли вы с тем, что, по возможности, нужно быть откровенным?» Прием «Оправданные ожидания» – высказывание некоторых суждений о том, что вы ожидали именно такого поведения, решения вопроса или способа взаимодействия («Я и сам так о вас думал», «Я полагал, что вы решите этот вопрос точно так же, как и я»). Признаки и показатели третьего этапа: а) первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении; б) подчеркивание собственных качеств и свойств; в) появление повторяющихся штампов в выражениях (например, частое обращение к одним и тем же словам: «откровенно говоря», «прямо скажу», «об этом нужно основательно подумать» – означает предложение принять его откровенность или стремление быть прямым, либо желание быть осторожным); г) оповещение о типичных привычках и предпочтениях: «я привык...», «обычно я...», «я люблю...», «мне нравится...». Результаты третьего этапа: – создается некоторое общее представление о качествах, которые предлагаются партнерами для общения; – утаиваются негативные качества. Достижением данного этапа должно стать первое «ощущение взаимопонимания», а именно, ваш собеседник считает, что в достаточной степени понимает если не ваши качества, то хотя бы ваши желания, и одновременно «ощущает», что сам является понятым. Именно это способствует активизации общения.
Основная задача этапа – определить качества, опасные для общения, и их силу относительно всех остальных, а также степень вероятности их проявления при различных обстоятельствах. Таким образом должна быть обеспечена предсказуемость появления конкретного качества партнера в конкретных обстоятельствах. Положительные факторы: а) нацеленность на то, чтобы не фиксировать ваше внимание на появившихся или установленных качествах партнера; б) отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и эмоций собеседника при их обнаружении; в) понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных отношений; г) готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут раскрыты. Отрицательные факторы: а) ваше поведение может быть расценено как «выведывание качеств»; б) маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы о качествах); в) ваши прямые вопросы относительно отрицательных качеств собеседника. Механизмы четвертого этапа разделяются на механизмы, которые обеспечивают обнаружение качеств, и механизмы, которые дают возможность проверить их силу. Например, сопоставляется то, что было ранее объявлено вашим партнером как «сдержанность», с тем, что реально наблюдается в его поведении. Если объявленное совпадает с вашим наблюдением, значит, сокрытие отсутствует. В другом случае «срывы» и вспышки гнева дают вам основание считать, что заявленная ранее сдержанность нереальна, возможно, она маскирует какое-либо более опасное качество (например, агрессивность). Таким образом, на основе сравнения одного Основой механизма, позволяющего выявлять скрываемые качества, является фиксация внезапно возникшего отклонения от сформировавшегося стиля поведения – это следствие ослабления контроля за своим поведением. Первыми выходят из-под контроля те качества, которые были На данном этапе необходимо применять следующие принципы: Принцип «Инициативы». Не ожидая сообщений от своего собеседника, вы должны продемонстрировать готовность начать рассказывать Принцип «Откровенности». После установления определенных Основная задача данного принципа – вызвать у собеседника ощущение полной безопасности при раскрытии им своих отрицательных качеств: он должен быть уверен в том, что полученная вами информация не будет использована ему во вред. Принцип «Эквивалентности». Необходимо сообщать о себе столько и в той же мере, сколько сообщает о себе ваш собеседник. В отличие от других этапов здесь допускаются ваши сомнения и могут быть высказаны возражения. Споры являются нормальным явлением, создающим необходимый фон отношений. Одной из основных особенностей тактики вашего поведения на данном этапе должно стать постепенное приближение к проблеме скрываемых (отрицательных) качеств собеседника. Следует начинать с признания о своих слабостях. Так, можно сообщить о некоторых ваших привычках, которые могут отрицательно влиять на процесс общения. Например: «Я имею привычку все время говорить и не давать возможности высказаться собеседнику... Может быть, я злоупотребляю этим и в нашем разговоре?» (тем самым вы одновременно подчеркиваете Далее можно переходить к суждениям о собственных не одобряемых качествах, мешающих коммуникации. Например: «Я говорю часто непонятно. Это мой недостаток и своеобразный эгоизм. Как правило, выговариваешься сам, сознавая, однако, что страдает собеседник» или «В беседе часто приходится контролировать свою несдержанность. Вы, если можете, напоминайте мне, когда я делаю первые попытки, свидетельствующие На данном этапе общения вы можете: а) допускать споры, но не осуждение; б) придавать большее значение самому факту сообщения о скрытом, нежели характеристике его содержания; в) постоянно подчеркивать свое собственное доверительное отношение к собеседнику, проявлять уверенность в том, что все сказанное останется известным только вам двоим; г) в случае возникновения спора немедленно прекращать его. При проведении переговоров вы можете столкнуться с испытанием вас на надежность, которое заключается в том, что ваш собеседник начинает задавать вопросы, в которых звучит всегда один и тот же мотив: каково ваше мнение о некоторых отрицательных свойствах других людей Если ваш партнер по общению не стремится к высказываниям, можно применить психологические приемы: Прием «Высказывание сомнений» заключается в том, что некоторые сообщения собеседника вы подвергаете сомнению сразу же после их высказывания. Поводом для таких сомнений должно быть какое-либо неожиданное несоответствие в только что высказанном. Прием «Сопоставление противоречий». Когда нужно вызвать человека на активность, на самостоятельное высказывание, следует сопоставить все противоречия, которые могут быть «предъявлены» ему как собственные. Прием «Диагностические вопросы». Ваши вопросы, касающиеся свойств и качеств других людей, побуждают партнера высказать свое мнение по поводу их характеристик. Таким образом вы выясните его отношение к отрицательным качествам людей и представление о правильности поведения окружающих. Прием «Вызов спора» заключается в том, что вы начинаете спорить по какому-либо поводу, происходит острый обмен мнениями, где собеседник раскрывается. Прием «Расслабление». Иногда человек готов рассказать о себе, но в то же время чувствует себя неловко, неуверенно, не знает с чего начать разговор. В этих случаях целесообразно снять напряжение, отвлекая его внимание на посторонние темы. Признаки и показатели четвертого этапа: а) выражение партнером сомнений в устойчивости и достоверности проявленных им ранее качеств; б) расспросы, просьбы сообщить, какой может быть сделан партнером выбор в той или иной ситуации («Не может быть, чтобы вы ничего не сказали ему в тот раз», «Наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации»); в) стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях, о неправильном первом впечатлении («Вы сильно ошиблись г) своеобразная самокритика, проявляющаяся в высказываниях вашего партнера о своем поведении («Я обычно бываю чересчур резким в таких ситуациях», «Я не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах»); д) рассказы собеседника о себе как о другом человеке; е) до того, как вы выскажете свое суждение о партнере, он стремится сам высказаться о себе («Вы хотите сказать, что я недостаточно осведомлен», «Вы сейчас думаете, что все, о чем вы мне говорите, не пойдет впрок»); ж) особое отклоняющееся поведение или поступок собеседника для определения вашей реакции: «А если я обманул вас?»; з) попытка партнера навязать вам спор или дискуссию. Результаты данного этапа: – в ходе выявления отрицательных качеств вы должны учитывать способы их сокрытия и выявить мотивы маскировки; – осознание того, что ранее скрываемое стало известно вам, становится важным обстоятельством и для вашего партнера. Существенный результат четвертого этапа – выяснение качеств, которые являются помехами в общении (рассеянность, невнимательность, перебивание). В дальнейшем вы должны будете либо избегать ситуаций, в которых они могут проявиться, либо учитывать их.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |